Те, кто говорят о том, что между Исламом и Иманом есть разница
А это большинство обладателей знания, более того, все Ахлю Сунна придерживаются этого. Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «То, что выбрал аль-Хаттаби, а это мнение тех, кто разделяет между Исламом и Иманом, а это: Абу Джа’фар и Хаммад бин Зейд, ‘Абд ар-Рахман бин Махди, также это мнение Ахмада бин Ханбаля и других. Я не знаю никого из предшественников, кто бы противоречил этим ученым, сделав Ислам тем же, что и Иман. Поэтому все Ахлю Сунна придерживались того, что сказали эти ученые, как это упомянул аль-Хаттаби. Также упомянул ‘Абд аль-Косим ат-Тайми аль-Асбахани, его сын Мухаммад, толкователь «Сахиха» Муслима и другие, что мнение Ахлю Сунны это то, что не говорится на вора и прелюбодея, что они верующие, как на это указали тексты»[114].
Сказал Ибн Раджаб аль-Ханбали, да помилует его Аллах: «Мнение о том, что есть разница между Исламом и Иманом передается от Хасана, Ибн Сирина, Шурейка, ‘Абд ар-Рахмана бин Махди, Яхьи бин Ма’ина, Муаммаля бин Ихабы, также это передается от Малика и уже предшествовала передача этого от Катады, Дауда бин Абу Хинда, аз-Зухри, Ибн Абу Зиба, Хаммада бин Зейда и Ахмада. Также это передал Абу Бакр ас-Самани обобщенно от Ахлю Сунны». В завершении своих слов он сказал: «Передача Ибн Насра и Ибн ‘Абд аль-Барра от большинства о том, что Ислам и Иман это одно и то же, является неправильной. Напротив, от саляфов не передавалось ничего, кроме того, что есть разница между ними»[115].
Доказательства большинства на то, что есть разница между Иманом и Исламом.
Сказал Всевышний: «Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: «Мы стали мусульманами». Вера еще не вошла в ваши сердца. Если вы подчинитесь Аллаху и Его посланнику, Он нисколько не умалит ваших деяний. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный»[116].
Большинство ученых придерживаются того, что эти бедуины не были мунафиками, напротив, они обладали Исламом и Иманом, за который они вознаграждались. Однако, сущность Имана еще не вошла в их сердца. Наличие Имана отрицалось от них так же, как оно отрицается от прелюбодея, вора, от того, кто не желает своему брату того же, чего желает себе и от того, кто не обезопасил своего соседа от своего вреда и т.д.[117]
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Большинство говорят, что эти бедуины не были мунафиками, от которых не принимается ничего из их дел, даже, если у них и были примеси лицемерия. Напротив, у них был тасдык, при котором от них принималось то, что они делали для Аллаха. Поэтому Аллах сделал их мусульманами. Поэтому, Он сказал: «Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду»[118]. Также они сказали подобное о прелюбодее, воре и других, от которых отрицался Иман, несмотря на то, что у них был тасдык. Это самое достоверное из трех мнений в этом вопросе»[119].
Также он сказал: «Является ли Ислам тех людей, от которых Аллах отрицал вхождение Имана в их сердца, Исламом, за который они награждаются? Или же он подобен Исламу лицемеров? Относительно этого у саляфов и халяфов есть два известных мнения:
Первое: Это Ислам, за который они вознаграждаются и который выводит их из куфра и лицемерия. Это передается от Хасана, Ибн Сирина, Ибрахима ан-Наха’и, Абу Джа’фара аль-Бакира, также это мнение Хаммада бин Зейда, Ахмада бин Ханбаля, Сахля бин ‘Абдуллы ат-Тастари, Абу Толиба аль-Макки и многих людей Хадиса и Сунны…
Второе: Это Ислам сдачи из-за страха быть плененным или убитым, наподобие Ислама лицемеров. Ученые, придерживающиеся этого мнения, сказали: «Эти бедуины кафиры, так как Иман не вошел в их сердца. А тот, в чье сердце не вошел Иман является кафиром. Этого мнения придерживался аль-Бухари и Мухаммад бин Наср аль-Марвази. Но саляфы разногласят в этом вопросе»[120].
Сказал Ибн Касир, да помилует его Аллах: «Из этого благородного аята мы берем пользу, что Иман более узок, чем Ислам, как это является мазхабом Ахлю Сунны и Джама’ата. На это указывает Хадис Джибриля, мир ему, когда он был спрошен об Исламе, Имане и Ихсане. Вопрос был начат с более обширного (Ислам), потом более узкий (Иман), а потом еще уже (Ихсан)».
Также он сказал: «Это указывает на то, что упомянутые в этом аяте бедуины не являются лицемерами, но они только мусульмане, чей Иман не укрепился в их сердцах. Они стали претендовать на положение, находящееся выше того положения, которого они достигли на самом деле, поэтому они были исправлены в этом. Этого мнения придерживался Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, Ибрахим ан-Наха’и, Катада, а также Ибн Джарир. И мы сказали это только лишь потому, что аль-Бухари, да помилует его Аллах, склонился к тому, что эти бедуины были лицемерами, выявлявшими Иман обманчиво»[121].
Шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, извлек из этого аята положение, которое указывает на то, что эти бедуины были мусульманами, награждающиеся за свой Ислам и что они не являлись лицемерами[122].
2. Слова Всевышнего: «Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих (мужчин) и верующих (женщин), покорных мужчин и покорных женщин…».В этом аяте Всевышний разделил между Исламом и Иманом.
3. Доказательства из Сунны. Пришло в обоих «Сахихах» от Са’да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что один раз посланник Аллаха наделил подарками группу людей, среди которых также сидел Са’д. При этом пророк ﷺ ничего не дал одному человеку, который нравился Са’ду больше других и Са’д спросил пророка ﷺ: «О, посланник Аллаха, почему ты так отнесся к такому-то? Клянусь Аллахом, я считаю, что он – верующий!». Он сказал: «Или мусульманин». Са’д помолчал немного, но ему не давало покоя то, что он знал об этом человеке и он снова спросил: «Почему ты так отнесся к такому-то? Клянусь Аллахом, я считаю, что он – верующий!». Он сказал: «Или мусульманин». Но и после этого то, что ему было известно об этом человеке, продолжало беспокоить его, и он снова задал тот же вопрос. В ответ посланник Аллаха ﷺ сказал то же самое, а потом добавил: «О, Са’д, поистине, иногда я даю человеку что-то, опасаясь, что Аллах ввергнет его лицом в огонь, хотя другого люблю больше, чем его»[123].
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Пророк ответил Са’ду двумя ответами: первый – этот человек, за которого Са’д свидетельствовал Иманом, является мусульманином, а не верующим; второй – если он был верующим, то он был лучше остальных. И пророк дал тем, чей Иман был слабей, чтобы их лишения не подтолкнули их к вероотступничеству, за что Аллах кинет их лицами в Огонь. Это было подаяние, которое привлекает сердца»[124].
4. Также известный хадис Джибриля, в котором пришло: «Он сел напротив пророка ﷺ так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на бедра и сказал: «О, Мухаммад, поведай мне об Исламе». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Суть Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил Хадж к Дому, если сумеешь сделать это». Этот человек сказал: «Ты сказал правду», - а мы подивились тому, что он задаёт пророку ﷺ вопросы и подтверждает правдивость его слов. Потом он сказал: «А теперь поведай мне о вере» На что пророк ответил: «Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы ты уверовал в предопределенность как хорошего, так и дурного». Этот человек снова сказал: «Ты сказал правду». Потом он сказал: «Поведай мне об Ихсане». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Суть Ихсана заключается в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто ты видишь его, а если ты и не видишь его, то воистину, Он видит тебя…» Часть хадиса[125].
Пророк ﷺ разделил между сущностью Ислама, Имана и Ихсана. Он назвал Исламом внешние дела, а Иманом то, что находится в сердце[126].
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Люди знания и Сунны разногласят в тонких вопросах, которые не ясны большинству людей. Однако является обязательным в разногласиях возвращаться к Аллаху и Его посланнику. Возвращение разногласия в вопросах Ислама и Имана к Аллаху и Его посланнику приводит к тому – даже если речь идет об обязательных Имане и Исламе, без которых никто не заслуживает вхождения в Рай, кроме как будучи верующим и мусульманином – что Истина в этом вопросе в том, что разъяснил пророк ﷺ в хадисе Джибриля. Он разъяснил, что Религия и ее люди делятся на три категории: первая – Ислам; срединная – Иман; наивысшая – Ихсан. Тот человек, который достиг наивысшей категории, достиг и остальных. Поэтому, мухсин является верующим, а верующий мусульманином. А что касается мусульманина, то не обязательно, чтобы он был верующим.
Таким образом, пришел Коран, разделив Умму на эти три категории. Сказал Всевышний: «Потом Мы дали Писание в наследство тем из наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха. Это и есть большая милость»[127]. Поэтому, мусульманин – это тот, кто не осуществляет обязательства Имана, он является несправедливым по отношению к самому себе. Умеренный – это верующий совершенным Иманом, который выполняет ваджибы и оставил запретное. Опережающий же других в добрых делах – это мухсин, поклоняющийся Аллаху так, как будто он Его видит»[128].
Также он, да помилует его Аллах, сказал: «Поэтому ясно, что наша Религия включает в себя три категории: мусульманин, потом верующий, потом мухсин. Как сказал Всевышний: «Потом мы дали Писание в наследие тем из наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха».Умеренный и опережающий – оба они войдут в Рай без наказания, в отличие от несправедливого к самому себе.
Также тот, кто пришел с Исламом внешне, имея при этом тасдык сердца, однако он не совершал то из внутреннего Имана, что для него обязательно. Такой человек попадает под угрозу, как еще придет разъяснение этого, если пожелает Аллах.
А что касается Ихсана, то он более обширен, чем Иман относительно себя и более узок относительно своих обладателей. Иман же более обширен, чем Ислам относительно самого себя и более узок относительно своих обладателей.
Так как Ислам входит в Иман, а Иман входит в Ихсан. Также мухсины более малочисленны, чем верующие, а верующие более малочисленны, чем мусульмане»[129].
5. Также хадис: «Не является прелюбодей верующим когда прелюбодействует, не является пьющий спиртное верующим, когда пьет его, не является вор верующим, когда ворует, также не является грабитель верующим, когда грабит и люди устремляют к нему свои взоры»[130].
Сказал имам Ахмад, да помилует его Аллах: «Точно также передается от Абу Джа’фара аль-Бакира, сказавшего: «Не является прелюбодей верующим, когда прелюбодействует…». Он выходит из Имана в Ислам, потому что Иман находится в Исламе. Поэтому, когда он совершил прелюбодеяние, он вышел из Имана в Ислам»[131].