Глава седьмая: Суть таухида – знать Аллаха
Хадис второй:
Бухари и Муслим передают, что ибн Аббас сказал:
“Когда Посланник Аллаха, , посылал Муаза б. Джабала в Йемен, он ему наказал: "Ты отправляешься к народу, который является ахлюль-китабом. Первое к чему ты должен их призвать это свидетельство "Ля иляха илля Аллах; Мухаммадун расулюЛлах". Если они примут это, сообщи им, что Аллах приказал им ежедневно выполнять пятикратный намаз... " “
(Сахихайн)
Ибн Хаджар аль-Аскалани в толковании этого хадиса говорит:
Текст передачи от Рауха б. аль-Касыма выглядит чуть иначе: "Первым делом призови их поклоняться Аллаху. Если они познают Аллаха, призови их совершать намаз..."
В варианте передачи от аль-Фадля б. Аля текст хадиса следующий: "Сначала призови их к единобожию. Затем, если они познают его, призови их к намазу...”
Исходя из этих преданий, мы можем сделать вывод, что смысл выражения "поклоняться Аллаху" и "единить Аллаха" один и тот же. (А это в свою очередь означает признавать божественность и господство только относительно Аллаха, отвергать ложных божеств и тагутов, отвергать, проявлять враждебность, делать такфир мушриков, принимать посланничество Мухаммада, , и т.п.). Если нарушатся эти основы, нарушится и весь Ислам. Это так потому, что действительность всего здания Ислама зависят от наличия этих основ. Поэтому людей первым делом нужно призывать к тому что отсутствует у них из таухида. Если у них присутствует верование в то, что у Аллаха есть сын, то сперва их призывают покинуть это убеждение, затем по очереди и мере необходимости переходят к другим пунктам веры.
Одни ученые сказали, что необязательно требовать отходов от всего ложного, перечисляя его по частям. Ему достаточно засвидетельствовать о таухиде.
Другие ученые говорят, что не бывает абсолютных неверных; у любого неверного найдется какое-нибудь верование, совпадающее с таухидом, поэтому этот неверный, прежде всего, должен оказаться от того положения, которое вводит его в куфр и мешает войти в Ислам.
На самом деле эти мнения не различаются. Потому что свидетельствовать таухидом уже в самом себе содержит отказ от всех куфров и ширков. Засвидетельствовавший таухид уже отказался от таких куфров как "уподоблять Аллаха творениям", "верить в то, что Узайр сын Аллаха" и т.д.
"Если они примут это" – это означает: "если они засвидетельствуют то, к чему ты их призвал, и последуют этому". В варианте, переданном от Ибн Хузаймы, это выражение выглядит как: "Если они подчинятся тебе". В вышеприведенной передаче от аль-Фадля б. Аля передано как: "Если они познают Аллаха". Из этого текста следует, что ахлюль-китаб не знает Аллаха, несмотря на то, что они утверждают, что поклоняются Ему и знают Его.
Ученые, специализирующиеся на изучении вопросов таухида, говорят следующее:
Те, кто уподобляет Аллаху творениям, например те, кто придает Ему сына или дочерей, они на самом деле не знают Аллаха. Хоть они своему объекту поклонения и дают имя Аллах, то, чему они поклоняются, Аллахом не является.
(Фатх аль-Бари, том 3, стр. 418-420)
Имам Науауи в толковании этого хадиса сказал:
Судья Ияд (кадий Ияд) по поводу выражения "Если они познают" сказал следующее: Они не знают Аллаха, хоть и поклоняются Ему и утверждают, что они Его знают, как это мы часто от них слышим. Иудеи, например, уподобляют Аллаха Его творениям, многие из них погрязли в антропоморфизме. Поэтому они не знают Аллаха. Также не знают Аллаха те, кто считает возможным для Аллаха потомство, например христиане, которые придают Аллаху равных, придают Ему сына, имеют представления "хулуль" и "интикаль". Также не знают Аллаха зороастрийцы (маджуси) и дуалисты и вообще все кто каким-нибудь образом придает Аллаху равных, уподобляет Его, совершает какой-нибудь ширк или куфр. Все они не оценили величие Аллаха должной ценой.
Все чему они поклоняются, не есть Аллах, несмотря на то, что свои объекты поклонения они называют Аллахом (Господом миров). Это так потому, что Аллах не обладает свойствами, которые они придают свои объектам поклонения, а объекты поклонения в свою очередь не обладают свойствами и полномочиями Аллаха. Значит, все они не знают Аллаха. Это положение ясное (что они не знают Аллаха и объект их поклонения не Аллах) и я его принимаю как верное. Наши учителя тоже так считали. Например, когда население Кайравана дисскусировало на эту тему, абу Имран аль-Фариси объяснил эту тему также как и я.
(Шарх Науауи, 1/199-200)
Отсюда мы делаем вывод, что причина и основа неверия и ширка есть незнание. Неверный суть незнающий. Верующий же суть знающий.