Поиск путей преодоления кризиса современной цивилизации
Тревога за будущее заставила западных гуманистов выдвинуть ряд концепций, которые быстро сменяют друг друга, — от идеи «нулевого роста», «догоняющего развития» и дальше, вплоть до нынешнего ориентира — «устойчивого развития». Однако основополагающий принцип концепции «устойчивого развития» — ограничение потребления во имя стабильности в обществе — вряд ли реализуем. Чтобы ограничить потребление «всерьез и надолго», надо либо изменить потребности, либо применить силу.
Сознательное самоограничение во имя всеобщего блага, как показывает исторический опыт, не может быть массовым — то же самое христианство проповедует его на протяжении двух тысячелетий, и не добилось каких-либо серьезных успехов, даже под страхом вечной потусторонней кары. Вместе с тем развитие, действительно, не может остановиться, уж коли традиционализм на протяжении последних веков не выдержал давления Запада и человечество сместилось с точки равновесного существования. Попытки продлить прошлое в будущее несостоятельны, ни в виде религиозного фундаментализма, противостоящего Западу, ни в виде
западного фундаментализма, выступающего ныне в качестве идеи «золотого миллиарда». Если, например, уничтожить индейцев во имя процветания США удалось, то уничтожить 4/5 человечества во имя процветания западного «золотого миллиарда» так называемых «цивилизованных народов» — это уже реакционная утопия, путь к гибели всего человечества. XX в. воистину стал временем общемирового кризиса традиционных религий, особенно западного христианства. Причин тому много. Здесь и архаичность культов, и архаичность догматики. Но главное, пожалуй, состоит во все более очевидной неспособности религии разрешить накопившиеся цивилизационные проблемы, помочь западному обществу стать на путь обновления.
Осознание тупикового характера Западной цивилизации стало в XX в. лейтмотивом европейской общественной мысли — от «Заката Европы» Освальда Шпенглера, до работ «Римского клуба» и ряда других направлений, связанных с анализом глобальных проблем. Крупнейшие философы, такие как Эрих Фромм, Герберт Марку-зе, Теодор Роззак, многие экзистенциалисты, не говоря уже о знаменитых эзотериках, таких, как мыслители-традиционалисты Рене Генон, Юлиус Эвола, Александр Дугин убедительно раскрыли внутреннюю противоречивость, глубинную порочность западной цивилизации. Новейший этап ее развития — «постиндустриальное общество» — принес развитым странам более высокий уровень материального потребления, но лишь обострил духовные проблемы. Растущее чувство одиночества, отчуждение, неуверенность в будущем... А ведь в основе западного образа жизни лежат ценности, сформулированные на языке религии — католичества и прежде всего — протестантизма.
Разочарование в традиционных религиозных ценностях породило поиск нетрадиционных форм религиозности, во многом построенной на заимствовании идей и мотивов восточных религий, а также на трансформации самого христианства. И, наконец, все возрастает роль духовных и практических форм, которые можно назвать парарелигиозными. У них нет церкви в обычном смысле слова, у них нет культов, опять-таки — в привычном понимании, хотя есть многочисленные приверженцы, есть свои формы организации. Сюда относятся всевозможные оккультные учения, как западные, так и восточные, а также основанные на них оккультные общества, как открытые — экзотерические, так и закрытые — эзотерические.
Однако все эти религиозно-духовные и организационно-практические формы не помогли достигнуть процветания всем тем обществам, которые ими руководствовались и на них основывались. Прежде всего это касается ныне ведущей западной цивилизации. Более того, ее внутренние противоречия, а также противоречия с другими цивилизационными потоками привели к тому, что, несмотря на ее относительные успехи в материальном, чисто вещественном процветании, возник целый ряд духовных и так называемых глобальных проблем, которые угрожают самому существованию человечества. Эти проблемы в своей совокупности не могут быть решены на основе старых систем ценностей и выражающих эти ценности типов мировоззрения.
Следовательно, создание нового типа мировоззрения и распространение его в сознании миллионов людей становятся необходимой предпосылкой и средством выживания самого человечества. По старому дальше жить нельзя: или всемирная катастрофа, или новое качество развития общества, а для достижения этого нового качества нужно и новое качество сознания. То, что раньше выступало как поиск идеала, обусловленный непереносимостью настоящего, теперь выступает как императив, обусловленный невозможностью будущего. Чтобы этому императиву последовать, надо его осознать. А далее — еще более сложная духовная работа: найти, обрести, выстрадать новую систему ценностей, полностью ее осознать и, наконец, сформулировать в виде, достаточно приемлемом для современников, с учетом двух основных моментов — обновления и преемственности, так как, с одной стороны, речь идет о новом качестве общественной жизни и соответствующем качественно новом типе мировоззрения, а, с другой стороны, — переход к этому «новому» попросту невозможен без органической связи нового и старого: будущее возможно только тогда, когда оно естественно-исторически вырастает из прошлого и настоящего.
В этой связи следует обратить внимание на отмечаемый многими учеными-естествоиспытателями факт стирания границ между мистическим и естественнонаучным пониманием Мироздания. Особенно ярко это проявляется в современной физике, которая оказала влияние почти на все стороны общественной жизни. Физика является основой для всех естественных наук, а союз естественных и технических наук коренным образом изменил условия нашей жизни на планете, что привело как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Сегодня вряд ли можно найти отрасль
промышленности, не использующую достижений атомной физики, и нет нужды говорить об огромном влиянии последней на политику. Однако влияние современной физики сказывается не только в области производства. Оно затрагивает также всю культуру в целом и образ мышления в частности и выражается в пересмотре наших взглядов на Вселенную и нашего отношения к ней. Изучение атома и субатомного мира неожиданно ограничило область приложения идей классической механики и обусловило необходимость коренного пересмотра многих наших основных понятий. Понятие материи, например, в субатомной физике абсолютно непохоже на традиционные представления о материальной субстанции в классической физике. То же самое можно сказать о понятиях пространства, времени, причины и следствия. Однако эти понятия лежат в основе нашего мировоззрения и в случае их радикального пересмотра изменяется вся картина мира. Эти изменения, привнесенные современной физикой, широко обсуждались физиками и философами на протяжении последних десятилетий, при этом все чаще обращалось внимание на то, что эти изменения приближают нас все больше к восприятию мира, сходному с картиной мира мистиков Востока.
Было отмечено, что два краеугольных камня современной физики — квантовая теория и теория относительности — лежат в основе мировоззрения, очень похожего на мировоззрение индуизма, буддизма или даосизма, особенно если обратиться к недавним попыткам объединить две эти теории в целях описания явлений микроскопического мира: свойств и взаимодействий элементарных частиц, из которых состоит вся материя во Вселенной. Здесь параллели между современной физикой и восточным мистицизмом практически доходят до полного совпадения, и сплошь и рядом имеют место такие высказывания, относительно которых практически невозможно сказать, кем они сделаны — физиком или восточным мистиком. Один из крупнейших физиков нашего времени, «отец» ядерного оружия Роберт Оппенгеймер писал по этому поводу: «Общие законы человеческого познания, проявившиеся в открытиях атомной физики, не являются чем-то невиданным и абсолютно новым. Они существовали и в нашей культуре, занимая при этом гораздо более значительное и важное место в буддийской и индуистской философии. То, что происходит сейчас, — подтверждение, продолжение и обновление древней мудрости». (Капра Ф. Дао физики. СПб.: «ОРИС», 1994. С. 13). Таким образом, совре-
менная физика, идущая в авангарде естественных наук и определяющая все научное мировоззрение в целом, все более и более в понимании Мироздания смыкается с мистикой Востока — научная и мистическая картины мира с каждым новым научным открытием становятся все более неразличимыми. Впрочем, это вполне естественно: Восток является метафизическим центром человечества — именно здесь аккумулирована многовековая мировоззренческая мудрость и то, к чему современная наука начала приближаться только лишь в XX в., на Востоке являлось сакральной истиной тысячелетия тому назад. В силу всех этих обстоятельств, с точки зрения необходимости осуществления нового мировоззренческого синтеза, восточные учения приобретают в настоящее время всевозрастающее значение.
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ № 1.Религия как форма
общественного сознания ....................................................................... 3
1. Религия в структуре общественного сознания ................... 3
2. История религии как раздел религиоведения .................... 5
ЛЕКЦИЯ № 2.Основные концепции,
объясняющие сущность
и происхождение религии .................................................................... 6
1. Объективно-идеалистическая концепция ............................ 6
2. Субъективно-идеалистическая концепция ......................... 8
3. Натуралистическая (биологизаторская) концепция религии 10
4. Атеистическая концепция религии .................................... 12
ЛЕКЦИЯ № 3.Эзотерическая
концепция происхождения
высших знаний ....................................................................................... 15
1. Эзотерическая и экзотерическая составляющие духовных знаний 15
2. Основные этапы истории эзотеризма ............................... 16
3. Эзотерические традиции Востока и Запада ................... 16
4. Эзотеризм и религия ............................................................... 17
5. Научные знания ....................................................................... 18
6. Сверхчувственные знания ..................................................... 19
7. Высшие Знания ........................................................................ 19
8. Традиционализм ...................................................................... 20
ЛЕКЦИЯ № 4.Мифолого-религиозное сознание ..................... 22
1. Многообразие форм мифолого-религиозного знания (образы, логика и иррационализм, мистика) . . 22
2. Содержание мифолого-религиозной картины мира ..... 25
3. Мифологическое и религиозное сознание ....................... 26
4. Различие между мифологией и фольклором .................... 28
5. «Предмифы»: архетипические доязыковые структуры сознания 29
6. Мифологическое и художественное (эстетическое) начала в фольклоре 31
ЛЕКЦИЯ № 5.Первобытные формы
религиозных верований и их роль
в становлении этносов и государств ............................................ 35
1. Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, монотеизм ............................................ 35
2. «Книга Велеса» — «Священное Писание» славян .......... 38
3. Надэтнические религии ........................................................ 39
4. Пророческие и апостольские языки ................................... 40
5. Этносы и религиозная принадлежность .......................... 42
6. Конфессиональный признак в самоидентификации государств 44
ЛЕКЦИЯ № 6.Древнегреческая
мифология ............................................................................................... 45
1. Мифология Гомера .................................................................. 45
2. Орфизм ....................................................................................... 45
3. Гесиод ........................................................................................ 45
4. Ферекид и Эпименид ............................................................... 46
ЛЕКЦИЯ № 7.Древнекитайская мифология .............................. 48
1. Обожествление природы ....................................................... 48
2. Культ предков ........................................................................... 48
3. Классические книги китайской образованности ........... 49
4. Принципы Инь-Ян ................................................................... 51
ЛЕКЦИЯ № 8.Конфуцианство ...................................................... 53
1. Конфуций ................................................................................... 53
2. Мэн-цзы ..................................................................................... 55
3. Сюнь-цзы ................................................................................... 56
ЛЕКЦИЯ № 9.Даосизм ..................................................................... 58
1. Лао-цзы. «Дао-дэ-дзин» ......................................................... 58
2. Главная жизненная задача человека ................................. 59
3. Чжуан-цзы ................................................................................. 60
4. «Ле-цзы» ..................................................................................... 60
ЛЕКЦИЯ № 10.Ведическая религия ............................................ 62
1. Ведическая литература ........................................................ 62
2. Религия Вед ............................................................................... 63
3. Ведический культ ..................................................................... 64
ЛЕКЦИЯ № 11.Джайнизм и буддизм .......................................... 66
1. Условия возникновения новых религий в Индии . . 66
2. Джайнизм .................................................................................. 66
3. Буддизм ....................................................................................... 69
ЛЕКЦИЯ № 12.Зороастризм ......................................................... 73
1. Авеста — священная книга зороастризма ........................ 73
2. Зороастризм — предтеча монотеизма .............................. 73
ЛЕКЦИЯ № 13.Иудаизм ................................................................... 75
1. Иудаизм как мировая религия ............................................. 75
2. Иудейский канон ...................................................................... 75
3. Апофатические тенденции в «Талмуде» ............................ 77
4. Комментаторская культура иудаизма ............................. 79
5. Еврейская религиозная философия ..................................... 82
ЛЕКЦИЯ № 14.Христианство ....................................................... 83
1. Структура Откровения в Священном Писании христиан 83
2. Канонизация христианских текстов .................................. 84
3. Святые отцы церкви и Патристика. Писание или Предание 85
4. Христианская богословская мысль и догматическое богословие 87
5. Что каждый христианин должен знать ............................. 91
6. Круговорот чтений в христианской церкви. Служебник, Типикон, Минеи, Требник 94
7. «Нагорная проповедь» и раннехристианская гомилия. Судьбы церковного красноречия 96
8. Христианская экзегетика и герменевтика. Толковые евангелия и псалтири 98
9. Судьбы канонического права в христианстве .............. 101
10. Догмат о Святой Троице
и «арианская ересь» ................................................................... 102
ЛЕКЦИЯ № 15.Ислам ..................................................................... 105
1. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба .. 105
2. Коран — «завершенное пророчество» ........................... 106
3. «Собиратель Корана» Осман (856 г.) ............................. 107
4. «Сунна» пророка Мухаммеда и хадисы ........................ 108
5. «Духовная броня» исламской теологии .......................... 110
6. Как принимают ислам .......................................................... 112
7. Молитвенный канон ислама .............................................. 114
8. «Арабский судебник» Коран и хадисы ........................... 115
9. Арабская религиозная философия .................................... 118
ЛЕКЦИЯ № 16.Религиозная эсхатология ................................. 121
1. Понятие эсхатологии ............................................................ 121
2. Царство Антихриста ............................................................. 121
3. Апофеоз Зла ........................................................................... 122
4. Второе пришествие Христа и Страшный Суд .............. 124
ЛЕКЦИЯ № 17.Религиозный мистицизм ................................... 126
1. Мистический выход за пределы слова: «мрак, который выше ума» 126
2. Каббала — «душа души Закона» Израиля ................... 128
3. Суфизм — исламский мистицизм ..................................... 132
4. Исихазм в Византии и у православных славян . . . . 133
ЛЕКЦИЯ № 18.Религиозный канон ........................................... 136
1. Правильность текста и правильность корпуса текстов Откровения, вероисповедная ось Писания 136
2. Кодификация Священного Писания ................................. 137
3. Принцип ipse dixit (сам сказал) .......................................... 141
4. Существует ли религиозный канон в конфуцианстве, даосизме и буддизме 142
5. Общая типология книжных жанров в религиях Писания 144
ЛЕКЦИЯ № 19.Современный
духовный кризис и его преодоление ........................................... 147
1. Господство официозного атеизма в советской России .......... 147
2. Внутренняя и внешняя духовная свобода ...................... 148
3. Современный цивилизационный кризис ........................ 149
4. Поиск путей преодоления кризиса современной цивилизации 150