Нормы правильного поклонения

ИСТИННАЯ СУТЬ СУФИЗМА

Шейх
САЛИХ ибн ФАУЗАН аль-ФАУЗАН

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

ПРЕДИСЛОВИЕ


Хвала Аллаху, Господу миров, который завершил для нас религию, и закончил для нас свою милость, и удовлетворился для нас Исламом как религией (Сура "Трапеза", аят 5) и повелел нам придерживаться этой религии до самой смерти, сказав: "О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и не умирайте иначе, как будучи мусульманами" (Сура "Семейство Имрана", аят 97).
А вот, что завещали Ибрахим и Иакуб своим сыновьям: "И завещал это Ибрахим своим сынам и Йакуб" "О сыны мои! Поистине, Аллах избрал для вас религию; не умирайте же без того, чтобы не предать себя Аллаху!" (Сура "Корова", аят 126).
О Боже, благослови и приветствуй Твоего раба и Посланника, нашего Пророка Мухаммада, а также всех членов его семьи и сподвижников.
А затем:
Поистине, Аллах сотворил джиннов и людей для того, чтобы они поклонялись Ему, как сам Он сказал об этом: "Я ведь создал джиннов и людей для того, чтобы они поклонялись Мне" (Сура "Рассеивающие", аят 56).
В этом и состоит честь, сила и счастье людей как в этом мире, так и в мире ином, поскольку они нуждаются в своем Господе и не могут обойтись без Него ни на одно мгновение. Он же не нуждается ни в них, ни в их поклонении, как сказал об этом сам Всевышний: "Если вы будет неверными, то Аллах не нуждается в вас..." (Сура "Толпы", аят 9).
Всевышний также сказал: "И сказал Муса: "А если и будете неверными вы и все те, кто на земле, то ведь Аллах - богат преславен"(Сура "Ибрахим", аят 8).
Аллаху принадлежит право на поклонение со стороны тех, кого Он сотворил, а пользу от этого получаю и они. Если человек отказывается поклоняться Аллаху, значит он превозносится; если он поклоняется Аллаху и поклоняется вместе с Ним кому-либо еще, значит он является многобожником; если он поклоняется одному лишь Аллаху, не придерживаясь узаконенного Аллахом, значит он вводит изобретенные им самим новшества; и только тот, кто поклоняется одному лишь Аллаху, придерживаясь того, что было узаконено самим Аллахом, является правоверным и придерживается религии единобожия должным образом.
И поскольку рабы Аллаха нуждались в поклонении, но были не в состоянии самостоятельно определить, какой должна быть истинная сущность этого поклонения, чтобы оказаться угодной Аллаху Всевышнему и соответствовать Его религии, Он не стал поручать этого самим людям, но направил к ним посланников и ниспослал для них свои Писания с целью разъяснения истинной сути этого поклонения, как сказал об этом сам Аллах Всевышний: "Мы отправили к каждому народу посланника: "Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества" (Сура "Пчелы", аят 38).
Аллах Всевышний также сказал:"Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!" (Сура "Пророки", аят 25).
Если же человек отклонился от того, что было разъяснено относительно поклонения посланниками Аллаха и что относительно этого было ниспослано в книгах Аллаха, и стал поклоняться Аллаху так, как это нравится ему самому, как этого желает его душа и в соответствии с тем, как это представляют ему шайтаны из числа людей и джиннов, это значит, что он сбился с пути Аллаха, а поклонение его по сути своей не являлось поклонением Аллаху, но поклонением своим собственным страстям. Аллах Всевышний сказал: "А кто более сбит с пути, чем тот, кто последовал за своей страстью без руководства Аллаха?" (Сура "Рассказ", аят 50).
И таких среди людей много, но прежде всего это относится к христианам и сбившимся с пути группам, которые принадлежат к мусульманской общине, например, к суфиям, поскольку разработанные ими нормы поклонения Аллаху во многом противоречат тому, что было узаконено самим Аллахом. Эта мысль может стать ясной, благодаря объяснению того, в чем же состоит истинная суть поклонения, которое было узаконено для людей Аллахом через Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и в чем состоят отклонения от истинной сути такого поклонения, которых в наши дни придерживаются суфии.

НОРМЫ ПРАВИЛЬНОГО ПОКЛОНЕНИЯ


Поистине, поклонение, узаконенное Аллахом Всевышним, хвалу Ему Всемогущему, основывается на твердых принципах и основах, суть которых можно выразить следующим образом:
ВО-ПЕРВЫХ:
Все эти принципы и основы ниспосланы свыше (иначе говоря, выражать собственное мнение в связи с этим кем бы то ни было неуместно и недопустимо), а это значит, что право установления законов в этой сфере принадлежит только Аллаху Всевышнему, хвала Ему, как сказал об этом сам Всевышний своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: "Придерживайся же прямоты, как тебе повелено, ты сам и те, кто обратится с тобой, и не преступайте границ, - ведь Он видит то, что вы делаете!" (Сура Худ", аят 112).
Аллах Всевышний также сказал: "Потом мы привели тебя к закону, связанному с повелением. Следуй же ему и не следуй страстям тех, которые не знают!" (Сура "Коленопреклоненная", аят 17).
Аллах Всевышний также сказал устами своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:"Я лишь следую за тем, что мне внушено..." (Сура "Пески", аят 8).

ВО-ВТОРЫХ:
Поклонение обязательно должно быть посвящено одному лишь Аллаху Всевышнему и свободно от любых примесей многобожия, как сказал об этом сам Всевышний: "И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему и не присоединяет в Нему никого"(Сура "Пещера", аят 110).
А если к поклонению Аллаху присоединяется хотя бы нечто имеющее отношение к многобожию, то оно делает поклонение недействительным, как сказал об этом Всевышний: "А если бы они придали Ему сотоварищей, то тщетным для них оказалось бы то, что они делали!" (Сура "Скот", аят 88).
Аллах Всевышний также сказал: "Открыто было уже тебе и тем, которые были до тебя: "Если ты придашь сотоварищей, то пусто окажется твое дело, и будешь ты из числа потерпевших убыток". Да, Аллаху поклоняйся и будь благодарным!" (Сура "Толпы", аяты 65-66).

В-ТРЕТЬИХ:
Образцом в поклонении Аллаху и тем, кто может давать указания относительно этого, может являться только Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как сказал об этом Всевышний: "Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример..." (Сура "Сонмы", аят 21).
Всевышний также сказал: "И что даровал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь" (Сура "Собрание", аят 7).
Сообщается также, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то это будет отвергнуто!" (Хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: "Совершайте молитву также, как на ваших глазах совершал ее я сам" (Хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: "Берите пример с меня в совершении ваших обрядов паломничества" (Хадис приводит Муслим).
Кроме того, известны и другие подобные этим высказывания Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

В-ЧЕТВЕРТЫХ:
Различные виды поклонения Аллаху, например, молитва, имеют и определенные ограничения в смысле совершения в определенное время и продолжительности, нарушение которых недопустимо, как сказал об этом Всевышний Аллах: "Поистине, молитва для верующих предписано в строго установленное время" (Сура "Женщины", аят 104).
То же самое относится к совершению хаджа, так как Аллах Всевышний сказал: "Хадж - совершается в известные месяцы..."(Сура "Корова", аят 193)
И о посте так как Всевышний сказал: "Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран как руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, - и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту..." (Сура "Корова", аят 181).

В-ПЯТЫХ:
Поклонение Аллаху обязательно должно основываться на любви к Аллаху Всевышнему, смирении и страхе перед Ним, а также надежде на Него, ибо Всевышний сказал: "Те, к которым они взывают, сами ищут пути приближения к их Господу, кто из них ближе, и надеются на Его Милость и боятся Его наказания" (Сура "Ночное путешествие", аят 59).
А о своих пророках Аллах Всевышний сказал так: "...Поистине, они устремлялись к благим делам и взывали к Нам с надеждой и трепетом, и были они пред Нами смиренными!" (Сура "Пророки", аят 90).
Аллах Всевышний также сказал:"Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи!" -, поистине, Аллах - Прощающий, Милосердный. Скажи: "Повинуйтесь Аллаху и Посланнику! А если вы отвернетесь... то ведь, поистине, Аллах не любит неверных" (Сура "Семейство Имрана", аят 29).
Таким образом, Аллах Всевышний, хвала Ему, упомянул о признаках проявления любви к Нему со стороны людей, а также о том, какие плоды приносит такая любовь.
Признаками любви к Аллаху являются следование Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и проявление покорности по отношению к Аллаху и Посланнику Аллаха.
Если же говорить о том, что дает человеку такая любовь, то благодаря ей он может снискать любовь Аллаха, хвала Ему, прощение грехов и милость Аллаха, хвала Ему.

В-ШЕСТЫХ:
Поистине, человек не освобождается от обязанностей, связанных с поклонением Аллаху, начиная со времени достижения им зрелости и до самой своей кончины, ибо Аллах Всевышний сказал: "...И не умирайте иначе, как будучи мусульманами" ("Семейство Имрана", аят 97).
Всевышний также сказал: "...И поклоняйся Господу твоему, пока не придет к тебе несомненность (смерть)!" (Сура "ал-Хиджр", аят 99).

ИСТИННАЯ СУТЬ СУФИЗМА


Такие слова как "суфизм" и "суфий" были неизвестны во времена возникновения Ислама, а появились уже позднее или же были привнесены в Ислам другими народами.
В одной из своих фатв шей-уль-Ислам Ибн Таймийа, да будет милостив к нему Аллах, писал: "Что касается слова "суфий", то оно было неизвестно в течение первых трех веков существования Ислама, войдя в употребление лишь по истечении этого периода, когда его стали использовать многие имамы и шейхи, например, имам Ахмад ибн Ханбал, Абу Сулейман ад-Дарани и другие. Сообщается также, что это слово использовал Суфйан ас-Саури, а некоторые упоминали о том, что это слово использовал ал-Хасан ал-Басри.
При этом между людьми возникли споры относительно значения слова "суфий", которое по форме своей является именем относительным наподобие таких слов как "ал-кураши" (курайшит), "ал-мадани" (мединец) и т.д. Некоторые утверждали, что это слово имеет отношение к жившим под навесом ахл ас-суффа - бедные сподвижники Пророка Мухаммада, не имевшие в Медине пристанища и жившие под навесом мечети у дома Посланника Аллаха. Одновременно там жили до 30 человек, а всего известны имена 93 человек из ахл ас-суффа. Однако это мнение ошибочно, поскольку если бы это действительно было так, то говорили бы не "суфий", а "суффи". Другие утверждали, что здесь имеется в виду ряд тех, кто находится перед Аллахом впереди других (ас-сафф ал-мукаддам), но и это мнение ошибочно, а если бы оно было верным, то говорили не "суфий", а "саффи". Третьи утверждали, что это слово имеет отношение к выражению "лучшие из сотворенного Аллахом" (сафрат мин халки-л-ллах), но и это мнение неверно, ибо если бы это было действительно так, то говорили бы не "суфий", а сафави". Четвертые утверждали, что это слово имеет отношение к арабскому племени суфа бин бишр бин адд бин бишр бин табиха, члены которого издавна жили неподалеку от Мекки. Утверждавшие это связывают с этим племенем происхождение многих аскетов и подвижников, однако, если с точки зрения словообразования это соответствует нормам арабского языка, то по сути своей подобные утверждения также являются неверными, поскольку члены вышеупомянутого племени не известны большинству аскетов и подвижников, а также в силу того, что если бы это соответствовало истине, то это слово, конечно же, было бы уже известно во времена сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из последователей и тех, кто последовал за ними. Кроме того, большинству из тех, по отношению к кому употребляли слово "суфий", ничего неизвестно об этом племени, и эти люди проявляют недовольство, когда их связывают с племенем, существовавшим в до-Исламские времена и не имеющие отношения к Исламу. Известно также, что некоторые связывают образование слова "суфий" со словом "суф" (шерсть), что же касается суфиев как таковых, то впервые они появились в Басре.
Первым человеком, построившим суфийскую обитель, был один из последователей Абд ал-Вахида ибн Зайда, в свою очередь являвшегося последователем вышеупомянутого ал-Хасана ал-Басри. Что же касается Басры, то именно для нее характерным было чрезмерное увлечение аскетизмом и поклонением, а также проявлениями страха перед Аллахом и тому подобными вещами, чего не наблюдалось в других городах. Абу-ш-шайх ал-Исбахани, ссылавшийся на Мухаммада ибн Сирина, сообщал о том, что до него дошло, что некоторые люди стали предпочитать всем другим видам одежды одежду из шерсти. Он сказал: "Поистине, некоторые люди предпочитают носить шерстяную одежду, утверждая, что они поступают таким образом, подражая Исе, сыну Марйам, для нас же более близким является руководство нашего Пророка, который, да благословит его Аллах и приветствует, носил одежды из хлопчатобумажной и других видов ткани" -, или же он сказал нечто подобное. Далее же он сказал: "Этих людей стали связывать с теми одеждами, которые они на себя одевают, а поскольку одежды эти сделаны из шерсти (суф), то кого-то из них в свое время назвали "суфием". При этом путь их не связан с обязательным ношением одежды из шерсти, ибо они не вменяли этого в обязанность людям из числа своих последователей, название же "суфий" имеет отношение только к внешним их проявлениям".
Далее же шейх говорит: "Такова основа, а после этого он разветвился и принял разнообразные формы". См. «Собрание фатв», 11/5-7, 18.
Таким образом, из слов шейха следует, что суфизм в странах Ислама распространился в результате деятельности людей, занимавшихся поклонением Аллаху в Басре и делавших слишком большой упор на аскетизм, после чего это течение получило дальнейшее развитие. Некоторые же из современных авторов считают, что суфизм проник в страны Ислама из других религий и религиозных течений, наподобие индуизма и христианского монашества. В связи с этим можно еще раз вспомнить о приведенных шейх-уль-Исламом словах Ибн Сирина, который сказал: "Поистине, некоторые люди предпочитают носить шерстяную одежду утверждая, что они поступают таким образом, подражая Исе, сыну Марйам, для нас же более близким является руководство нашего Пророка..." -, что и свидетельствует о том, что суфизм имеет отношение к христианству!
В своей книге "Принципы и образ действий суфиев" доктор Сабир Туайма пишет:
"Совершенно очевидно, что суфизм испытал на себе влияние христианского монашества, поскольку монахи также носили одежду из шерсти и людей, практиковавших подобные вещи, в их монастырях было великое множество, сами же эти монастыри имелись повсеместно в тех странах, которые впоследствии были освобождены Исламом с помощью религии единобожия" .
В своей книге "Возникновение и источники суфизма" шейх Ихсан Иляхи Зу-хайр, да будет милостив к нему Аллах, писал: "Стоит нам углубиться в исследование учений как первых, так и более поздних суфиев, а также в изучение передаваемых с их слов высказываний и того, что написано в книгах старых и современных суфиев, как мы увидим, что существует большая разница между этими учениями и тем, чему учат людей Коран и Сунна. Кроме того, мы не сможем обнаружить никаких истоков их учений ни в жизнеописании господина людей Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ни в жизнеописаниях его благородных и благочестивых сподвижников, являющихся избранными и наилучшими из творений Аллаха. Совсем наоборот, мы обнаружим, что их учение заимствовано у христианских монахов, индийских брахманов, иудейских подвижников и буддийских аскетов.
Что же касается шейха Абд ар-Рахмана ал-Вакиля, да будет милостив к нему Аллах, то в предисловии к своей книге "Гибель суфизма" он пишет:
"Поистине, суфизм является одной из самых низких выдумок шайтана, к которой он прибег для того, чтобы привлечь рабов Аллаха в борьбе против Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Суфизм представляет собой маску огнепоклонника, пытающегося выдавать себя за человека божьего, однако, если исследовать маску каждого врага истинной религии из числа суфиев, то ты обнаружишь под ней следы влияния брахманизма, буддизма, манихейства и других подобных учений. Кроме того, ты сможешь найти там следы влияния платонизма и гностицизма, а также иудаизма, христианства и язычества.
Взгляды цитированных нами современных авторов, а также многих других, о которых мы не упоминали, свидетельствует о том, что подобного мнения о суфизме придерживаются многие, из чего следует, что суфизм представляет собой нечто привнесенное в Ислам извне. Об этом, помимо всего прочего, свидетельствует и практическая деятельность людей, имеющих отношение к этому течению, иначе говоря - их несвойственные Исламу и далекие от его пути действия. Мы, в частности, имеем в виду деятельность суфиев более позднего периода, известных своими многочисленными высказываниями и поступками, совершенными ими в экстатическом состоянии.
Если же говорить о суфиях раннего периода, то они отличались большей умеренностью, что характерно для таких суфийских деятелей как ал-Фудайл ибн Ийад, ал-Джунайд, Ибрахим ибн Адхам и другие.

Наши рекомендации