В. Как вера, так и покаяние длятся в течение всей жизни
7 Верно, что Павел сказал стражу темницы: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спа-сешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31). Тем не менее даже это высказывание содержит в себе признание того факта, что Иисус есть «Господь», более того, из следующего пред-ложения мы понимаем, что Павел сказал тому человеку гораздо больше, чем это ко-роткое наставление: «И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его» (Деян. 16:32).
Мы рассмотрели веру и покаяние как два аспекта обращения в самом начале христианской жизни, но важно осознавать, что вера и покаяние не огра-ничены началом христианской жизни. И то и другое является скорее состоя-нием нашего сердца, которое мы, как христиане, сохраняем в течение всей нашей жизни. Иисус велит своим ученикам ежедневно молиться так: «И про-сти нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). Эта молитва, если она произносится с подлинным чувством, подразумевает ежедневное ощущение печали о грехе и истинное раскаяние. Воскресший Хри-стос говоритлаодикийской церкви: «Кого Я люблю, тех обличаю и нака-зываю. Итак будь ревностен и покайся» (Отк. 3:19; ср.: 2 Кор. 7:10, курсив мой. — У. Г.).
Павел говорит нам о вере: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13). Павел, безусловно, имеет в виду, что эти три чувства присутствуют в человеке в течение всей его жизни, но он, вероятно, также имеет в виду, что они длятся в вечности: если вера есть дове-рие Богу и уверенность втом, что Он восполнит все наши нужды, то это ощу-щение никогда не ослабеет, даже в будущем веке. Однако в любом случае со-вершенно очевидно, что Павел подчеркиваеттотфакт, что вера длится всю нашу земную жизнь. Павел говорит также: «А что ныне живу во плоти, то живу ее-рою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20, курсив мой. — У. Г.).
Итак, несмотря на то что первоначальная спасительная вера и первоначалъ-ное покаяние случаются в нашей жизни лишь однажды, и тогда, когда они про-исходят, они составляют истинное обращение, тем не менее состояние веры и покаяния, которое поселяется всердце, получает лишь самое начало при обра-щении. Это состояние должно длиться в течение всей нашей христианской жиз-ни. Каждый день мы должны ощущать искреннее раскаяние в тех грехах, кото-рые мы совершили, и веру в Христа, т. е. уверенность в том, что Он восполнит все наши нужды и даст нам силы жить христианской жизнью.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Скажите, вы лично уже пришли к вере в Христа или пока лишь интел-лектуально и эмоционально одобряете факты, касающиеся спасения, но лично не устремляете свое доверие к Христу? Если вы пока еще не верите в Христа, что именно заставляет вас колебаться?
2. Помогла ли вам эта глава воспринимать веру в Христа в более личном пла-не? Если да, то как это помогает вам в усилении вашей веры? Полагаете ли вы, что детям легче, чем взрослым, поверить в Христа как в реальную личность, ныне жи-вущую на небесах? Если вы считаете, что это так (или наоборот), то почему? Что родителям-христианам следует рассказывать своим детям об Иисусе?
Если ваше знание о Боге возросло в процессе чтения этой книги, возросла ли вместе с тем и ваша вера? Если это так (или не так), то почему? Если ваша вера не возросла вместе со знанием, то что вы могли бы сделать для возрастания ва-шей веры?
Выражаясь в терминах человеческих взаимоотношений, скажите, когда вы в большей степени доверяете человеку: когда вы его не знаете или же когда узна-ете его получше (и понимаете, что этот человек действительно достоин доверия)?
Как это помогает вам осознавать, что ваше доверие Богу может возрасти? Что вы могли бы сделать уже завтра, чтобы лучше узнать Бога, лучше узнать Иисуса и Святого Духа?
Когда вы впервые обратились к Христу, испытывали ли вы искреннее со-жаление о грехе? Можете ли вы описать это ощущение? Привело ли это вас к ре-шимости отречься от греха? Случилось ли это задолго до того, как вы ощутили изменение вашего образа жизни?
Искренне ли вы раскаялись в грехе, или вы считаете, что слышали пропо-ведь «ослабленного» Евангелия, которая не включала в себя призыва к покаянию? Как вы полагаете, может ли человек подлинно веровать в Христа ради прощения грехов, не раскаиваясь при этом в грехах? Полагаете ли вы, что подлинное покая-ние заключается лишь в ощущении искреннего сожаления о грехе вообще или же в сожалении о конкретных грехах и в отказе от этих конкретных грехов?
Остались ли вера и покаяние неотъемлемой частью вашей христианской жизни, или это состояние сердца ослабело со временем? Каковы результаты ва-шей христианской жизни?
Специальные термины
Вера доверие покаяние
Библиография
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
Англиканские (епископальные) 1882-1892 Litton, 288-300
Арминианские (уэслианские или методистские)
Finney, 364-382
1875-1876 Pope, 2:367-385
1940 Wiley, 2:357-378
Carter, 1:496-499
Баптистские
Gill, 2:131-141
Boyce, 373-394
Strong, 829-849
Mullins, 368-385
Erickson, 933-942
Диспенсационалистские
Chafer, 3:371-393
Thiessen, 264-270
Ryrie, 324-327
Лютеранские
1917-1924 Pieper, 2:422-503
1934 Mueller, 319-366
Реформатские (или пресвитерианские)
Calvin, 1:340-367, 423-428 (2.6,7,9; 3.2-5), 542-684
Edwards, 2:578-596
Нерре, 526-542
Hodge, 3:41-113
Dabney, 600-612, 651-660
1887-1921 Warfield, BTS, 375-403; SSW, 1:267-282; SSW, 2:655-659; BD, 467-510
Shedd, 2b:529-537
1937-1966 Murray, CW, 2:235-274; RAA, 106-116
Berkhof, 480-509
Buswell, 2:175-186