Кальвин о магистрате и священстве
Идеи Букера были развиты Кальвином после его возвращения в Женеву в сент. 1541 г. Правители Женевы, освободившись в 1536 г. от внешней власти, оказались без последовательной системы церковн. управления. Все церковн. перемены 1530-х гг. были разрушительными и привели к хаосу. Требовался свод церковн. законов, и Кальвин был призван в Женеву, чтобы оказать помощь в его составлении. Магистрат был готов позволить Кальвину по-своему (в разумных пределах) организовать женевскую Церковь при условии, что их граждан. власть не будет затронута. Первоначальная идея Кальвина заключалась в том, что церковн. дисциплина должна поддерживаться органом, известным как Консистория, состоящим из пасторов и 12 членов магистрата на выбор. Эта Консистория имела, напр., право отлучать любого человека, чье нравств. поведение или религиозн. верования оказывались неприемлемыми. Магистрат, чувствуя вызов своей власти, решительно утвердил ее приоритет над всеми мирскими вопросами. Был достигнут компромисс, к-рый Кальвин интерпретировал как признание права Консистории рекомендовать отлучение, а магистрат интерпретировал как признание своего права отлучать.
Несмотря на все компромиссы, совершенные ввиду политич. реалий Женевы, фундаментальная основа кальвиновского понимания отношений Церкви и гос-ва ясна. «Хотя политич. власти не следует позволять упразднить власть духовную, взгляд анабаптистов на то, что духовн. власть отменяет политич., безоговорочно отрицается. Когда нынешний порядок будет отменен в последний день, политич. власть будет уже не нужна, но, пока человек привязан к этой земле, политич. власть важна для «поддержания и развития внешнего богослужения, защиты истинной доктрины и состояния Церкви, для обеспечения соответствия нашего поведения интересам общества, для формирования обычаев гражд. справедливости, для поддержания мира и спокойствия».
Кальвин выделяет магистрату 2 роли: поддержание политич. и церковн. порядка и обеспечения проповеди истинной доктрины. Как политич., так и духовн. власти должны использовать свои конкретные ресурсы, данные им Богом, для наставления 1 и того же народа.
«Церковь не имеет права карать и сдерживать, не имеет власти принуждать, у нее нет ни тюрем, ни наказаний, к-рые применяет магистрат. Ее целью явл-ся не наказание грешника против его воли, а получение у него добровольного покаяния. Эти 2 функции явл-ся совершенно разными вещами, т.к. ни Церковь не имеет права брать на себя функции магистрата, ни магистрат - то, что входит в компетенцию Церкви».
Политич. власти должны были пользоваться своим правом принуждения (обычно угрозой изгнания или казни: Женева не имела тюрем для длительного содержания заключенных), а церковн. власти должны были использовать свое учительство для поддержания нравственности. Кальвин утверждал, что проповедники имели право объяснять магистрату, что требовало Слово Божие в данной конкретной ситуации, наводя на мысль, что священство было законодательной властью, а магистрат - исполнительной властью женевской теократии. Но магистрат часто считал себя в праве противиться священству, чем ослаблял роль последнего в управлении городом.
Для Кальвина как магистрат, так и свящ-ки выполняли 1 и ту же задачу, разница заключалась в используемых средствах и сферах власти. Их обязанности дополняли, а не исключали друг друга. Магистрат и свящ-ки были слугами 1 и Того же Бога, выполняющими 1 и ту же задачу; разница заключалась лишь в сферах их деятельности и применяемых средствах. В то время как анабаптисты считали церковн. дисциплину делом самой Церкви, Кальвин считал ее вопросом общественной заботы, находящимся в пределах законной власти магистрата. Хотя Женеву Кальвина неоднократно беспокоили трения между духовн. и политич. властью, сильное чувство социальной организации, ставшее существенной частью «кальвинизма», восходит к кальвинской Женеве. Когда пуритане ступили на землю Нового Света, они привезли с собой не просто религию, но социальное мировоззрение, уходящее корнями в жизнь Швейцарии.
Интерес представляет еще 1 аспект политич. мысли Кальвина. Как и Цвингли, Кальвин с большим недоверием относился к монархии. Монархи склонны впадать в тиранию; их поступки мотивированы личными интересами, а не благосостоянием народа. Эта тенденция наблюдалась даже у ветхозаветных царей, не говоря уже о монархах 16 в. Хотя Кальвин больше склонен осуждать монархов, а не монархию, его опасения относительно самой идеи абсолютной власти 1 человека очевидны. Последующий вызов, брошенный «кальвинизмом» монархиям по всей Европе, в частности, свержение и последующая казнь Карла I Английского (1649), явл-ся свидетельством важности женевской политич. мысли. Относительные достоинства лютеранства и кальвинизма часто оцениваются на основании их политич. взглядов: 1-й считается монархистским, а последний - республиканским. Политич. обстоятельства, в к-рых находились основатели этих религиозных систем, вознесены до уровня их фундаментальных верований.
На основании вышеприведенного анализа становится очевидным, что фраза «кальвинская Женева» явл-ся ошибочной. Кальвин не был диктатором, правящим железной рукой населением Женевы. В течение большей части своего пребывания в городе он не был даже гражданином Женевы и был лишен доступа к политич. власти. Он был лишь проповедником, к-рый не мог диктовать свою волю правящему магистрату. В действительности городские, власти до самого конца сохраняли за собой право изгнать Кальвина, даже если они и предпочли не воспользоваться им. Как член Консистории он мог, конечно, от имени свящ-ков делать представления в магистрат, но эти представления часто игнорировались. В любом случае Кальвин не имел законного права действовать независимо от остальных свящ-ков, чье коллективное мнение он ценил и уважал. Влияние Кальвина в Женеве было основано не на официальной должности (к-рая была незначительной), а на его большом личном авторитете проповедника и пастора.
Кальвин писал в «Наставлениях» (1536): любая форма правления - монархия, аристократия или демократия – явл-ся одинаково законной и одинаково способной исполнять свои Богом данные обязанности. Возможно, осознавая воздействие, к-рое его идеи окажут в различных политич. контекстах, Кальвин утверждал (несмотря на свои очевидные опасения относительно монархии), что определенное Библией понимание природы Церкви совместимо с любой формой граждан. правления.
Лютер считал, что ему, «как евангелисту», не пристало «судить и осуждать» светские дела, «о к-рых в Евангелии не говорится», что его задачи исключительно «в делах Божеских», что он обязан «наставлять и направлять совесть людей». Др. словами, Лютер отказывался пользоваться Библией для нравств. исправления или для изменения существующего обществ. строя. В этом отношении он действовал на основании убеждения, что религиозн. возрождение народа со временем само собой воздействует на нравств. и социальный порядок. Такое постепенное превращение, зависящее от внутренних причин, казалось ему более целесообразным, чем внешние принудительные меры, т.е. приведение в действие законодательной машины, чтобы с ее помощью подвести отдельные случаи жизни под определенные правила, якобы основанные на Слове Божием. Благодаря такому самоограничению религиозн. области, Реформация Лютера носит универсальный характер.
Цвингли был далёк от таких ограничений. Маленькая республиканская община, узкие пределы к-рой легко допускали воздействие отдельного члена на целое, должна была возбуждать к деятельности человека, в к-ром прирожденное каждому швейцару стремление принимать участие в обществ. делах проявлялось с необыкновенной силой. Цвингли считал себя призванным законодателям и в делах гражд. жизни.
Разрыв Лютера со Средневековьем ясно выразился в полном отделении им духовной власти от светской. Лютер возвращал гос-ву похищенные у него Церковью права. Светские власти, учил он, получили своё назначение от Бога. Ему одному обязаны они своим отчетом. Ни папа, ни свящ-к не могут в это вмешаться. Но это разделение Церкви и гс-ва имело ещё и др. значение: оно заставило реформатора ограничить власть гос-ва определенной принадлежащей ему областью. Он отказывал ему во всяком влиянии на церковн. дела. Но вскоре земельные князья, как 1-е члены церкви, почувствовали себя главами своих Церквей и стали сообразно с этим действовать. Но Лютер никогда не отказывался от своего принципа, что гос-ву не принадлежит власть в Церкви.
Др. дело Цвингли. Он приписывал гос-ву право и обязанность управлять Церковью. Кантональный совет Цюриха был в его глазах закономерным носителем церковн. власти, обязанным давать отчет в своих делах подданным гос-ва и членам Церкви. Религиозн. община и община гражданская сливались для Цвингли до нек-рой степени в 1. Это средневековое представление о религиозн. задаче светской власти нанесло ущерб самостоятельности гос-ва и вызвало религиозн. нетерпимость.
Великий совет Цюриха (Совет двухсот) заведовал церковн. делами, но ему ставилось условие не нарушать правил и предписаний Слова Божия. Советуясь предварительно с богословами, Цвингли объяснял волю Божию, заключающуюся в Свящ. Писании, и передавал ее правительству. Так правительство вершило все дела, касавшиеся религии, и не только религии: Слово Божие должно было регулировать и всю гражданскую жизнь. Таким образом достигался идеальный, с точки зрения Цвингли, гос. теократический строй.
Он принес принуждение и нетерпимость. Совет издавал приказы, касавшиеся то проповеди Слова Божия и порядка богослужения, то поднятия обществ. нравственности (законы против нарушения 7 заповеди, против чрезмерного посещения трактиров, против всяких азартных игр). Это было нечто вроде церковн. воспитания, проводимого гос-вом. Совет считал себя вправе применять принудительные меры в делах веры и стеснять свободу совести.
«Нет никакого духовн. начальства, но только светское; ему обязаны повиновением все христиане без исключения, если оно не предписывает ничего такого, что противно Богу; а если оно это делает, то с помощью Божией следует лишить его власти», - писал Цвингли.
29 янв. 1523 г. Прошёл диспут. Цюрихский диспут и решение Совета были событием чрезвычайной важности, т.к. им была создана твердая правовая основа для всего дела Цвингли. Во-1-х, диспут ввел в действие формальный протестант. принцип верховного авторитета Слова Божия, ясно поставленный и в тезисах Цвингли, и в условиях диспута, хотя гражд. власть еще не сознавала всего, что содержится в этом принципе, и, выставляя такой критерий, отстаивала многое такое, что впоследствии было признано противным Евангелию. Во-2-х, сам факт суждения дела светскими властями был признанием того принципа, что вопросы о делах веры и церковн. практики решает сама христиан. община, представляемая не иерархией, а гражд. выборной властью.
Цвингли, к-рый, отличался от Лютера, разделявшего в теории церковн. и граждан. власти и лишь по требованию обстоятельств предоставившего епископские права князьям, и от Кальвина, еще строже проводившего разграничение и даже прямо подчинявшего граждан. власть церковной в делах религии, принципиально отождествлял органы церковн. общины с органами социально-политическими; не пассивно подчинялся, а по убеждению, что граждан. власть должна держать в руках и церковн. управление, т.к. на ней лежит долг защищать интересы истинной религии.
В Цюрихе после этого на место церковн. авторитета в общине, отделившейся от Констанцского епископства, стала высшая гражд. власть, т.е. Великий совет, к-рая и взяла дело Реформации в свои руки и распространила ее на весь кантон. Дальнейшие реформы на основании принципа верховного авторитета гражд. власти в церковн. делах совершаются беспрепятственно, хотя и с постепенностью. Магистрат входит в роль церковн. преобразователя и шаг за шагом отменяет одно за др. католич. церковн. установления (были распущены жен. монастыри, реформирован капитул, причем каноники приняли на себя обязанности приходских свящ-ков, раньше возлагавшиеся на викариев, освободившиеся средства употребили на школу, а остаток на бедных и больных округа, население к-рого платило капитулу десятину. Свящ-кам было дозволено вступать в брак. Латин. Язык был заменен отечественным). Причем обычно Цвингли принадлежала инициатива, а Совет давал свою санкцию и издавал соответствующее постановление. Завершились эти преобразования в 1525 г. окончательной отменой и даже запрещением мессы и введением нового чина евхаристической службы.
После разрыва с Церковью он еще усерднее принялся за устроение своего церковн. общества. Организация общины в его церковн. идеале поставлена на передний план. В этой области он опередил лютеран и раньше их создал церковн. организацию. В жизни общины он хотел сильнее выдвинуть нравств. и социальную стороны. Здесь прежде всего были проявлены заботы о просвещении, о попечении о бедных и больных, о нравств. дисциплине и о христиан. поведении верующих. На практике эти меры получали часто внешне полицейский характер. Распоряжалась, хотя и по совету Цвингли, все-таки гражд. власть собств. авторитетом. Средства для понуждения к исполнению предписаний употреблялись чисто гражданские, так что церковн. община стала неотделима от гражданской и растворилась в ней. Вместо церковн. органов управления учрежден был гражд. суд для дел о браках и для наблюдения за дисциплиной, состоящий из 4 членов Совета и 2 пасторов. В сельских местностях были учреждены соответствующие органы надзора вроде пресвитериев. Издан был ряд распоряжений о религиозно-нравств. поведении жителей. Так, напр., в 1530 г. Совет издал постановление, чтобы все без исключения в воскресный день присутствовали за богослужением. Запрещено было, под страхом штрафа, божиться, играть в кости или карты; за прелюбодеяние было положено тюремное заключение или изгнание. Подобные предписания вводились и в др. городах: штрафы за неумеренную еду или несвоевременное питье; запрещение танцев, кроме 3 приличных, да и то только на свадьбах. Такие распоряжения видим и в католич. период, но особенно обычны они стали с переходом в протестантство.
Цвинглианская система церковно-гос. управления – полная зависимость Церкви от гос-ва.
Анабаптисты. Они протестовали против церковн. авторитета, воплощенного в католицизме. Для движ-я анабаптистов характерны социальный и нравственно-религиозн. радикализм и анархия, недоверие к гос-ву и гос. церковности.
Система Кальвина – обеспечить для Церкви самостоятельность и самоуправление, пользуясь в то же время помощью гос-ва, и провести в жизнь дисциплину, к-рая помогла бы Церкви выполнить ее главную цель - укрепление правого учения и правой жизни.
Но следует заметить, что идеал Кальвина не нашел полного выражения в выработанных нормах, и его проект подвергся ограничениям со стороны ревнивого к своей власти и в церковн. делах городского правительства. Цель Кальвина обеспечить для Церкви самостоятельность и самоуправление была достигнута в уставе только наполовину, и впоследствии при проведении его в жизнь Кальвину приходилось постоянно с немалыми усилиями отстаивать свои принципы. Сущность церковн. организации состоит в следующем. Вся работа и управление в Церкви ведется должностными лицами 4 разрядов: пасторов, учителей, старейшин и диаконов. Эти 4 рода служения признаются установленными Христом.
1 должность наиб. клерикальная: пасторов называют служителями Церкви или служителями слова и Таинств. Их обязанность состоит в делах священнослужения: в проповеди и в совершении Таинств, но затем и в участии в поддержании дисциплины вместе со старейшинами. Главным занятием их была проповедь, к-рая состояла в толковании Свящ. Писания. Число пасторов в Женеве первоначально было определено 5, с 3 помощниками. Они должны были избираться своими товарищами-пасторами после испытания их учения и образа жизни, причем утверждать представленных кандидатов должен был Совет. Он же предоставил себе право делать пасторам выговоры, перемещать и низлагать их. Кальвину хотелось ввести при поставлении пасторов внешний обряд - возложение рук, но из опасения поддержать этим в народе суеверие он должен был отказаться от этой церемонии. Народ мог при выборе кандидатов делать замечание, но это право сводилось к простому одобрению кандидатуры. Весь состав пасторов, как городских приходов, так и сельских, был объявлен в корпорацию. Каждую пятн. они должны были собираться для совместного толкования Свящ. Писания и обсуждения догматич. вопросов, причем на эти заседания допускался и народ. Кроме этих ученых собраний, к-рые должны были поддерживать познание и интерес к учению, установлены были особого рода собрания корпорации, повторявшиеся через каждые 3 мес., для взаимной критики и обсуждения пасторами поведения друг друга, что должно было поддерживать нравств. уровень служителей Церкви. В случае раздоров на этих собраниях пасторы должны были обращаться к старейшинам, а потом к магистрату. Гражд. власть была, таким образом, внешней инстанцией для решения спорных вопросов даже относительно вероучения пасторов. На практике собрания оказались бесполезными в том отношении, что, объединяя пасторов, помогали их согласному действованию, а через то увеличивали авторитет всей корпорации.
2 церковн. должность - должность учителей. Они должны были воспитывать верующих в здравом учении Ветх и Нов Заветов. А т.к. учитель, «прежде чем давать с пользой уроки, должен был сам быть обученным и языкам, и светским наукам», то Кальвин в свою церковн. систему под категорией лиц, исполняющих церковн. функции - обучение в слове Божием, вводит и школьное дело, всю школу с ее светским содержанием как существенный фактор в деле религиозн. воспитания общества. Учитель причислялся к составу служителей Церкви и был подчинен одинаковым с ними дисциплинарным правилам, также утверждался Советом по представлению пастырской корпорации.
Самая важная в церковн. системе Кальвина 3 должность - старейшины. Это была дисциплинарная должность, заменившая институт выборных лиц для надзора над жителями, к-рый был предусмотрен уставом 1536 г. На старейшин возлагалась обязанность «смотреть за чистотой учения и образом жизни каждого члена Церкви; тех, кто будет замечен в каком-либо заблуждении или в беспорядочной жизни, увещевать с любовью; если же увещания не действуют - доносить тому учреждению, к-рое будет для этого назначено и к-рое сначала увещевает, а если увещания не действуют, отлучает виновного и уведомляет магистрат». Это учреждение, поставленное для поддержания дисциплины – есть консистория. Главное место в консистории (Кальвин сначала неохотно употреблял это название, т.к. оно в др. швейцар. церквах означало правительств. комитеты для надзора за церковн. делами, а он имел в виду создать чисто церковный, независимый институт) занимали старейшины, к-рых было 12 человек. Кроме того, в консисторию входили пасторы, каковых было 4-5 человек. В консистории преобладал мирской элемент. Но само учреждение Кальвин хотел сделать чисто церковным, независимым от светской власти. В том и состоит характерная черта кальвинист. учреждения, что миряне в нем привлекаются к отправлению церковн. функций, именно, в качестве членов церковн. органа, самостоятельного по отношению к органам гос-ым. Вполне осуществить идеал такого дисциплинарного органа Кальвину не удалось, т.к. светская власть успела ввести в ордонансы важные оговорки с целью обеспечения своего авторитета над новым учреждением. Прежде всего, старейшины назначаются органами гос. власти, именно - избираются Малым советом, хотя и по совещании со служителями Церкви, окончательно же утверждаются Великим советом, причем из 12 старейшин 2 берутся из членов Малого совета, 4 из Совета 60-ти и 6 из Великого совета. Народ в выборе не участвует. Затем в ордонансах старейшины называются уполномоченными или делегатами синьерии, т.е. Малого совета. В случае необходимости отлучения какого-либо упорного члена Церкви консистории предписывается уведомить Совет – выражение неопределенное, могущее означать и простое сообщение гражд. власти для сведения о постановленном приговоре, и обращение к власти как к инстанции, к-рой принадлежит известное участие в окончательном решении дела. В ордонансах в довершение всего сделана такая общая оговорка, к-рая способна свести на нет все полномочия консистории: «Все это, - говорится после перечисления обязанностей консистории, - должно делаться так, чтобы служители не имели никакой гражд. юрисдикции, а пользовались только духовн. мечом Слова Божия, как повелевает им св. Павел. И чтобы консистория ни в чем не служила в ущерб авторитету синьерии и обычной юстиции. Но чтобы гражд. власть оставалась неприкосновенной, и чтобы там, где нужно будет употребить наказание или принуждение, служители с консисторией, выслушав стороны и сделав увещание, доносили обо всем Совету, к-рый и рассудит, как распорядиться и какое решение постановить по известному делу».
Консистория не может произносить отлучения, т.к. отлучение, неизбежно связанное с гражд. последствиями для лица, подверженного ему, составляет и «наказание и понуждение». Так действительно на практике и случилось. Совет постоянно оспаривал это право консистории и требовал предварительного донесения ему до вынесения окончат. решения. Вместо полновластного дисциплинарного судилища гражд. власть хотела обратить консисторию в простой следственный орган. Кальвин должен был вынести жестокую борьбу, чтобы отстоять на практике так двусмысленно выраженное право консистории. Это ему в конце концов удалось, и Совет это право за консисторией все-таки признал. Консистория должна была заседать каждую неделю по четвергам под председательством одного из синдиков.
4 класс должностных лиц составляли диаконы - орган соц.-благотворительной деятельности Церкви. На обязанности диаконов лежало заведование раздачей милостыни бедным (нищенство было запрещено), а также заведование городским госпиталем. Назначались они таким же порядком, как и старейшины.
Вот в общих чертах устройство Церкви в Женеве, данное ей Кальвином. Строгое различие, проводимое между Церковью и гос-вом, и стремление придать церковн. управлению самостоятельность, сохраняя, однако, дружеств. отношения с гос-вом и пользуясь его содействием, с одной стороны, и включение в церковн. организацию мирян для служения исключительно религиозн. целям, к-рым подчиняется одинаково и Церковь, и гос-во, - таковы отличит. черты церковн. конституции, проведенной Кальвином в жизнь в женевской общине.
Кальвин ввел тот тип церковн. устройства, к-рый назыв-ся пресвитерианским. Название это означает такую организацию, в к-рой во главе каждой церковн. общины стоит пресвитерий, т.е. совет, составленный из 1 или неск-их служителей слова и Таинств и из неск-ких старейшин, избранных общиной, с прибавлением иногда диаконов.
В Женеве новоустановленный церковный механизм действовал под наблюдением Кальвина, влагавшего в работу всю свою энергию. Центр. частью оказалась консистория. Кальвин, официально один из служителей, фактически был главным руководителем учреждения. Из консистории вышел суд очень действенный и взыскательный. В него то и дело вызывались граждане по обвинению в самых разнообразных деяниях - от привязанности к католич. обрядам, тяжких нравств. пороков и до самых явно безразличных в нравств. отношении поступков и мелких провинностей вроде танцев, пения, легкомысл. шуток, божбы, нарушения разных правил домашней жизни, определяющих времяпрепровождение, пищу и одежду граждан. По поручению консистории особые лица обходили дома граждан, следя за их жизнью и донося о замеченном, что повело к развитию в городе шпионства. Консистория действовала как следственный суд по религиозно-нравственным делам, разыскивала проступки, приговаривала к церковн. покаянию сама и доносила Совету, к-рый затем налагал свое наказание. Кальвин старался добиться более сурового наказания. Почитающая Бога власть должна быть, по его мнению, строгой и всякое послабление есть грех против святости и величия Божия, своего рода измена Богу и умаление чести Божией.
Своим влиянием Кальвин обеспечивал то содействие гражд. власти, какое она, по его носящей теократический характер теории, должна оказывать Церкви: как установлению, одинаково назначенному служить исполнению воли Божией, заставлять людей, каждая в сфере своих отношений, подчиняться Божеств. закону. Заблуждение в вере или грех с этой точки зрения являлись преступлением Божеств. закона, блюстителем к-рого обязана быть и светская власть, поэтому на ней лежит долг отомщать преступникам. С таким теократич. идеалом Кальвин стоял во главе женевского населения, успев осуществить образец теократического гос-ва. Исключительное положение его как диктатора основывалось на его нравств. авторитете, на том влиянии, какое производила в нем его строгая, законченная система мировоззрения, его твердое убеждение в истинности своих взглядов. С внешней стороны он оставался простым проповедником и до 1559 г. не имел даже и прав гражданина, следовательно, не мог участвовать и в общем собрании граждан. Это господствующее положение он занял не сразу и удерживал не без борьбы, а должен был вынести сильное сопротивление со стороны религиозн. и политич. противников. Его авторитет духовн. главы и влияние на гражд. и гос. жизнь стояли уже непоколебимо до самой его смерти 27 мая 1564 г.
Принцип Кальвина - люди подчинены правителям только в Господе, и если последние повелевают что-либо противное воле Божией, то не следует повиноваться им.
Билет 24. БАПТИЗМ
Баптизм возник в Англии в 1-й половине 17 в. на основе индепендентства (конгрегационализма). 1-я община баптистов была образована в 1612 г.
Нет данных, к-рые бы говорили о прямой зависимости английск. баптизма 17 в. от немец. анабаптизма 16 в., хотя отрицание Крещения детей явл-ся общим для обоих вероисповеданий. В баптизме настойчиво подчеркивается спасение личной верой, без Церкви. Возникновение баптизма в Англии связано с именами Томаса Хелвиса и Джона Смита.
В результате преследования Епископальной Церковью и пресвитерианами баптисты вскоре эмигрировали в Сев. Америку и начали распространять там свое вероучение. 1-я америк. баптист. община возникла в 1639 г. В Америке баптизм получил наибольшее распространение и разбился на ряд течений и сект.
В Германию баптизм проник в 1-й половине 19 в.
На Украину баптизм был занесен во 2-й половине 19 в. немец. колонистами.
В 1905 г. был организован Всемирный союз баптистов, переименованный в 1957 г. во Всемирный союз еванг. христиан-баптистов.
Секта, вышедшая из среды английских пуритан и отвергающая крещение младенцев. 1-я баптист. община была создана в Англии в 1633 г., а в 1639 г. она уже была перенесена в Сев. Америку, где ее центром стал штат Род-Айленд, жители к-рого принадлежали к этой секте.
Секта баптистов не имела поначалу успеха ни в Англии, где подверглась преследованию, получив свободу по Акту о веротерпимости лишь в 1689 г., ни в США. Только в кон. 18 в. после создания «Проповеднического Союза», объявившего своей целью не распространение баптизма как нового учения, а якобы только проповедь среди америк. негров Христианства, свободного от догматов, обрядов и общеобязательных символич. знаков, движ-е баптистов встретило сочувствие и материальную поддержку среди многих богатых американцев, и тогда потекли в кассу «Проповеднического Союза» щедрые дары и пожертвования. Появились дома для призрения сирот, стариков, появились школы и баптист. миссионерские курсы, больницы, предложили свои услуги в большом числе добровольные миссионеры. С этого времени баптизм находит новых последователей в Англии, широко распространяется в Германии, проникает в Китай, в Японию и Индию, и на территорию России, где проповедники баптизма наводнили страну, особенно в период ленинского НЭПа, вооруженные громадными средствами для организации этого движ-я в России, поверженной Интернационалом, и в Польше. Основанный в 1814 г. в США «Баптист. Союз» вскоре стал располагать громадными ден. средствами, секта охватила своей пропагандой весь мир, имея на своем содержании к концу 19 в. 35000 миссионеров. В Россию впервые занесена была эта секта из Германии, где центром движения баптистов стал Гамбург.
Эта секта распадается на множество толков. Деление секты на толки началось с кон. 17 в., когда баптисты разделились на:
1. «частных», усвоивших учение Кальвина о безусловном предопределении, и
2. «общих», или «баптистов свободной воли», признающих всеобщность спасающей благодати Божией, привлекаемой свободной волей человека.
«Частные» баптисты, как прежде анабаптисты и меннониты, отвергали присягу, военную службу и суды; в настоящ. время нет у них такого открытого отрицания гос-ва и гражд. обязанностей, хотя тенденции к этому прорывались как у рус. баптистов до 1917 г., так и у баптистов в Польше после 1-й мир. войны. Части баптистов свойственна тяга к иудаизму, на этой почве образовались в баптизме особые течения, такие как баптисты 7-го дня, вместо Воскресения празднующие субботу, «христиан. баптисты», отвергающие догмат Троичности Лиц, учение об аде и диаволе, воскресный день и христиан. праздники, как якобы противные Свящ. Писанию; есть баптисты, ко-рые на основании евр. апокрифических книг учат о 2 потомствах Евы, одно из к-рых – от диавола; существуют баптисты «6-и принципов», к-рые все нужное для спасения учение христианства сводят к 1-му и 2-му стихам VI главы послания Ап. Павла к евреям: «Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном»; есть ветвь баптистов «тункеров», к-рые, кроме крещения и «вечери любви», своеобразно ночью принимаемого «причащения», признают еще 3 «таинства»: братский поцелуй, омовение ног и помазание больных елеем. «Евангельские христиане», «штундисты», «евангелисты» – все это названия одной и той же секты, одного и того же протестант. толка. Подразделения секты баптистов не нарушают общей всему движ-ю баптистов основы, баптизм внутренне однороден, и в его основе лежит учение Лютера и учение Кальвина о предопределении. От чистого лютеранства баптизм отличается:
1. последовательным и безоговорочным проведением в жизнь основных положений лютеранства в учении о Церкви, о Свящ. Писании и о спасении,
2. враждебностью к Православию и Церкви Православ.
3. большей, чем это замечается в лютеранстве, склонностью к иудаизму и анархии.
Все существующие ветви баптизма объединяет еще и всем им общее отрицание действительности крещения младенцев.
Как и у протестантов, нет у баптистов ясного и евангельски четкого учения о Церкви, более того – они просто отрицают апостол. учение о Церкви. «Я не в состоянии сформулировать наше учение о Церкви... я говорю не от лица всех баптистов. Человек, к-рый бы рискнул это сделать, еще не родился, и я предполагаю, что родители его уже давно умерли», – сказал Х.Филипс, один из руководителей баптистов в США, на конференции в Эдинбурге в 1937 г., а баптист Ашверт на конференции в Лозанне заявил: «Признавая, что общение христиан между собой существенно важно для усовершенствования характера христиан, мы не считаем ни одну Церковь необходимой для того, чтобы восстановить связь Бога с человеком». «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее», – сказал Христос и, обращаясь к Апостолам, говорит: «Кому простите грехи, тому они простятся, на ком оставите, на том останутся». Подобно протестантам, и баптисты как бы исключили из Свящ. Писания эти слова Спасителя, посему-то и представление их о Церкви имеет характер почти неуловимой и непознаваемой идеи. Да, Церковь не от мира сего, но она в этом мире находится как конкретное дело Божие, как Тело Христово имеет осязаемую Форму, и ни Христос, ни Апостолы не мыслили Церковь только как чисто духовное неуловимое и непознаваемое явление. «(Кто) не послушает Церкви, да будет тебе как язычник и мытарь», – говорит Господь; баптисты, отрицая Церковь и ее иерархию, отрицают и необходимость послушания Церкви и ее священноначалию, чем и зачисляют себя в разряд язычников и мытарей.
Возражая против крещения детей, баптисты
· утверждают, что младенцы, дети христиан, уже омыты и очищены Кровью Христовой, посему нет никакой надобности очищать их в крещении от Адамовой скверны: им прощены грехи ради заслуг и имени Иисуса Христа;
· ссылаются на заповедь Христа, данную ученикам Его: «Шедше, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа» (Мф. 28, 19 и Мк. 16, 16).
Из этих слов, говорят баптисты, видно, что Апостолам заповедано крестить наученных и верующих, но никак не младенцев. Крещение младенцев, говорят баптисты, было введено в 3 в.
Такое учение баптистов противоречит Свящ. Писанию и практике первоначальной Церкви. Свящ. Писание ясно учит, что «в Адаме ВСЕ согрешили» (Рим. 5, 12). Следовательно, дети, не имея личных грехов, все же не явл-ся свободными от первородного греха, от наследства Адамова, и, чтобы избавиться от этого наследства, они должны соединиться со Христом, каковое соединение и совершается в таинстве крещения. «Се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя», - восклицает псалмопевец Давид. Человек рождается во грехе, и становится ребенок святым лишь благодаря верующим родителям (I Кор. 7, 14). И чтобы очистить ребенка от первород. греха, чтобы освятить его и тем самым ввести его в Царство Небесное, «куда не войдет ничто нечистое» (Апок. 21, 27), детей проводят через очищение в таинстве св. крещения. Отказывая детям в таинстве крещения, баптисты подвергают их опасности: если дети умрут до крещения, «не родившись от воды и Духа» (Ин. 3, 5), как смогут они наследовать жизнь вечную?
Утверждения баптистов, что первоначальная практика христиан. Церкви состояла в крещении только взрослых, явл-ся маловеским аргументом, не имеющим подтверждения в церковн. истории. Правда, что крещение детей в 1-е времена христианства не было всеобщим явлением, но если оно не было знакомо христиан. древности, если оно было нововведением, как же оно распространилось повсюду и утвердилось на Востоке и на Западе, не вызвав никакого сопротивления со стороны христиан? Ведь верующие 1-х веков были более ревностны и строги в отношении как религиозн. вопросов, так и практики церковной. Если бы крещение младенцев было делом новым, оно смогло бы утвердиться только после больших споров, в результате борьбы, а быть может, и разделений, но, история ничего нам не сообщает о спорах среди христиан вокруг вопроса о крещении младенцев. Крещение детей было повсеместно известно со времен апостольских. Правда, Свящ. Писание не дает нам прямых свидетельств о том, что Апостолы крестили также и детей. Но косвенные указания на это имеются в тех местах Свящ. Писания, где говорится о крещении «дома Стефанова» (I Кор. 1, 16), «домашних» Лидии (Деян. 16, 14–15), «всех домашних» темничного стража (Деян. 16, 33). Чтобы отрицать крещение Апостолами детей, необходимо предположить, что во всех этих случаях в данных домах не было детей, что было бы большой натяжкой, особенно если принять во внимание, что бездетные семьи в те времена были явлением редким. Но кроме того, Свящ. Писание требует от нас крещения детей: Сам Христос говорит, что лишь «рожденные от воды и Духа смогут войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5), и этим обязывает нас к тому, чтобы и детей ввести в Царство Его.