Гордиане и Филиппе Аравитянине

При сыне С. Севера— жестоком КАРАКАЛЛЕ (211-213 гг.) преследование христиан продолжалось, хотя особых законов не издавалось.

Со времени ГЕЛИОГАБАЛА (216-222) римское правительство на некоторое время оставило христиан в покое. Гелиогабал не преследовал христиан, т.к. сам не был привязан к государственной религии. Народные возмущения тоже начинают ослабевать. Язычники, под влиянием христианских мучеников за веру, разубеждаются в своих подозрениях относительно жизни и учения христиан.

АЛЕКСАНДР СЕВЕР (222-235), сын Юлии Маммея, почитательницы Оригена, смотрел на христиан с более правильной точки зрения, чем его предшественники. Будучи неоплатоником (по учению которых, истинного богопознания надо искать не в одной какой-либо религии, а во всех), Александр Север если не считал христианство истинной религией, то, во всяком случае, находил его достойным уважения. В его божнице, наряду с языческими изображениями, стояло изображение Авраама и Иисуса Христа. Но правительство не объявляло христианство "дозволенной религией".

Преемник Александра Севера — МАКСИМИН ФРАКИЯНИН (235-238), убивший Александра Севера, поддерживал языческую партию. Он издал эдикт, повелевающий преследовать христиан, особенно пастырей Церкви. Но его царствование продолжалось недолго.

При двух последующих императорах — ГОРДИАНЕ (238-244) и ФИЛИППЕ АРАБЕ (244-249) христиане жили опять спокойно. Некоторые предполагают, что Филипп-Аравитянин был тайным христианином.

Таким образом, за исключением Каракаллы и Максимина Фракиянина, христиане в течение почти сорока лет пользовались спокойствием. За это время христианство распространилось настолько, что не было города, где не было бы христианской общины и то довольно многочисленной. Христианство принимали многие из богатых и знатных людей.

Народные массы по отношению к христианам стали сдержаннее. Языческая же партия, с другой стороны, ненавидели их еще больше, ожидая случая, когда императорская власть будет в руках человека, разделяющего ее взгляды, чтобы произвести решительное истребление христиан, что и случилось при Деки Траяне.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ГОНЕНИЙ

Гонения при Декии

С половины III века, именно со времени царствования имп. ДЕКИЯ ТРАЯНА (249-251), Римское государство вступает в третий и последний фазис историй гонений на христиан.

Римское правительство теперь само берет на себя инициативу в преследовании христиан и ведет преследование своими средствами. Гонения теперь принимают характер систематичности и всеобщности, объявляются повсеместно, т.е. преследуются все христиане без различия пола, возраста, общественного положения и на пространстве всей империи. Это была последняя борьба Римского государства с христианством.

Против Богооткровенной христианской религии, против последователей Христа Спасителя, кротких и смиренных, вооружилась и восстала целая мировая империя, вооруженная с ног до головы. Что могли противопоставить этому страшному натиску христиане, вооруженные только горячей верой в Христа Спасителя и строгостью своей жизни? Они могли выставить в противовес только свою геройскую стойкость в испытаниях, свою кровь, свою жизнь. Церковь чтит большое количество мучеников этого временя, известных по имени, а также и тех, имена коих ведомы только Господу. Вот краткая характеристика третьего периода история гонений на христиан.

Начало такому повороту в отношениях между христианством и Греко-Римской империей положено имп. Декием Траяном. Это был храбрый воин, опытный полководец и разумный государственный деятель. Единственной своей целью он ставил сохранение древних римских учреждений и обычаев. Главное препятствие к возвращению к старым порядкам он видел единственно в христианстве. Отсюда Декий был первым убежденном противником христианства, хорошо понимавшим его универсальное стремление. Партии языческих фанатиков такой государь и был нужен. С христианами, отступившими от древней языческой религии и стремившимися заменить ее новою, Декий задумал поступить очень просто — истребить их совершенно.

Первый эдикт, поднявший гонение на христиан, был издан в 250 г. Характерной особенностью данного гонения было, во-первых, то, что эдикт распространялся на каждого христианина, кто бы он ни был по своему полу и возрасту; женщины и дети так же подлежали его действию, как взрослые мужчины. Во-вторых, предписывалось всем властям производить розыски христиан. Раньше этого не было (разве только при Марке Аврелии), по закону Траяна христиане властями не разыскивались.

Теперь же и помощь местным президам назначались по провинциям специальные комиссии из пяти человек. Эти комиссии назначали определенный день, когда все должны были явиться в комиссию для засвидетельствования своих религиозных убеждений. Отрекавшимся от Христе выдавались удостоверения. Упорствующих христиан отсылали на пытки. Третьей характерной чертой является привлечение к ответственности предстоятелей Церкви. В это время пострадали и скончались в тюрьмах еп. Римский Фабиян, еп. антиохийский Вавила, еп. Александр Иерусалимский, перенес разные истязания знаменитый учитель Церкви Ориген.

Четвертой особенностью гонения было то обстоятельство, что власти, получив распоряжение применять пытки, начали приговаривать к смерти. Пытками надеялись вынудить отречение. Отсюда, в это гонение было много исповедников, но многие, не выдержав пыток, отрекались. Высшие сановники отрекались добровольно, иные по трусости, иные же после пыток.

Пятою особенностью гонения было бегство христиан от преследования в пустыни. Св. Григорий Неокисарийский удалился в недоступные места со своей паствой. Св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский также удалились в пустыни и оттуда руководили своей паствой. Имущество бежавших конфисковывалось.

Гонение христиан при Декии превосходило все предшествующие. Полиция по всем уголкам разыскивала христиан и приводила их к комиссии. К счастью христиан, гонение продолжалось только два года — Господь хранил свою Церковь. В конце 251 года Декий был убит во время войны с готами, и гонение на короткое время стихло.

Наши рекомендации