Нововведение бывает не имеющим никакой основы и добавленным к тому, что имеет основу

Также нововведение делится на не имеющее никакой основы, что именуется как «аль-бид’а аль-хакыкыя», и нововведение, добавленное к тому или иному виду поклонения, узаконенному в шариате, что именуется как «аль-бид’а аль-идафия». См. “Танбих улиль-абсар” 96, “Нур ас-Сунна” 41.

Нововведений, не имеющих никакой основы в шариате (аль-бид’а аль-хакыкыя), к большому сожалению весьма много. И это то, на правомочность чего нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне, ни единогласного мнения. К их числу можно отнести приближение к Аллаху посредством монашества, запрещать для себя что-либо дозволенное из мирских вещей, считая это благом, и т.п. Например, имам Малик запрещал стояние на солнце, молчание или обет отправиться куда-либо пешком, называя это грехом, когда это относили к поклонению. Имам аш-Шатыби, цитируя имама Малика, сказал: “Вдумайтесь, как Малик запретил стояние на солнце, молчание и обет идти пешком до Шама или Египта и назвал все это грехом! Эти деяния в основе своей являются дозволенными, однако когда их приписали к религии и посредством них решили поклоняться Аллаху, имам Малик назвал их грехами”. См. “аль-И’тисам” 2/534.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Ношение шерстяной одежды с целью поклонения Аллаху, является нововведением”. См. “Маджму’уль-фатауа” 11/555.

Также имам аш-Шатыби перечисляя виды нововведений, которые внедрили в религию и сделали частью шариата, упомянул: “Из числа этого – придерживаться определенных вещей в строго определенной форме, как например, совместное поминание Аллаха в один голос, или избрание ‘Идом (праздником) маулид – день рождения пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-И’тисам” 1/39.

Что же касается нововведения, добавленного к поклонению, имеющему основу в шариате (аль-бид’а аль-идафия), то имам аш-Шатыби сказал, поясняя это понятие: “Это когда основа поклонения является узаконенной, однако эта добавка выходит из шариатской основы по причине отсутствия доказательства (на нее)”. См. “аль-И’тисам” 2/140.

Таким образом, под «добавленным нововведением» речь идет о том, что примешалось из но-вовведений к поступку, имеющему основу в шариате, как например, после узаконенных слов азана или молитвы добавляется что-то, на добавление или постоянное совершение чего нет никакого указания в религии. Когда имама Ибн Хаджара аль-Хайтами спросили о словах благословения за пророка (мир ему и благословение Аллаха) непосредственно в азане, он ответил: “Основа этого (произнесения азана), является Сунной, но данный вид (произнесение благословения за пророка в самом азане) – нововведение!” См. “аль-Фатауа аль-хадисия” 1/131.

Также ученые к такому разделу нововведений относили различные виды поклонения, как молитва, пост и т.п., совершаемые в неузаконенном виде. Как, например, молитва именуемая «рагъаиб». Это намаз в двенадцать рака’атов, который совершают некоторые несведущие люди в первую пятницу месяца Раджаб. Подобная молитва не имеет никакой основы в шариате и является нововведением по мнению имамов всех мазхабов. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/239, “аль-Мадхаль” 1/294.

Или же молитва, совершаемая в середине месяца Ша’бан, именуется «салятуль-бараа». Она также относится к числу нововведений в религии, не имеющей шариатской основы. См. “ас-Сунан уаль-мубтади’ат” 156.

Для ясности можно привести весьма полезные слова шейха ‘Али Махфуза, который говорил: “Следовать обобщенным текстам, не обращая внимания на разъяснение этого поступками пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его оставлениями, является следованием сомнительному, неясному (муташабиху), которое запретил Аллах! Ведь если мы обратимся к обобщенным текстам, не обращая внимания на конкретизацию, то мы откроем огромную дверь нововведениям, которым не будет конца. Вот тебе пример тому, о чем мы говорим: В хадисе у ат-Табарани пришло: «Наилучшее деяние – это намаз». Если брать общий текст этого хадиса, то каким образом молитва рагъаиб и молитва в середине ша‘бана (салятуль-бараа) будет порицаемым нововведением, когда это относится к общему тексту хадиса?! Однако ученые указали на то, что эти два намаза являются скверным, порицаемым нововведением!

Второй пример: Аллах говорит: «Призывай к пути Господа своего мудростью и добрым увещеванием». И также говорит: «Поминайте Аллаха много!» Представьте того, кто опираясь на это, решит совершать азан для молитвы двух праздников, молитвы затмения или тарауих. А если мы скажем: «Как ты можешь совершать то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не делал и не повелевал этого делать?!» Он нам ответит: «Поистине, муаззин является призывающим и поминающим Аллаха!» Так каким образом ты предоставишь ему довод и опровергнешь его нововведение?!

Третий пример: Аллах говорит: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют пророка, о вы, которые уверовали, благословляйте его и приветствуйте часто!» Опираясь на это внешнее и обобщенное веление можно приближаться к Аллаху благословением на Его пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стоя в молитве и в поясном поклоне и земном и в различных местах, в которых пророк (мир ему и благословение Аллаха) не установил благословения за него! Кто тот, кто установил приближение к Аллаху Всевышнему посредством такого, и будет ли намаз такой правильным, когда нам известен хадис: «Молитесь так, как вы видели совершающим молитву меня»?!” См. «аль-Ибда’» 25.

В качестве примера тому, о чем идет речь, можно привести хадис, переданный от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил проповедь, он увидел стоящего человека и спросил о нем. Люди сказали: “Это – Абу Исраиль, который дал обет стоять на солнце, и не садиться, не укрываться в тени, не разговаривать и поститься”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Велите ему, чтобы он разговаривал, укрывался в тени и садился, а пост свой пусть доведет до конца»”. аль-Бухари 6704.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел этому человеку соблюдать только пост, запретив все остальное, поскольку пост – это поклонение, которое любит Аллах. А то, что он совершал помимо поста, не являлось поклонением, которое приближает к Аллаху, даже если кто-либо и считает так”. См. “Маджму’уль-фатауа” 11/614.

Имам аш-Шатыби сказал: “Поистине, «бид’а хакыкыя» (не имеющая основы) хуже грехом, чем «бид’а идафия» (добавленное нововведение), поскольку оно явно запрещено, является явным противоречием и выходом из Сунны, как заблуждение къадаритов, или непринятие хадисов «хабар аль-ахад», непризнание единогласного мнения, дозволение вина, утверждение о непогрешимости имамов, и тому подобное”. См. “аль-И’тисам” 2/145.

Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, разъясняя положения, связанные с «бид’а идафия», сказал, что деяние становится нововведением по причине добавления, искажения или изменения существующего поклонения с одной из шести сторон несоответствия шариату, а это:

Причина

Если у того или иного поклонения появилась причина, неузаконенная шариатом, то это поклонение становится нововведением, которое будет отвергнуто. Примером этого является то, что некоторые люди выстаивают двадцать седьмую ночь месяца Раджаб. Они обосновывают это тем, что в эту ночь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был вознесен на небеса. Ночные молитвы (тахаджуд) являются поклонением, однако как только оно привязалось к этой причине, то стало нововведением, поскольку это поклонение построено на причине, которая не установлена шариатом. И это описание – соответствие шариату причины – очень важное, посредством чего распознается большое количество нововведений, которые ошибочно считают Сунной.

Вид (род)

Необходимо, чтобы поклонение соответствовало шариату в роде и виде данного поклонения. Если человек будет пытаться приблизиться к Аллаху видом поклонения, которое не узаконено шариатом, то это поклонение также не будет принято. Примером может быть то, если человек в день ‘Ида принесет в жертву коня. Его Жертвоприношение не будет считаться действительным, так как несоответствие шариату здесь в роде, виде жертвенного животного, так как жертвоприношение в ‘Ид аль-адха можно делать только самцами и самками трех видов домашних животных: верблюд, бык и баран (козел).

Количество (размер)

Нельзя увеличивать или уменьшать количество при совершении поклонения, если шариат установил в этом поклонении количественные рамки. Если человек решит добавить и вменить в обязанность молитву к уже установленным обязательным молитвам или решит увеличить число рака’атов в обязательной молитве, то эта молитва у него не примется, так как противоречит шариату в установленном количестве. К примеру, если решит совершить обеденную молитву (зухр) в пять рака’атов, то его молитва будет недействительна.

Наши рекомендации