Религия: определения, концепции
Элементы, структура
Сегодня не существует общепринятой дефиниции религии, так как данный феномен культуры сложен и многозначен. До сих пор ведутся споры даже по поводу происхождения термина религия. Одни считают, что это слово произошло от лат. religio — благочестие, святость, набожность, другие от relegere — вновь собирать, обсуждать, обдумывать, третьи от religare — связывать, соединять, четвертые от reeligere — воссоединять, вновь отыскивать. В любом случае религия — «мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога, богов, сверхъестественное»[2]. Обратите внимание на то, что это мировоззрение и мироощущение, то есть религия сочетает в себе как рациональное, так и эмоциональное начала. Кроме того, это вера не обязательно в Богов, но и в сверхъестественное, так как существуют религии, в которых отсутствует категория «Бог». Например, в буддийских верованиях ее заменяет Абсолют.
Важно уяснить, что религия — форма культуры. Они соотносятся между собой как часть и целое. При этом культура — это управляющий центр. А религия является наиболее важным элементом духовной культуры.
Именно как такое явление религия проявляет себя в жизни общества. Здесь она обнаруживает себя в трех основных формах:
1) воздействие идей и приоритетов религиозного сознания;
2) воздействие религиозных институтов;
3) органическое слияние религиозных отношений с национально-бытовыми, государственно-правовыми в особые синкретические образования.
Религиоведение как наука. В религиоведении разработан ряд концепций религии: теологические (конфессиональные); философские; социологические; биологические; психологические; этнологические и др. Они различаются по главному объяснительному принципу.
Наука «религиоведение» достаточно молодая, ее основатель английский востоковед и лингвист, буддолог и знаток древних восточных язык Фридрих-Макс Мюллер[3] предложил руководствоваться, революционными для эпохи западных колонизаторов, научными принципами:
1) «беспристрастный» взгляд на религии;
2) изучение религий на основе исследования Священных текстов;
3) сравнительный метод изучения религий на основе языкознания;
4)поиск общих духовно-нравственных идей в разных религиях
Самую важную роль в исследовании религий сам ученый уделял текстологическому анализу Священных писаний, что позволяло реализовать его методику сравнительного исследования религий мира. Большой вклад Ф.-М.Мюллер внес в исследование культуры Индии, а также буддистских народов. Именно индо-буддистское религиозное сознание было основным полем для исследований востоковеда.
Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе истории. В первобытном обществе религия как относительно самостоятельное образование еще не выделилась. В дальнейшем, став относительно самостоятельной областью духовной жизни, она вместе с тем все более дифференцировалась, в ней выделялись элементы, складывались связи этих элементов. Здесь выделяются: религиозное сознание (религиозные идеи, представления, чувства); религиозные культы (богослужения, таинства, обряды, жертвоприношения, молитвы и др.); религиозные институты (религиозные учреждения, церкви, секты и др.); религиозная деятельность, религиозные отношения.
Религия обладает особым миропониманием — религиозным сознанием. Оно базируется на религиозном мировоззрении. Его основа — вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем историко-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт и убеждения человека. Вокруг веры формируются религиозные представления. Это происходит как на чувственно-эмоциональном уровне, так и на рациональных основах. А именно, создается религиозная идеология, миропонимание.
В современном обществе мы сталкиваемся с разными типами религиозного сознания:
1. Компенсаторский: обращение к Богу в трудных жизненных ситуациях, когда религия становится поддержкой, способом решения морально-нравственные проблем.
2. Двоеверческий (двоеверцы): признание официальной религии, ее ритуалов, одновременно реализация в жизни языческих пережитков и верований.
3. Ортодоксальный: служители культа и верующие, которые строго следуют всем предписаниям религии. Крайнее проявление ортодоксии выражается в фанатизме и экстремистских формах.
4. Неформальный (неортодоксальные верующие): не следуют строго ритуалам и традициям, учитывая требования современной жизни; религия для них – символ национальной культуры, достойный уважения и почитания.
5. Эклектичный: сочетание в религиозных идеалах и практике разных религиозных концепций и традиций, нацеленность на религиозный диалог в поисках единой духовной истины. Может также проявляться в мировоззрении эклектичных сект.
6. Дуалистический: признание как идеального начала мира, так и материального.
7. Материалистический и атеистический: отрицание или отвержение религии и идеи сверхъестественного происхождения мира, следовательно, исключение себя из религиозной жизни. Бога здесь может заменяет наука, идеология и т.д. Крайнее проявление атеистического сознания реализуется в воинственно-политических формах.
Поскольку религия — форма культуры, она возникает, развивается на основе культуры, религия принимает разнообразные формы, в зависимости от географического региона, в котором зародилась и культурной базы, на основе которой она развивается. Даже мировые религии приобретают особую специфику в рамках развития какой-либо общности. Тем не менее, все религии человеческой цивилизации по форме являются либо политеистическими, либо монотеистическими.
Политеизм — многобожие, вера во многих богов. Монотеизм — единобожие, система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге.
Классификация религий:
1. Родо-племенные, или первобытные языческие верования архаических (первобытных) племен.
2. Национальные или национально-государственные (они появляются с появлением нации, государства, их влияние распространяется на население, как правило, одной нации). К таким религиям относятся индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм и др.
3. Мировые (их исповедуют представители разных национальностей и культур). На сегодняшний день человеческая цивилизация создала три мировых религий, которые перечислены в порядке их возникновения: буддизм, христианство и ислам.
Функции религии:
1. Компенсаторская. Религия дает людям моральную поддержку и утешение перед лицом лишений, разочарований, то есть создает чувство психологического комфорта.
2. Функция морального совершенствования (или воспитательная). Религия является социальным институтом, отвечающим за нравственные установки общества, формирование личности в соответствии с моральным кодексом культуры.
3.Интегрирующее-дезинтегрирующая. Интеграция способствует объединению людей в общности, между приверженцами одной религиозной системой устанавливаются определенные связи и отношения. Важную роль в данном случае религия играла в национально-освободительных, оборонительных войнах. В современном обществе интегрирующая функция действует как миротворческая. Все чаще религиозные деятели разных культов выступают миротворцами в разрешении межнациональных конфликтов. Характер религиозной деятельности становится наднациональным. А в религиоведении, культурологии, философии оформилась даже дефиниция религиозный диалог.
Дезинтеграциярелигии связана с экстремистскими культурами, возникающими в разных религиозных идеологиях. Религиозные ценности отдельной группы людей воспринимаются как единственно верные и ценные.
4. Легитимирующее-разлегитимирующая. Религия создает, своего рода, кодекс, устав. Тем самым, регулируется, упорядочивается жизнь общества. С другой стороны, часто религиозные установки вступают в противоречие с уже признанными законами.
5. Коммуникативная.Важна для осуществления общения между отдельными людьми и разными общностями.
7.Культуротранслирующая. Часто именно религия становится маркером культуры, закладывает базовые ценности нации. Через религиозный опыт человек впитывает основы родной культуры, национальное «Я» формируется именно благодаря религии. А это позволяет демонстрировать себя в процессе взаимодействия с представителями иных культур.