Индуизм и родственные религиозные течения
Учебные вопросы:
1. Индуизм – национальная религия Индии
2. Джайнизм как оппозиция классического индуизма.
3. Сикхизм как эклектичное учение
Литература:
Обязательная:
Религиоведение; История мировых религий. Религии народов мира Учебники, учебные пособия, изданные за последние пять лет. Предпочтительнее те издания, которые имеют гриф Минобрнауки других ведомств, а также и гриф УМО
Дополнительная:
Альбедиль М. Ф.Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994.
Атхарваведа. Избранное / Пер. с санскр. Т.Я. Елизаренковой. М., 1997.
Бельский А.Г. Сикхи и индусы: религия, политика, терроризм. М., 1992.
Боги, брахманы, люди.– М., 1969.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация.– М., 1993.
Законы Ману. М., 1960.
Ильин Г. Религия Древней Индии. - М., 1959.
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Cловарь / Под редакторши Альбедиля г. Ф., Дубянского А. М., 1996.
Ипполитова А.Г. Религиоведение. Хрестоматия с комментариями. Самара, 2006.
Мифы древней Индии.– СПб., 1997.
Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы.– М., 1980.
Эрман В. Г., Темкин Э. Н. Мифы Древней Индии. М., 1975.
1. Индуизм – национальная религия Индии
Индуизм - самая большая национальная религия в мире. Сегодня является доминирующей в Индии и Непале (в каждой стране верующие составляют около 80 процентов населения). Кроме того, индуисты есть во всех странах, где живут индусы. Наиболее крупные общины индуистов в 1996 году были в странах Азии: в Бангладеш (15 млн.), Индонезии (4 млн.) Шри-Ланка (2,5 млн.), Пакистане (1,3 млн.), Малайзии (1,1 млн.). Наиболее крупная община индуистов Африки была в ЮАР (700 тыс.), наиболее крупная община индуистов Америки - в США (575 тыс.), наиболее крупная община индуистов Европы - в Великобритании (500 тыс. последователей).
Индуизм – классическая национальная религия, которая объединила многочисленные этносы индийского субконтинента на основе единого религиозного мировоззрения. Однако сегодня широко распространены различного рода учения и даже секты, которые пропагандируют индийскую религиозность и образ жизни, вообще. Адепты таких религиозных псевдоиндуистских групп часто совершают паломничества в Индию, посещают Святые места индуизма и пр., но среди самих индусов не считаются последователями их веры. Ведь индуизму не знаком прозелитизм (стремление обратить других в свою веру), поскольку их мировоззрение подразумевает индивидуальный духовный путь каждого человека. Отсюда – терпимость индусов к представителям иных религий и чужакам, ищущим духовный смысл жизни в их стране. Но социально-политическая толерантность внутри самого индуизма отсутствует (кастовый строй, неравенство полов и пр.).
Характерной чертой индуизма является отсутствие догматических предписаний (как в Библии или Коране). Индуизм — это религия мифологическая, состоящая из множества преданий и легенд. Вторая ее особенность - политеизм. При этом божества исчисляются тысячами. Пантеон весьма сложен, в разные периоды развития индуизма менялись верховные божества. Такая популярность многобожия в индийском социуме не случайна. А. Мень отмечал, что индусы склонны к многобожию, так как это создает терпимость между их различными почитателями[39]. А это немаловажно для многонационального индийского общества, где именно религиозное разнообразие помогало и помогает обществу находить модели сосуществования.
Языческий в своей основе индуизм вобрал в себя массу архаических традиций, первобытный тотемизм (наличие зооморфных божеств, почитание животных). Именно склонность к языческим обрядам поражала европейских купцов и путешественников в XVII – XVIII вв. Они «ужасались разнообразию идолов»[40], о чем писали в своих дневниках.
Индуизм как традиционная индийская религиозная система, берет свои истоки в архаической культуре, а точнее в арийской эпохе[41]. Это III тыс. до н.э., когда на территорию современной Индии мигрировали кочевые арийские племена, ассимилировавшиеся с местным населением. Об этих событиях рассказывает сборник древних гимнов «Ригведа».
Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н.э. - V.в.н.э.). Его основой стал ведизм. В (XVI в. до н.э. - VII в до н.э.). Служители культа во всех трёх религиях (ведической религии, брахманизме и индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме - Брахма, творец мира. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма. Образ верховного бога заменяется своеобразной «Троицей» Тримурти, соединяющим в себе три божества: Брахма, Шива, Вишну. Брахма – творец, Шива воплощает разрушение и динамику, Вишну – созидатель и хранитель мира. Очевидно, что ипостаси этих божеств выражают космогоническое представление о едином мире, развивающемся по определенным законам. Вишну и Шива возглавляют пантеоны богов, в которых каждый контролирует особую сферу жизни.
Общее количество направлений в индуизме неизвестно. Но основными являются две ветви: вишнуизм и шиваизм (самые большие конфессии). Распространены шактизм, кришнаизм, лакшмизм. Разнообразие религиозных воззрений внутри индуизма стало причиной того, что индуизм никогда не имел централизованной организации. Разного рода жрецы, гуру никогда не были связаны между собой.
Характерно, что молятся последователи индуизма одним и тем же божествам, несмотря на конфессиональные отличия. Например, один из любимых и особенно почитаемых всеми индусами – слоноголовый бог Ганеша (сын Шивы и Кали). Он - добр, внимателен людям, готов помочь в преодолении любых трудностей. Кроме того, он ближе к людям, земному миру. Выбор слоновьей головы также не случаен, так как в представлениях индусов Слон — это самое мудрое животное на земле. Поэтому Ганеша почитается как бог учености и письменности[42], покровительствует ремеслам, искусству, торговли.
Третья особенность индуизма – обоснование варно-кастового строя. Варны - это социальный слой, принадлежность к которому определяется рождением. Внутри варн существует множество каст, определяющих профессиональную деятельность людей (предписывающих им ту или иную деятельность). Касты представляют собой замкнутую систему, переход из одной в другую не возможен, представители разных каст не вступают в браки и т.д. На формальном уровне касты отменены благодаря политическим усилиям М. Ганди и его последователей, но в реальной жизни кастовая система продолжает свое существование. В индийском обществе сформировались следующие касты:
ü брахманы: жрецы, ученые, высший слой общества, имевший гигантское влияние в управлении государством;
ü кшатрии — воины, они управляли страной, но их власть постоянно ограничивалась брахманами;
ü вайшьи — крупные земледельцы, торговцы;
ü шудры — наемные работники, батраки;
Кроме того, вне кастового строя находились «неприкасаемые» - самый низкий и социально не защищенный слой населения. Они выполняют самую грязную работу, живут в отдельных поселениях и кварталах и часто являются объектом насилия и притеснений со стороны религиозных фанатиков. Известная исследовательница индуизма К. Кнотт приводит факты варварского отношения к людям этой социальной группы даже в ХХ веке: так называемые далиты (божьи люди, как их называл М. Ганди) часто становились жертвами насилия, сексуальных домогательств, одиночных и массовых убийств. И только в 1955 году был принят закон о защите прав «неприкасаемых»[43].
Деление на касты обоснованно религиозными нормами и философией, основы которой изложены в Ведах. Существует три религиозных понятия:
- дхарма (долг);
- карма (воздаяние);
- сансара (перерождение души на земле в новых воплощениях – реинкарнация).
У каждого есть нравственный долг, в зависимости от образа жизни в предыдущих воплощениях. Совокупность добрых и злых дел определяет судьбу в нынешнем воплощении (карма), каждый грех необходимо исправить. В итоге, социальный статус, кастовая принадлежность отчасти отражают карму человека.
Конечная цель жизни - вырваться из круга перевоплощений, преодолеть земную жизнь и физический мир, обретя мокшу. Поэтому в данном религиозном учении столь распространена отшельническая практика, духовные подвиги различных гуру, уход от активной социальной жизни в целях самосовершенствования через медитативные практики, самосозерцание и подвиги аскетизма. Одна из самых древних и известных отшельнических практик – йога. Отшельники разных духовных школ и практик, которые разрывают привычные социальные связи, уходят от мира, считаются в индийском обществе святыми.
Необходимо отметить, что в индуизме широко распространена обрядовая практика. Праздники индусов красочны, торжественны, жизнерадостны.
Таким образом, инудизм оказывает гигантское воздействие на общественную и индивидуальную жизнь индийского социума. Философия индуса — это философия индуиста. А национальный характер напрямую связан с религиозно-этическими установками индуизма, помогающими выстраивать структуру социальной жизни.