Когда и каким образом нам даруется состояние праведности?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

В предшествующих главах мы разбирали евангельский призыв (призыв Бога веровать в Христа ради спасения), рождение свыше (через которое Бог наделяет нас новой духовной жизью) и обращение (в котором мы отвечаем на евангельский призыв раскаянием в грехах и верой ради спасения). Но как обстоит дело с наказанием за наши грехи? Евангельский призыв говорит нам, что мы должны верить для того, чтобы нам были прощены наши грехи. Рожде-ние свыше сделало нас способными откликнуться на этот призыв. В обраще-нии мы реализуем наш ответ, веруя в Христа ради прощения грехов. Следую-щим шагом в процессе спасения будет ответ Бога на нашу веру. Он свершает то, о чем дал нам обетование, а именно признает наши грехи прощенными. Это должно быть законным признанием особого характера наших взаимоотно-шений с Божьим законом, утверждением, что мы полностью прощены и боль-ше не подлежим наказанию.

Правильное понимание учения об оправдании абсолютно принципиаль-но для христианства в целом. Когда Мартин Лютер осознал истину об оправ-дании одной только верой, он стал христианином и исполнился новой для него радостью Евангелия. Самым первым испытанием протестантской Реформа-ции была дискуссия с Римско-католической церковью об оправдании. Если мы стремимся сохранить евангельскую истину для будущих поколений, мы должны правильно осознавать истину об оправдании. Даже сегодня верный взгляд на оправдание — это разделительная линия между библейским Еван-гелием спасения одной лишь верой и лжеевангелиями спасения, основанных на добрых делах.

Когда Павел рассматривает процесс спасения, он прямо называет оправ-дание: «А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправ-дал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30, курсив мой. — У. Г.). Как мы показали в предыдущей главе, слово «призвал» означает здесь актуаль-ный призыв Евангелия, который включает в себя также и рождение свыше, за которым следует наш ответ в раскаянии и вере (или обращении). После

актуального призыва и ответа с нашей стороны следующим шагом в процес-се спасения будет «оправдание». Павел отмечает, что это — акт Самого Бога: «а кого оправдал, тех и прославил».

Более того, Павел достаточно ясно говорит о том, что оправдание проис-ходит после того, как мы обретаем веру, и в ответ на нашу веру:« Во время дол-готерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26, курсив мой. — У Г.). Павел говорит также: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28, курсив мой. — У Г.). «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1, курсив мой. — У Г.). «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2:16, курсив мой. — У Г.).

Но что такое оправдание? Мы можем определить его следующим обра-зом: оправдание есть единовременное деяние Божье, в котором Он !)мыслит о наших грехах как о прощенных и о праведности Иисуса как о принадлежащей нам; 2)признает нас праведными в Его глазах.

Разъясняя составные части этого определения, мы сначала рассмотрим вторую его часть: аспект оправдания, в котором Бог «признает нас праведны-ми в Его глазах». Эти пункты рассматриваются в обратном порядке потому, что в Новом Завете слово «оправдание» и связанные с ним термины соотно-сятся в основном со второй частью этого определения. Однако есть также и места, в которых ясно говорится о том, что признание нашей праведности Бо-гом основывается на том факте, что Бог сначала думает о праведности как о чем-то, что принадлежит нам. Таким образом, следует рассмотреть оба аспек-та, хотя новозаветные термины, относящиеся к оправданию более связаны с тем, что Бог в этом акте признает нас праведными.

А. Оправдывая, Бог выносит официальное решение

Употребление слова «оправдать» в Библии показывает, что оправдание есть акт Бога, в котором Он выносит о нас официальное суждение. Слово «оправдать» в Новом Завете (греч. δικαιόω) обладает целым рядом значений, однако самое распространенное из них — «признать справедливым, правед-ным». Так, в Евангелии от Луки читаем: «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым» (Лк. 7:29). Конечно же, народ и мытари не сделали Бога праведным — этого никто не мог бы сделать. Они признали Бога праведным. Именно в этом значении этот тер-мин употребляется в тех местах Нового Завета, где говорится о том, как Бог признает кого-либо праведным (Рим. 3:20,26,28; 5:1; 8:30; 10:4,10; Гал. 2:16; 3:24). Это значение особенно четко проявляется в Рим. 4:5: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в пра-ведность». Невозможно предположить, что Павел здесь имеет в виду, что Бог «делает нечестивого праведным» (изменяя его внутренне и делая его морально совершенным), ибо тогда человек зависел бы от результата своих добрых дел. Павел хочет здесь сказать, что Бог признает нечестивого праведным в Своих глазах, и не на основе добрых дел, а в ответ на его веру.

Положение о том, что оправдание есть вынесение официального реше-ния, очевидно при сравнении с осуждением. Павел говорит: «Кто будет обви-нять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает?» (Рим. 8:33,34). «Обвинить» означает признать кого-либо виновным. Противоположностью осуждения является оправдание, т. е. «признание кого-либо невиновным». Это также очевидно из того факта, что Павел говорит об оправдании нас Богом в связи с тем, что кто-то обвиняет народ Божий: такое признание неправедное-ти не может устоять перед суждением о нашей праведности, изреченным Са-мим Богом.

Некоторые ветхозаветные употребления слова «оправдать» (напр., в Сеп-туагинте греч. δικαιόω) также подтверждают правильность изложенной трак-товки. Например, мы читаем о судьях: «Правого пусть оправдают, а винов-ного осудят» (Втор. 25:1). И в этом случае «оправдать» означает «признать праведным или невиновным», а «осудить» — «признать виновным». Утверж-дать, что «оправдать» означает здесь «сделать кого-либо внутренне благим», было бы бессмысленно, поскольку судьи не делают людей внутренне благи-ми, да они и не в состоянии сделать это. Приговор судьи в отношении пре-ступникатакже не делает человека внутренне преступным; судья просто кон-статирует, что человек виновен в определенном преступлении, которое и рас-сматривается в суде (ср.: Исх. 23:7; 3 Цар. 8:32; 2 Пар. 6:32). Таким же образом Иов не хочет признать, что его утешители правы: «Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми» (Иов. 27:5, в тексте то же самое еврей-ское и греческое слово «оправдывать» [имеется в виду Септуагинта. — При-меч. пер.]). Тоже самое находим и в Притчах: «Оправдывающий нечестиво-го и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом» (Прит. 17:15). Здесь представление об официальном признании какого-либо факта выра-жено особенно ясно. Нет никакого сомнения в том, что ни о какой мерзости пред Господом не шла бы речь, если бы слово «оправдывать» означало «еде-лать кого-либо внутренне благим или праведным». В таком случае «оправ-дать нечестивого» было бы прекрасным деянием в глазах Бога. Но если «оправ-дывать» — значит «признать праведным», то предельно ясно, почему «оправ-дывающий нечестивого» есть «мерзость пред Господом». Также Исайя призывает горе на голову тех, «которые за подарки оправдывают виновного» (Ис. 5:23). Здесь вновь слово «оправдывать» означает «признать праведным» (в контексте официального признания).

Павел часто употребляет это слово в значении «признать праведным» или «признать невиновным», когда говорит об оправдании нас Богом, о Его при-знании того факта, что мы, хотя и являемся виновными грешниками, тем не менее праведны в Его глазах. Следует подчеркнуть, что такое официальное признание само по себе не меняет нашей внутренней природы. В этом значе-нии слова «оправдать» Бог выносит о нас официальное суждение. Вот почему богословы говорят, что оправдание является судебным актом, где слово «су-дебный» означает «имеющий отношение к официальному судопроизводству».

Джон Мюррей проводит очень важное различие между рождением свыше и оправданием:

Рождение свыше — деяние Божье в нас самих; оправдание — сужде-ние Бога о нас. Разница такая же, как между действиями хирурга и су-дьи. Хирург, удаляя раковую опухоль, совершает нечто в нас самих. Но совсем другое дело судья — он выносит вердикт относительно нашего юридического статуса. Если мы невиновны, он признает это.

Чистота Евангелия зависит от признания этого различия. Если оправдание смешивается с рождением свыше или освящением, откры-вается путь для извращения самой сути Евангелия. Оправдание и сей-час есть вопрос того, быть церкви или не быть1.

Наши рекомендации