Сикхизм как эклектичное учение
Сикхизм - религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру Нанаком (1469 – 1539). Сикх, слово санскритского происхождения, означает «последователь» или «ученик». К 1990 сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16 млн. членов, 14 млн. из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна. Также как и другие оппозиционные индуистские секты, сикхизм отталкивался от идей социальной справедливости. Нанак сделал свою религию открытой для всех желающих, вне зависимости от кастовой принадлежности, предшествующих деяний или пола. Превыше всего Нанак ставил внутренний характер богопочитания, не нуждающегося во внешних проявлениях или предметах культа.
Суть сикхизма сводится к монотеистическому восприятию Бога, позаимствованному из ислама. Однако, учитывая особенности индийской ментальности, стоит иметь в виду, что для сикхов характерен мистицизм, выраженный в стремлении слияния с Богом через медитативные практики. Сочетая в себе черты индуизма и ислама, сикхизм не является сектой одной из религий. Это – самостоятельная религиозная система.
Итак, учение Нанака строится вокруг концепции «нам» («божественного имени»), которое означает все, что может быть постигнуто относительно Акал Пуракх (Бога). Акал Пуракх не имеет формы, но его дивные дела видны всюду, как во внутреннем, так и во внешнем мире, что свидетельствует о неизменности цели Акал Пуракха. Медитация на эту тему обязательно входит в повседневную дисциплину сикхов – «нам симран» («напоминание божественного имени»), которая может заключаться в простом повторении священных слов, таких как «сат нам» («истинный есть имя») или «вахигуру» (популярное у сикхов современное наименование Бога), в распевании стихов гуру или во внутренней медитации. Выбор метода зависит от силы и темперамента индивида. В конечном счете должна быть достигнута высшая гармония духа, освобождающая человека от цикла перерождений.
Особую роль в жизни сикхской общины играет гуризм. Гуру – личность, почитаемая всеми верующими, первым из которых считается основатель религии. В прошлом все члены сикхской общины должны были безоговорочно слушаться гуру и идти на самопожертвование во имя веры.
Расцвет сикхизма приходится на XVIII столетие, когда сикхи постепенно заняли доминирующее положение в политической жизни Пенджаба, но в 1849 Пенджаб был присоединен к Британской Индии после кровопролитных боев.
В 1947 Пакистан обрел независимость, и после кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. Они по-прежнему являются доминирующей общиной штата Пенджаба, постоянно отстаивая собственную политическую независимость. Вообще, сикхизм сегодня достаточно политизированное религиозное течение, появившееся в индуистской культуре и трансформировавшееся в самостоятельную религию, сочетающую в себе черты ислама и индуизма.
Общие выводы:
Индуизм – традиционная религия Индии благодаря которой полиэтничная культура этого субконтинента обладает общей ментальностью и самосознанием. Индуизм не является монолитной религией, в нем много ответвлений и сект, учения которых взаимопереплетаются, дополняют друг друга. Характерная особенность индуизма — его интровертность, обращенность к миру сверхъестественного, мистического, а земная жизнь не является ценной.
Вопросы самоконтроля
1. Духовные ценности индуизма.
2. Взаимосвязь религии и социокультурной жизни индусов.
3. Специфика родственных индуизму учений.
Лекция 8.
Религиозно-нравственные учения Китая.
Синтоизм в Японии
Учебные вопросы:
1. Религиозно-нравственные учения Китая.
2. Синтоизм в Японии
Литература:
Обязательная:
Религиоведение; История мировых религий. Религии народов мира Учебники, учебные пособия, изданные за последние пять лет. Предпочтительнее те издания, которые имеют гриф Минобрнауки других ведомств, а также и гриф УМО
Дополнительная:
Арутюнов С.А., Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии. М., 1968
Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола: Биогр. очерки. - М.: Республика, 1995.
Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае.– М., 1970.
Григорьева, Л. Г. Красотой Японии рожденный. - М., 1989.
Дао де цзин/ Пер. и прим. Ян Хин-Шуна. СПб, 2002.
Древнее зеркало. Китайские мифы и сказки.– М., 1993.
Дьяконова Е. М. Мифология в японской и китайской литературе. Современные исследования.– М., 1984.
Ипполитова А.Г. Религиоведение. Хрестоматия с комментариями. Самара, 2006.
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1996.
Классическое конфуцианство: переводы, статьи, комментарии А. Мартынова и И. Зограф: В 2 т. СПб, 2000.
Комаровский Г.Е. Закон неба. Тэнри: история, обряды, реликвии японского народа. – М., 1996 .
Конрад Н. И. Японская литература. М., 1974.
Конфуций: жизнь и его учение. М., 1991.
Лао-цзы. Книга пути и благодати. М., 1994.
Лобода Е. Б. Даосизм: история возникновения и развитие. М. 1993.
Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф.– М., 1992.
Лукьянов А.Е. Лао-Цзы (философия раннего даосизма). М., 1991.
Мещеряков А. Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм (проблемы синкретизма). М., 1987.
Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы / Пер. с кит. Л.Д. Позднеевой. – СПб, 1994.
Накорчевский А.А. Синто СПб., 2003.
Редько-Добровольская Т. И. Япония: боги и герои. М., 1995.
Религиоведение. Хрестоматия / Под ред. А.Н. Красникова. М., 2001.
Сокио Оно, Уильям Вудард. Синтоизм: Древняя религия Японии. М., 2007.
Торчинов Е. А. Даосские практики.– СПб., 2001.
Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао дэ цзин». СПб., 1999.
Хрестоматия по древней и средневековой китайской литературе.– Владивосток, 1980.