Объяснение и обоснование в писании
А. Определение понятия «грех»
История человеческого рода, как она представлена в Писании, — это, прежде всего, история человека в состоянии греха и борьбы с Богом, а также история Божьего плана спасения, направленного на то, чтобы привести чело-века обратно к Богу.
Мы можем определить понятие «грех» следующим образом: грех — это любое несоответствие моральному закону Бога в действии, в состоянии или в природе. Грех здесь определяется в соотнесении с Богом и с Его моральным законом. Грех — это не только индивидуальные поступки, такие, как воров-ство, ложь или убийство, но также состояния, которые противоречат требова-ниям, предъявляемым нам Богом. Мы видим это уже в десяти заповедях, ко-торые запрещают не только греховные действия, но также и вредные состоя-ния: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Здесь Бог уточняет, что желание украсть или совершить прелю-бодеяние также является грехом в Его очах. Нагорная проповедь также запре-щает греховные состояния, такие, как гнев (Мф. 5:22) или похоть (Мф. 5:28). Павел перечисляет такие состояния, как зависть, гнев и эгоизм (Гал. 5:20), и говорит, что они являются делами плоти, которые противоположны желаниям Духа (Гал. 5:20). Таким образом, жизнь, угодная Богу, связана с моральной чистотой не только в поступках, но также и в сердечных устремлениях. Ведь величайшая заповедь требует, чтобы наше сердце пришло в состояние любви к Богу: «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот, первая запо-ведь»(Мк. 12:30).
Данное выше определение уточняет, что грех есть несоответствие Божье-му моральному закону не только в действии и в состоянии, но также и в нашей моральной природе. Сама наша природа, наше внутреннее содержание, сама суть того, чем мы являемся, как личность, также может быть греховной. До того, как мы были искуплены Христом, мы не только совершали греховные поступки и пребывали в греховных состояниях, мы были также грешниками
по природе. Поэтому Павел и говорит, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8, курсив мой. — У. Г.), или что прежде мы «были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:3, курсив мой. — У. Г.). Даже во сне неверующий, хотя он и не совершает греховных действий и не лелеет в себе греховных состояний, все же «грешен» в очах Божьих; его природа гре-ховна и не соответствует Божьему моральному закону.
1 См., напр.: А. Н. Strong, Systematic Theology, pp. 567-573. Стронг, однако, определя-ет себялюбие весьма своеобразно, и смысл, который он вкладывает в этот термин, отли-чается от обычного употребления, когда под себялюбием подразумевают просто заботу о самом себе или заботу о себе за счет других людей. Стронг рассматривает себялюбие как «такой выбор личного блага в качестве наивысшей цели, который составляет антитезу наи-высшей любви к Богу» (р. 567), и как «фундаментальный и позитивный выбор предпочте-ния себя самого, а не Бога как объекта преданности и наивысшей цели бытия» (р. 572). Определяя себялюбие таким образом и, в частности, как противоположность любви к Богу и «любви к тому, что наиболее характерно и фундаментально в Боге, а именно Его святости» (р. 567), Стронг, фактически, близок к нашему определению (несоответствие моральном закону Бога), особенно в сфере состояний (которые, как он объясняет, вле-кут за собой поступки). Поскольку Стронг определяет «себялюбие» таким необычным образом, его определение, в общем-то, не вступает в противоречие с Писанием, так как он просто утверждает, что грех — это противоположность великому повелению любить Бога всем нашим сердцем. Проблема заключается в том, что он использует слово «себя-любие» в значении, которое не принято в широком употреблении, и поэтому его опреде-ление греха часто понимается неверно. В данном разделе мы возражаем не против пони-мания греха как себялюбия в необычном смысле, по Стронгу. Мы не согласны с подоб-ным определением, если слово «себялюбие» понимается в его обычном значении.
2 Конечно, себялюбие, которое нацелено на достижение нашего собственного блага за счет других людей, — негативное явление, и именно это имеется в виду, когда Писа-ние говорит нам: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смирен-номудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:3). Однако различие между се-бялюбием в отрицательном смысле и стремлением к собственному благу, которое не про-тиворечит Писанию, многими людьми понимается смутно.
Были предложены также и другие определения сущности греха. Возмож-но, самое распространенное определение заключается в утверждении о том, что грех—это себялюбие1. Однако подобное определение неудовлетворитель-но, так как: 1) Писание не определяет грех таким образом; 2) забота о себе часто является благом и одобряется Писанием, как, например, в том случае, когда Иисус повелевает: «Но собирайте себе сокровища на небе» (Мф. 6:20), или ког-да мы стремимся возрасти в святости и в христианской зрелости (1 Фес. 4:3), или даже когда мы приходим к Богу через Христа. Бог, несомненно, призывает заботиться о самих себе, когда говорит грешникам: «Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11). Если мы определим сущностную природу греха как себялюбие, то многие люди придут к убеждению, что они должны отречься от любого устремления, направленно-го на их личную выгоду, что, безусловно, противоречит Писанию2; 3) часто грех не является себялюбием в обычном смысле этого слова — люди могут троявлять бескорыстную преданность лжерелигии, светским, гуманистичес-<им или политическим целям, которые противоречат Писанию, но не обу-уювлены «себялюбием» нив одном из распространенных значений этого ело-за. Более того, ненависть к Богу, поклонение идолам и неверие обычно вызва-иы не себялюбием, и все же эти явления — очень тяжелые грехи; 4) такое эпределение предполагало бы, что неправомочность или грех присутствовали гакже в действиях Бога, так как наивысшая цель Бога — искать Своей славы [Ис. 42:8;43:7,21; Еф. 1:12). Однако такой вывод явно неправилен.
Гораздо правильнее определять грех так, как это делает Писание, исходя лз соотношения с Божьим законом и Его моральными качествами. Иоанн го-ворит нам, что «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Когда Павел желает пока-$ать всеобщую греховность человечества, он обращается к закону Бога, будь го писаный закон, данный иудеям (Рим. 2:17—29), или неписаный закон, дей-;твующий в совести язычников, которые своим поведением «показывают, что цело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2:15). В обоих случаях их грехов-ность доказывается по их несоответствию моральному закону Бога.
И наконец, мы должны отметить, что это определение подчеркивает тя-жесть греха. Из опыта мы понимаем, что грех наносит вред нашей жизни, что он привносит в нее боль и деструктивные последствия, которые могут отра-зиться также и на других людях. Но определение греха как несоответствия оральному закону Бога подчеркивает, что грех — это не просто боль и де-структивные последствия, это нечто неправильное в самом глубоком смысле этого слова. В мире, сотворенном Богом, грех не может быть одобрен. Грех прямо противоположен всему благому в сущности Бога. Бог вечно наслажда-ется Собой и всем тем, чем Он является, и вечно ненавидит грех. По своей сути грех — это противоречие сути Его моральных качеств. Грех противоречит святости Бога, и Он должен ненавидеть его.