Билет 9. Учение Лютера о первозданном состоянии человека, первородном грехе и его последствиях
Истоки учения о спасении только верой (sola fide) лежат в своеобразном понимании Лютером природы первородн. греха. Лютер восстал против учения Римо-католич. Церкви о первозданном состоянии человека в раю, где противостояние разума и чувственности сдерживалось благодатью, и в грехопадении он лишь лишился ее, сохранив свою природу неповрежденной. Самостоят. способность к делам добра, к-рыми достигалось спасение в католичестве, обесценивала, по мысли Лютера, спасительную заслугу Христа. В противовес этой "добродетели несмыслия" Лютеру нужно было утвердить губительное действие 1-го греха на природу человека, чтобы лишить человека возможности творить добро и участвовать в своем спасении, ибо оно принадлежит только воле Искупителя.
Итак, состояние первозданной невинности человека по природе своей отличалось не просто отсутствием греха, но наивысшим совершенством его духовных способностей, к-рые пребывали в гармонии с чувственной стороной его бытия. Это была "совершенная праведность", согласие не только в природе человека, но и в его отношениях с Творцом. Как гласит "Апология Аугсбург. исповедания": "Естеств. силы человека, охватываемые понятием "образа Божия", были естественно устремлены к Богу как к своей прямой и вполне доступной цели", т.е. человеку была доступна возможность истинного знания о Боге и единения с Ним. В этом состоянии рода человеч-го, "мало чем умаленного от ангелов". Для протестант. богословия не было ничего сверхъестественного. В отличие от католич. традиции, к-рая сходными красками описывает первозданное состояние человека, объясняя его воздействием "благодати первозданной праведности", Лютер считал такое состояние естественным, прирожденном человеку при его сотворении.
Но чем красочнее описывает протестант. богословие совершенство первозданного человека в раю, тем безотраднее становится глубина его падения после изгнания. Действие грехопадения не ограничивается утратой богозданного совершенства, человек ниспадает в состояние прямо противоположное. С одной стороны, человек потерял первозданную праведность, с др. - приобрел склонность ко злу, он стал врагом Богу, и эта вражда навлекает на него осуждение. "Формула согласия" учит: "надлежит веровать, что Адам по своем падении лишился первоначальной, принадлежавшей ему по самой природе праведности или образа Божия, вместо образа Божия, утраченного им, произошла испорченность всей его природы". Душа человека стала мертва пред Богом, и образ Божий в павшем человеке заместился соляным столпом, в к-рый обратилась жена Лота ("Формула согласия"). Человек стал "истуканом в нравств. отношении", неспособным не только стремиться к добру, но даже желать его.
Если восточ. христианство не допускает полного порабощения первородным грехом человеч. природы и сохраняет в ней возможность нравств. выбора при помощи вышней благодати, то Реформация утвердила всецелое господство греховн. начала в человеке. Лютер так выражался на сей счет: "Воля человеческая походит на лошадь. Сядет на нее Бог, она бежит куда Бог хочет и направляет; сядет на нее дьявол, она бежит куда ее дьявол гонит". Это представление о неспособности человека к выбору между добром и злом впоследствии дало почву для развития учения Кальвина о предопределении.
Лишение человека возможности стремления к добру развилось в нравств. релятивизм, - нек-рые реформаторы стали учить, что христиане не должны исполнять заповеди, данные иудеям и т.д. Поэтому категоричность Лютера была значительно смягчена Меланхтоном, а также последующим развитием лютеран. вероучения. Так "Формула согласия" уже различает на основании Свщ. Писания нашу природу, в к-рой живет грех, и грех, к-рый живет в нашей природе, но, тем не менее, не стал тождественным ей. Грех от диавола, а природа от Бога, грех стал лишь ее качеством, но не самой природой, к-рая сохранила силу отличия от него. Поэтому, несмотря на грехопадение, она сохранила ограниченную возможность добра, названную Меланхтоном "праведностью плоти". От такой праведности отличается праведность Божия или праведность духовная, уже совершенно неподвластная человеч. усилию, как определяет это "Аугсбург. исповедание": "Воля человеч-я, помимо Св. Духа, не имеет силы к совершению правды Божией или праведности духовной". Эта духовная праведность и есть область сотериологии, в к-рой совершается спасение человека. Начало и движущая сила праведности этого рода принадлежит благодати Божией. По словам "Аугсбург. Исповедания": "Хотя мы и признаем за силами человека свободу и способность к совершению внешних дел закона, но не приписываем этим силам дел духовных, как-то: истинного страха Божия, истинной веры в Бога. ... Это - дела 1-й скрижали, к-рых сердце человеческое не может совершить помимо Св. Духа".
В итоге, Реформация оставляет человеку только ограниченную свободу выбора, но не действия. Человеку принадлежит лишь способность пассивного подчинения действующей в нем благодати Всевышнего, вместо стремления к добру человеку оставлено лишь непротивление ему. Унижение природы человека состоит в том, что она способна только противиться или подчиниться Богу, но недостойна содействовать Ему.
Нетрудно заметить, что в лютеран. учении о первородном грехе заново проступает спор блж. Августина и Пелагия. Лютер унаследовал самые резкие формы учения блж. Августина в отрицании свободы человека после грехопадения и его зависимости в своем спасении от действия благодати Божией. Достаточно сказать, что взгляды самого Лютера сложились под прямым влиянием генерального викария августин. ордена Иоанна Штаупица, к-рому Лютер обязан знакомством и своей горячей приверженностью учению блж. Августина.