Религия как социально-культурный феномен

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

по всем направлениям подготовки бакалавров

Самара – 2012

УДК

Ипполитов Г. М .Ипполитова А.Г.

История мировых религий. Конспект лекций. Самара: ФГОБУ ВПОПГУТИ, 2012 – с.

В настоящем конспекте лекций изложен в проблемно-хронологическом ключе, в исключительно лапидарном стиле, программный материал по учебной дисциплине «История мировых религий». При изучении данного конспекта лекций обучающиеся призваны почерпнуть знания, которые могут лечь в основу дальнейшего самостоятельного изучения курса «История мировых религий».

Конспект лекций адресуется, в первую очередь студентам, получающим образование по всем направлениям подготовки бакалавриата в системе дистанционного обучения

Рецензенты:

Репинецкий А.И., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой отечественной истории и археологии ФГОБУ ВПО«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Филатов Т.В. д. филос. н., профессор; зав. кафедрой философии ФГОБУ ВПО«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

©Ипполитов Г.М., 2012

©Ипполитова А.Г., 2012

Содержание

Список сокращений

ВВЕДЕНИЕ

У Бога нет религии.

Махатма Ганди

Религия — один из древнейших феноменов духовности человечества. Она представляет духовную основу культуры человечества. Изучение религии как истории духовного становления человечества предполагает современный уровень осмысления религиозно-духовного опыта как систематизированного знания. Особенно подчеркнем: в настоящее время религия сохраняет своё влияние на формирование мировоззренческих установок общества, на их поведение и даже психическое здоровье.

Изучение истории мировых религий способствует понимаю собственных и иных культурных традиций, а значит формированию религиозной терпимости и способности к адекватной оценки актуальных социально-религиозных проблем современного мира. Ведь реальностью современной эпохи являются вспышки религиозного экстремизма и фанатизма, разжигание межконфессиональной и межнациональной розни, использование авторитета религиозных организаций и групп в политических целях. Такое проявление религиозного сознания, как это ни парадоксально, закономерно и является одним из способов реализации форм религии. Как сказал священник и писатель XVIII в. Чарлз Колтон: «Люди будут спорить из-за религии, писать о ней книги, сражаться и умирать за нее, - но только не жить по ней».

Для такой многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия необходимо умение строить религиозный диалог, поэтому знание мировоззренческих принципов разных религиозных групп актуально. Курс «История мировых религий» включает в себя изучение и понимание процесса зарождения и развития такого исторического феномена как мировые религии, их взаимоотношения между собой и с теми формами организации обществ, в которых они существуют.

Цель преподавания: формирование представлений о религии с позиций толерантности и уважения права личности на свободу вероисповедания на основе объективной информации об истории религий, свободомыслия и атеизма и изучения разнообразия религиозных верований, их специфике в процессе эволюционного развития культуры.

Материал, представленный в данном конспекте лекций, подготовлен с позиций «равноудаленности»: здесь нет апологетики религии или атеизма.

Конспект лекций снабжен соответствующим научно-справочным аппаратом:

- обширным библиографическим списком;

-списком сокращений;

- ссылками на источники и литературу;

- перечнем Интренет-ресурсов;

- понятийно-категориальным аппаратом.

Кроме того, имеются задания для самоконтроля и самостоятельной работы студентов.

Изучая национальные и мировые религии, нетрадиционные учения и культы следует абстрагироваться от собственного религиозного мировоззрения, не отдавая приоритета какой-либо религии.

Именно на таком видении религий и форм религиозного сознания настаивал создатель науки о религии лингвист и востоковед Фридрих-Макс Мюллер (1823-1900): «Говоря о том, что религия отлича­ет человека от животного, мы не имеем в виду христианскую или иудейскую религию; мы не имеем в виду какую-нибудь отдель­ную религию; но мы имеем в виду способность ума или предрас­положенность, которая независимо от чувства и разума, а иногда даже вопреки им дает возможность человеку постигать Беско­нечное под различными именами и в разнообразных формах[1]». Предлагая следовать принципам научной объективности и сравнительному методу в изучении разных религиозных систем, ученый дал возможность мировой науке открыть для себя общество в контексте межкультурного диалога.

В данном пособии предпринята попытка показать культуротворческое начало разных религий, их взаимосвязанность в эволюции духовных ценностей человечества.

Лекция 1.

Религия как социально-культурный феномен

Учебные вопросы:

1. Религия: определения, концепции, элементы, структура

2. Роль религии в обществе

Литература:

Обязательная:

Религиоведение; История мировых религий. Религии народов мира Учебники, учебные пособия, изданные за последние пять лет. Предпочтительнее те издания, которые имеют гриф Минобрнауки других ведомств, а также и гриф УМО

Дополнительная:

Введение в общее религиоведение: Учебник/ Под. ред. И.Н.Яблокова. М., 2001.

Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Вебер. Избранное. Образ Общества. М., 1994.

Елисеев А. История религий. М., 1997.

Ипполитова А.Г. Религиоведение. Хрестоматия с комментариями. Самара, 2006.

Классики мирового религиоведения. М., 1996.

Общество и религия. М., 1996.

Религии мира // Под ред. Н. Шабурова.– М., 1997.

Религиозные традиции мира. В 2-х т. М., 1996.

Религия в истории и культуре. М., 1998.

Религия общества: Хрестоматия по социологии религии.– М., 1994.

Наши рекомендации