Б. Неверие или неповиновение словам Писания означает неверие в Бога или неповиновение Ему
В предыдущем разделе было показано, что все слова Писания — слова Божьи. Следовательно, неповиновение или неверие любому слову Писания означает неверие в Бога или неповиновение Ему. Иисус обличает Своих уче-ников в том, что они не верят ветхозаветным Писаниям (Лк. 24:25). Верую-щим следует соблюдать слова учеников, т. е. повиноваться им (Ин. 15:20: «Если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше»). Верующие призва-ны помнить «заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами ваши-ми» (2 Пет. 3:2). Если кто-либо не повиновался писаниям Павла, он подвер-гался церковному наказанию, вплоть до отлучения от церкви (2 Кор. 13:2,3), и наказанию Божьему (судя по всему, именно такой смысл имеет глагол в стра-дательном залоге «пусть не разумеет» в 1 Кор. 14:38 [по-гречески αγνοείται — дословно: «не будет признан», «не признается». — Примеч. пер.]). Напротив, Богу угоден каждый, кто «трепещет» перед Его словом (Ис. 66:2).
11 Сюда относится также влияние секретарей (которых называли amanuenses, ед. ч.
amanuensis) на текст книги, см. приветствие Тертия в Рим. 16:22.
12 Я не отрицаю значения ораторских способностей, творческого подхода или соб-
ственного опыта в деле проповеди, поскольку хорошая проповедь включает в себя все
эти аспекты (см.: Прит. 16:21,23). Я говорю о том, что власть изменять жизни исходит от
самого Слова, и если проповедник действительно верит в то, что говорит, то его слушате-
лям это также становится очевидно.
В течение всей истории церкви величайшими проповедниками были те люди, которые понимали, что сами по себе они не являлись авторитетом; они видели свою задачу в том, чтобы разъяснять слова Писания и указывать на их применение в жизни слушателей. Их проповедь обретала силу не от про-возглашения собственного христианского опыта или опыта других людей, не от изложения собственного мнения, творческих идей или применения рито-рических навыков, а от мощного Слова Божьего12. Они просто стояли за ка-федрой, указывали на библейский текст и говорили общине: «Вот что означают эти стихи. Вы тоже видите в них этот смысл? Тогда вы должны верить им и повиноваться им всем сердцем, ибо Сам Бог, ваш Творец и ваш Господь, обра-щает к вам эти слова!» Только записанные слова Писания могут дать подоб-ную власть проповеднику.
В. Истинность Писания
/. Бог не может лгать. Суть авторитета Писания состоит в его способно-ста призвать нас к вере в него и повиновению ему, причем эта вера и повинове-ние равнозначны вере в Бога и повиновению Ему. По этой причине следует рас-смотреть вопрос об истинности Писания, так как вера в истинность всех слов Писания предполагает веру в совершенную истинность всего Писания. Хотя более подробно этот вопрос будет рассматриваться, когда мы приступим ктеме непогрешимости Писания (см. гл. 4), здесь мы все же коротко обсудим его.
Поскольку библейские авторы неоднократно утверждали, что слова Биб-лии, хотя и являются человеческими, — это слова Бога, уместно будет рас-смотреть библейские тексты, в которых говорится о природе слов Божьих, и применить их к словам Библии. В частности, есть целый ряд библейских ста-хов, в которых говорится об истинности того, что говорит Бог. В Тит. 1:2 гово-рится о «неизменном в слове Боге» или, если переводить дословно, о «не лгу-щем Боге». Поскольку Бог — это Бог, Который не может изречь «лжи», то Его словам всегда можно верить. Поскольку все Писание изречено Богом, Все Писание должно быть «не лгущим», как и Сам Бог: в Писании не может быть ничего неистинного13.
В Евр. 6:18 говорится о двух непреложных вещах (о клятве Бога и Его обе-товании), «в которых невозможно Богу солгать». Здесь автор говорит не толь-ко о том, что Бог не лжет, но о том, что для Него невозможно солгать. Хотя это и сказано в применении к клятвам и обетованиям, совершенно очевидно, что Богу невозможно солгать вообще (так как Иисус сурово обличает тех, кто го-ворит истину только под присягой: Мф. 5:33—37; 23:16—22). Также и Давид говорит: «Ты Бог, и слова Твои непреложны» (2 Цар. 7:28).
13 Некоторые исследователи говорят, что было бы слишком «примитивно» рассуж-дать следующим образом: «Библия — это слова Бога. Бог никогда не лжет. Поэтому Биб-лия никогда не лжет». Однако именно так рассуждает Павел в Тит. 1:2. Он говорит об обещании вечной жизни, которое было дано «прежде вековых времен» в Писании, и утверждает, что это обещание было дано «неизменным в слове Богом». Таким образом, утверждение об истинности Писания он основывает на утверждении об истинности ска-занного Богом. Возможно, этот аргумент «примитивен», однако он содержится в Писа-нии, и он верен. Поэтому нам следует, не колеблясь, принимать его и пользоваться им.
2. Все слова Писания совершенно истинны и не содержат заблуждений ни в одной своей части. Поскольку слова Библии — это слова Бога и поскольку
Бог не может лгать, или говорить неправду, правильно будет заключить, что нигде в словах Писания нет неправды или заблуждения. Мы видим, что об этом говорится во многих местах Библии. «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс. 11:7). Здесь псалмопевец использует яркие образы описания несравненной чисто-ты слов Бога: в них нет никакого несовершенства. Также в Прит. 30:5 читаем: «Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него». Не просто какая-то часть слов Писания истинна, но каждое слово. Ведь Слово Божье навечно запечатлено на небесах: «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небе-сах» (Пс. 118:89). Иисус говорит о вечности Своих слов: «Небо и земля прей-дут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Речь Бога ярко противопоставля-ется речи человека, ибо «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человечес-кий, чтоб Ему изменяться» (Чис. 23:19). В этих стихах открыто утверждается то, что сокрыто в требовании верить во все слова Писания, а именно — что ни в одном изутверждений Библии нет ни лжи, ни неправды.
3. Слова Бога — высший эталон истины. В Ин. 17 описывается, как Иисус молится Отцу: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Этот стих интересен тем, что Иисус не использует прилагатель-ное ϊχληθινός или ίχλτβής («истинный»), чего мы могли бы ожидать в выска-зывании «Твое слово истинно». Он использует существительное αλήθεια («ис-тина»), Он утверждает не просто тот факт, что Слово Божье истинно, а то, что оно и есть сама истина.
Обратите внимание, в этом утверждении нас призывают думать о Библии не просто как о чем-то «истинном», втом смысле, что она соответствует како-му-то более высокому эталону истины, а считать ее самым высшим стандар-том истины. Библия — это Слово Божье, а «Слово Божие» — это высший кри-терий определения того, что истинно и что неистинно: само Слово Божье яв-ляется истиной. Таким образом, нам следует считать, что Библия — это высший эталон истины, тот стандарт, по которому оценивается любое другое утверж-дение истинности. Те утверждения, которые согласуются с Писанием, явля-ются «истинными», те же, которые не согласуются — неистинны.
Что же тогда есть истина? Истина — это то, что говорит Бог, а что именно Он говорит, мы можем узнать из Библии, где это точно и исчерпывающе изло-жено.
4. Могут ли некие новые факты противоречить Библии? Может ли быть открыт какой-либо научный или исторический факт, который противоречил бы Библии? На это мы можем с уверенностью ответить — нет, этого не про-изойдет никогда, это невозможно. Если какой-то открытый «факт» по чьему-либо мнению противоречит Писанию, то (если мы правильно понимаем Пи-сание) этот «факт» ложен, поскольку Бог, автор Писания, знает все истинные факты (прошлые, настоящие и будущие). Никогда не будет открыттакой факт, которого Бог не знал бы от века и не учел бы в тот период, когда по Его воле составлялось Писание. Каждый истинный факт — это нечто, о чем Бог знал всегда, и ни один факт не может противоречить словам Бога в Писании.
И все же, следует помнить, что научные или исторические исследования (так же как и прочие виды исследования творения) могут служить поводом для нового исследования Писания, чтобы уточнить, действительно ли Писа-ние учит нас тому, чему, по нашему мнению, оно насучит. В Библии, безуслов-но, не сказано, что земля была сотворена в 4004 г. до н. э., как некогда полага-ли (поскольку в генеалогических списках Писания есть пробелы)14. Именно исторические, археологические, астрономические и географические исследо-вания побудили христиан вновь изучить Библию, чтобы выяснить, действи-тельно ли она учит нас о столь недавнем сотворении земли. Тщательный ана-лиз библейских текстов показал, что это не так.
Точно также Библия не учит нас тому, что солнце вращается вокруг зем-ли, поскольку в ней содержатся просто описания некоторых феноменов в том виде, в каком они представляются с определенной точки наблюдения. Библия не претендует на то, чтобы дать картину устройства вселенной, используя ка-кую-то «фиксированную» точку в пространстве. Однако, когда астрономия достигла того этапа своего развития, на котором стало ясно, что земля враща-ется вокруг своей оси, люди предположили, что Библия учит нас тому, что солн-це вращается вокруг земли. Впоследствии, на основании новых научных дан-ных, было произведено новое исследование соответствующих библейских тек-стов. Таким образом, когда мы сталкиваемся с неким фактом, о котором говорится, что он «противоречит» Писанию, мы должны исследовать не толь-коте сведения, которые связаны с фактом, о котором идет речь; мы также долж-ны заново исследовать соответствующие библейские тексты, для того чтобы выяснить, действительно ли Библия учит нас именно так, как мы предпола-гал и.