Для студентов заочной классической формы обучения

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

направление подготовки 030900 юриспруденция

Москва 2011

Автор: Горностаева Людмила Геннадьевна,кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплинРоссийской академии правосудия

Рецензенты:

Ивашко М.И. –доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия.

Беляев Г.Г. – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социально-экономических дисциплин Московской государственной академии водного транспорта.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр").

Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 3 от 18 октября 2011 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол №____ от ____ __________ 20____ г.)

© Российская академия правосудия, 2011

© Горностаева Л. Г. , 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….3

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….…..7

Тематический план …………………………………………………………....8

Программа курса ………..…………………………….………………………9

Планы семинарских (практических) занятий ………………………………13

Методические рекомендации по изучению дисциплины………………......13

Задания для выполнения контрольных работ ………………………………14

Литература…………………………..………………………………………...16

Вопросы к итоговому контролю (зачету)…………………………………...18

Приложение 1. Образцы тестовых заданий ………………………………...20

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс предназначен для реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр").

В современном мире невозможно отрицать значение и роль религии. Социологические исследования показывают неуклонный рост уровня религиозности. Безусловно, данный показатель демонстрирует увеличение количества не столько верующих, сколько людей, идентифицирующих себя с какой-либо религиозной конфессией. Принадлежность к какой-либо религии является сегодня своеобразным этнокультурным маркером. При этом наблюдается значительное усиление активности религиозных организаций, а также интерес к религии со стороны политических и властных структур. В этой ситуации очевидна нехватка знаний о самых основах вероучения той религии, к которой человек себя причисляет. Человек должен понимать, во что он собственно верит, что означают те или иные религиозные символы, религиозные обряды.

В современной России, отличающейся религиозным многообразием, необходимо иметь представление о религиозных традициях и особенностях своих соседей, живущих зачастую в соседней квартире. На фоне постоянной угрозы возникновения межнациональных конфликтов важно выработать уважительное отношение к традициям других народов. Особенно это необходимо юристу, по роду своей профессиональной деятельности, сталкивающемуся с представителями различных конфессий, а также с многообразными проявлениями межконфессиональной и межнациональной розни.

Религиоведение относится к учебным дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы направления подготовки бакалавра юриспруденции.

Цель курса: преподавание и освоение религиоведения предполагает овладение учащимися достижениями мировой и отечественной мысли по различным религиоведческим проблемам, способствует свободному самоопределению студентов Академии в мировоззренческих позициях и духовных ценностях. Осваивая эту дисциплину, студенты Академии приобретают навыки ведения диалога по некоторым смысложизненным вопросам, овладевают искусством понимания других людей, что важно для будущего юриста.

Основные задачи:

- способствовать широкой гуманитарной и общекультурной подготовке будущих юристов;

- сформировать у студентов общенаучные и философские установки на религию, избегая при этом односторонности и крайностей в трактовке религиозных идей;

- вооружить студентов основами анализа религии как общественного явления;

- дать студентам глубокие и всесторонние знания происхождения и сущности религии, ее исторических форм;

- углубить понимание студентами философского содержания свободы совести как духовного явления и достижения демократии;

- научить студентов осуществлять социально-философский анализ религиозных явлений;

- дать студентам рекомендации по взаимодействию с представителями различных конфессий в процессе своей будущей профессиональной деятельности;

- изучить основные законодательные акты Российской Федерации по религиозным вопросам.

Процесс изучения религиоведения направлен на формирование у студентов общекультурных компетенций:

- способность к восприятию, обобщению и анализу информации по вопросам религии (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- способность использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способность анализировать религиозные проблемы и процессы (ОК-9);

- способность работать с информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, используя основные методы, способы и средства получения и переработки информации (ОК-11, ОК-12);

профессиональных компетенций:

-способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитой правовой культуры (ПК-2);

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства по проблемам религии (ПК-6);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность толковать различные правовые акты (ПК-15).

В результате изучения религиоведения студент должен

знать:

- предмет религиоведения как науки, ее место в системе гуманитарного знания;

- структуру религии, ее основные функции и роль в обществе;

- основные события, даты, имена основателей религий и религиозных деятелей;

- содержание Библии, Корана и других источников мировых религий;

- понятия и термины, используемые в религиоведении;

- основные законодательные акты РФ по проблемам религии;

уметь:

- ориентироваться в содержании и специфике современной религиоведческой мысли;

- оценивать своеобразие религии как общественного феномена, ее место в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания;

- выявлять организационные формы религиозных конфессий;

- ориентироваться в истории и содержании мировых и национальных религий, современных нетрадиционных культов;

- оценивать развитие представлений о свободе совести;

- оперировать методологическими принципами религиоведческой экспертизы;

владеть:

- навыками анализа влияния религии на развитие современного общества;

- навыками исследования религий, распространенных на территории Российской Федерации;

- навыками применения религиоведческих знаний в интересах юридической теории и практики;

- навыками работы с учебной, периодической и научной литературой, вести дискуссию по основным проблемам религиоведения.

Объем дисциплины и виды учебной работы

1. Заочная классическая форма обучения:

Объем дисциплины и виды учебной работы Количество зачетных единиц и часов
Зачетные единицы – общая трудоемкость 2 з.е. – 72 часа
Аудиторные занятия (всего) в том числе:
Лекции
Практические занятия и семинары
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС  
Форма итогового контроля Зачет

2. Заочная форма обучения (группа выходного дня):

Объем дисциплины и виды учебной работы Количество зачетных единиц и часов
Зачетные единицы – общая трудоемкость 2 з.е. – 72 часа
Аудиторные занятия (всего) в том числе:
Лекции
Практические занятия и семинары
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС  
Форма итогового контроля Зачет  

Тематический план

для студентов заочной классической формы обучения

Наши рекомендации