В. Формы церковного правления

Вопрос о формах церковного правления тесно связан с вопросом о мето-дах избрания церковных служителей, рассмотренным в предыдущем разделе. Избрание служителей — один из очень важных моментов, а методы избрания определяют форму правления, как это было показано выше.

31 Когда я говорю о выборах, я не имею в виду соревновательную систему, принятую
в политике. Процедура может заключаться в утверждении кандидатур, которые были
представлены группой христиан внутри церкви (таких, как пресвитеры), а может пред-
ставлять собой и выборы, в которых участвуют все члены церкви. Могут применяться и
другие процедуры. Писание ничего не говорит нам по этому поводу; Бог решил оставить
этот вопрос на мудрое суждение каждой конкретной общины.

32 В Римско-католической церкви правление также осуществляется священством,
и потому для нее характерна «епископальная» форма правления. Иногда епископаль-
ную модель называют «иерархическим» правлением, особенно если речь идет о Римско-
католической церкви.

Все формы церковного правления могут быть разделены на три большие категории: «епископальная», «пресвитерианская» и «кон!регационалистская». В епископальной модели правление осуществляется отдельной категорией слу-жителей церкви — священства, и окончательное слово в принятии решений приходит извне местной церкви32. Среди протестантских церквей подобная форма правления принята в основном в епископальной церкви. В пресеите-рианской модели правление осуществляется пресвитерами; некоторые из них обладают властью не только в местной общине, но также через пресвитерию и генеральную ассамблею во всех церквах региона и далее — в деноминации в целом. Во всех конгрегационалистских моделях высшая власть принадлежит местной общине, хотя, в зависимости от деноминационной принадлежности, община получает разную степень самостоятельности и конкретные формы местного церковного правления могут значительно отличаться. Ниже мы рас-смотрим все эти формы правления.

1. Епископальная модель. В епископальной системе правления архиепис-коп обладает властью над определенным количеством епископов. Они, в свою очередь, обладают властью над «диоцезами» (этот термин обозначает совокупность церквей, находящихся в юрисдикции епископа). Главным слу-жителем в местном приходе является ректор (или иногда викарий, который является «помощником», или заместителем ректора). Все архиепископы, епископы и ректоры — священники, рукоположеные в епископальное свя-щенство (на практике ректора чаще всего называют «священником»)33.

Архиепископ

Архиепископ

33 Тем не менее в епископальной церкви английское слово «священник» (priest) вое-принимается как синоним слова «пресвитер», тогда как католики трактуют значение термина «священник» иначе, связывая его с ветхозаветными священническими обязан-ностями, касающимися жертвоприношений, и с особыми функциями представления: народа — Богу и Бога — народу.

| Ректор || РекторЦ РекторЦ РекторЦ Ректор || Ректор | | Ректор Ц Ректор || Ректор|| Ректор|| РекторЦ Ректор|
                         
|06шина||Община||0бшина||Община||0бщина||Община| |0бщнна||0бшинаЦ0бщина||0бщина||0бщина||0бщина|
                           

Епископ

Епископ

Епископ

Епископ

Епископ

Епископ

Рис. 46.1. Епископальная форма правления

Епископальная система правления представляет собой естественное раз-витие церкви, которое началось еще в новозаветную эпоху; подобная система не запрещена Новым Заветом. Эдуард Литтон пишет: «В Новом Завете не упо-минается система епископских диоцезов», однако сразу же добавляет:

Похоже, что епископальное устройство было порождено самой цер-ковью в ходе естественного процесса и что оно было одобрено Святым Иоанном, последним из оставшихся в живых апостолов. Когда пресви-терии собирались на совещания, они избирали председателя для под-держания порядка; сначала эта должность была временной, однако впос-ледствии за этим постом закрепились постоянные полномочия... Итак, вполне вероятно, что на самом раннем этапе в каждой церкви возник неформальный епископат. Тогда как апостолы уходили один за другим... это служение приобретало все большую значимость, и те люди, которые его несли, приобретали все большую власть34.

Литтон доказывает, что следует сохранить епископское служение и соот-ветствующую структуру правления, характерную для епископальной церк-ви, поскольку эта система сложилась исторически и обладает целым рядом положительных черт. Она восходит непосредственно к апостолам, что рассмат-ривается как сильный аргумент в ее пользу. Литтон говорит: «Апостолы — это первое звено в цепи, и нет никакой причины полагать, что все дальнейшие звенья, в плане внешних полномочий, не имеют права на существование из века в век, при том что существующий корпус служителей передает офици-альные полномочия своим преемникам, а те в свою очередь — своим»35.

34 Edward Arthur Litton, Introduction to Dogmatic Theology, ed. by Philip E. Hughes (London:
James Clarke, 1960; firet published in 2 vols., 1882, 1892), p. 401.

35 Ibid., p. 390.

36 Ibid., p. 400.

37 Католики полагают, что Петр с самого начала обладал большей властью, однако
эта мысль не находит подтверждения в Новом Завете. (О выражении «власть ключей» из
Мф. 16:19 см. в гл. 45.)

Тем не менее существует и ряд аргументов, раскрывающих этот вопрос с другой стороны. 1) Немаловажно, что служение «епископа» не является в Но-вом Завете отдельным служением, и слово «епископ» — это лишь синоним слова «пресвитер», с чем соглашается и сам Литтон36. В Новом Завете никог-да не говорится об одном епископе, а всегда о епископах (или надзирателях), во множественном числе. Это не следует считать случайностью, поскольку даже среди апостолов Иисус не поставил кого-либо одного во главе всех про-чих. Он оставил группу из двенадцати человек (к которым впоследствии были добавлены еще несколько человек, в том числе Павел), и все они обладали одинаковой властью в вопросах правления. Хотя некоторые апостолы, такие, как Петр, Иаков и Павел, выделялись в этой группе, но не обладали большей, чем у других, властью, а Павел даже обличил Петра в Антиохии (Гал. 2:11 )37. Вполне возможно, что такое устройство отражает мудрость Христа, сохраня-ющую от злоупотребления властью, которое неизбежно происходит, когда один человек обладает слишком большой властью, а другие не контролируют его в достаточной степени. Так же как Иисус оставил группу апостолов, которым и вверил высшую (человеческую) власть, так и сами апостолы всегда назнача-ли пресвитеров в каждой церкви группами, никогда не вверяя одному челове-ку всей полноты власти.

2) В Новом Завете не сказано, что вместо апостолов была поставлена не-кая группа епископов. Не говорится там и о том, что существует необходи-мость физической преемственности через рукоположение, восходящей к апо-столам. Например, в Деян. 14:3 Павла и Варнаву рукополагают не иеруса-лимские апостолы, а члены антиохийской церкви. Не похоже, чтобы апостолы заботились о преемственности. Судя по всему, Тимофей был руко-положен не только Павлом, а также «священством» (1 Тим. 4:14), при этом под «священством» мог подразумеваться втом числе и Павел (см.: 2 Тим. 1:6). Еще более важен тот факт, что рукоположение в конечном счете восходит к Самому Господу (Деян. 20:28; 1 Кор. 12:28; Еф. 4:11), и не требуется, чтобы обряд «рукоположения» (когда он рассматривается просто как общественное признание служения) совершался только теми, кто сам был прежде рукопо-ложен апостолами. Если Господь призвал пресвитера, то его следует признать, и нет никакой необходимости поднимать вопрос о преемственности. Кроме того, если считать, что местная церковь сама должна избирать пресвитеров (см. об этом выше), то она сама и должна рукополагать их на служение38.

3) Можно также утверждать, что развитие епископальной системы было отклонением от новозаветного образца, что это был результат человеческого недовольства системой выбора местных пресвитеров, которая была установ-лена апостолами и которая, судя по всему, успешно действовала с 30-го до 100 г. н. э. во всех новозаветных церквах. Однако любая оценка исторических данных будет зависеть от того, как именно каждый конкретный исследова-тель оценивает доводы «за» и «против» епископальной системы, которые были приведены выше.

38 Сторонники епископальной формы правления, которые считают, что служителей должны назначать епископы, конечно же, не согласятся с этим утверждением.

2. Пресвитерианская модель. В рамках этой системы каждая местная цер-ковь избирает пресвитеров на сессию (собрание; см. рис. 46.2, где пунктир-ные линии показывают, что пресвитеров выбирает вся община). Пастором церкви является один из пресвитеров сессии, и по объему власти он равен дру-гим пресвитерам. Сессия осуществляет власть над местными церквами. Тем не менее члены сессии (пресвитеры) являются также членами пресвитерии, которая наделена властью над несколькими церквами в регионе. Эта пресви-терия состоит из некоторых или всех пресвитеров местных церквей, подчи-няющихся ее власти. Кроме того, некоторые члены пресвитерии являются

членами «генеральной ассамблеи», которая обычно наделена властью надо все-ми пресвитерианскими церквами страны или региона39.

Наши рекомендации