Тема 4. Национально-государственные религии
Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм следует рассматривать не просто как отдельные формы верований и обрядовых действий, но и как тесно взаимосвязанные между собой элементы, которые в культуре каждого народа образуют некоторое единство, своеобразное целое. У всех этих религий имеет одна важная характерная особенность — они являютсярелигиями доклассового, родоплеменного общества. Основными объектами поклонения в этих религиях были природные объекты. Духовные существа в основном носили безличный характер. В культовой деятельности преобладали обряды, в которых участвовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов и другие организаторы и исполнители культовой деятельности еще не были жестко отделены от основной массы верующих Постепенно, по мере изменения характера производства, перехода от собирательства к земледелию, совершенствования орудий труда, охотничьего и рыболовного промысла происходит социальная дифференциация в родоплеменных общинах, формируются социальные противоречия и все это приводит к формированию института государства. Формирование государств означало становление национально-государственных религий. Это религии, сложившиеся в рамках определенных государств или этнических общностей и не получившие заметного распространения у других народов. Примерами служат религии древних народов — ассирийцев, вавилонян, греков, египтян, кельтов, инков, римлян и т.д. В настоящее время продолжают существовать даосизм и конфуцианство в Китае, индуизм в Индии, синтоизм в Японии, иудаизм в Израиле и среди евреев, живущих в разных странах, зороастризм среди потомков древних иранцев, сохранившихся в Индии и Иране.
В 980 г. была осуществлена реформа князя Владимира, в ходе которой была предпринята попытка превратить языческий пантеон божеств, и связанные с ними культы, в официальную религию Древней Руси. Славянское язычество как система представлений и культов, религиозно-мифологических воззрений, зародилось в глубокой древности на рубеже 2 – 1 тыс. до н. э.
Сутью славянского язычества можно назвать почитание природы, особое отношение ко всему живому, к миру, человеку. Ключевые культы славянского язычества – культ солнца, земли, воды и огня.
Древнейшими божествами восточных славян считаются Род и Рожаницы. Бог Род – это творец жизни на Земле, великая оплодотворяющая сила, отождествляет собой рождение всего живого. Рожаницы – женские божества плодородия, помогавшие в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей. Наконец, немаловажную роль в язычестве играет культ предков, почитание предков. Предки – это родоначальники рода, старшие родичи. После смерти они становились духами-покровителями своего рода..
Главным божеством древнеславянского пантеона был Перун, изображавшийся в виде мощного воина, покровителя власти князя и его дружины. Центрами культа Перуна в древнерусские времена были Киев и Новгород. К важным божествам восточнославянского пантеона относится отец Перуна - Стрибог, повелитель небесных стихий. Дажьбог был божеством солнечного света и достатка, благ, приносимых солнечным светом. Хоре понимался как божество солнечного светила. Мокошь была богиней плодородия и урожая, дарующей жизнь растениям.
Принятие христианства и приобщение Древней Руси к западноевропейской книжной культуре не могло не породить проблемы взаимодействия языческой традиции и новых культурных приобретений. Религиозный феномен, который возник с введением христианства, исследователи называют двоеверие. Суть его не в том, что параллельно существовали две религии - языческая и христианская, а в том, что создался их синтез. На практике двоеверие было связано с адаптацией христианских святых к природно-хозяйственным и охранительным функциям языческих богов. Святые Георгий, Лавр, Фрол и Василий покровительствовали скотоводству. В народном православии Дева Мария и св. Лаврентий исцеляли болезни глаз, св. Косьма и Демьян покровительствовали учащимся. В этом же контексте в религиозной практике социальных низов многие христианские молитвы стали употребляться как заговоры и заклинания. Популярный персонаж славянских мифов - русалки - стали восприниматься как души младенцев, умерших без крещения, или же как добровольные утопленницы. Через подобную адаптацию к христианству прошли почти все языческие календарные обычаи и праздники.
Индуизм является национальной религией, которую и сейчас исповедует большая часть населения Индии. Индуизм теснейшим образом связан со всеми аспектами традиционной индийской культуры, а также с традиционной социальной организацией индийского общества и его институтами.
Историческое название индуизма - санатана-дхарма, что в переводе с санскрита означает «вечный путь» или «вечный закон». Современный термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», представляющего собой персидский вариант санскритского имени реки Синдху (Инда).
Сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением, а включает множество религиозных путей, имеющих одни корни, но подчас противоречащих друг другу.
Индуизм внутренне неоднороден и представляет несколько направлений. Прежде всего, он делится на два течения – шиваизм и вишнуизм. Эти течения берут свои названия от имен индуистских богов – Шивы и Вишну. Оба направления являются по сути политеистическими культами, поскольку Шива и Вишну имеют богов-детей, богинь-супруг, почитание которых также является обязательным в контексте религиозной практики обоих направлений. В каждом направлении Шива и Вишну претендует на роль главы политеистических пантеонов Индии. В свою очередь, шиваизм и вишнуизм также распадаются на несколько направлений. Параллельно с шиваизмом и вишнуизм процветает народный индуизм, выражающийся в поклонении сотням местных божеств, которые, в большинстве случаев, находятся между собой в супружеских или родственных связях. В то же время, с народным индуизмом в Индии существует мощная организация жреческого сословия брахманов, которые хранят основные тексты религии и занимаются обрядовой практикой.
Все направления индуизма объединяет несколько положений:
1. вера в богов и их почитание в виде идолов (мурти), то есть статуй и скульптурных изображений.
2. вера в переселение душ, то есть возможность души вселяться в тела всех видов живых существ - от насекомых до человека (сансара).
3. вера то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями (карма).
Шиваизм и вишнуизм настаивают на возможности освобождения (мокша) от закона перевоплощения через почитание божеств. Для этого сторонники этих направлений разрабатывают различные методы освобождения (йога). Предлагаемые шиваизмом и вишнуизмом методы освобождения от сансары многоварианты. Однако все они так или иначе включают два момента:
1. почитание ведущего бога политеистического пантеона и сопутствующих ему божеств.
2. систему психических и физических упражнений для достижения безразличия к земной жизни.
Большинство направлений индуизма безоговорочно признают высший авторитет священной книги «Веды» - собрания гимнов, молитвенных заклинаний и обрядов. Основу «Вед» составляет «Ригведа» — сборник гимнов, включающий в себя около 10 тысяч стихов.
Иудаизм - древнейшая монотеистическая религия, возникшая в начале II тысячелетия до н.э. среди древнесемитских племен Месопотамии и ставшая национальной религией евреев. Библейское предание связывает появление иудаизма с именем Авраама - вождя еврейского народа, отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога.
Основой иудаистского вероучения является последовательный монотеизм, не допускающий компромиссов. Это выражено в иудейском символе веры «Шема», которым начинается богослужение: «Слушай, Израиль! Господь наш Бог, Господь один!». Божья воля открывается человеку через слово Бога, выраженное в Законе (Торе) и словах Пророков. Как считают иудаисты, первым народом, который Бог избрал для открытия своей воли через Закон, данный Моисею, был еврейский народ. Отсюда его особая роль в истории. Завершение исторического призвания народа Божия должно осуществиться через явление Мессии - «помазанника Божия», который, явившись иудеям в виде смиренного учителя из рода царя Давида, не только восстановит царство Израиля и соберет рассеянный по свету еврейский народ, но и установит на земле царство всеобщего мира и братства людей. В то время как христиане признают Мессией Иисуса Христа («Христос» - греческое значение слова «помазанник»), иудаисты считают, что подлинный Мессия явится в будущем.
Священные книги иудаизма. Первая по важности и почитаемости священная книга иудаистов - Танах (это аббревиатура, составленная путем сокращения названий его составных частей): Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). Танах идентичен Ветхому Завету христианской Библии, за тем исключением, что он состоит из 39 книг, в то время как христианский Ветхий Завет - из 50. Он составлен из текстов, датируемых XV-V веками до н.э. и написанных на древнееврейском языке. В отличие от Танаха, который считается зафиксированным живым словом Бога, свод религиозно-этических, ритуальных и правовых положений иудаизма, именуемый Талмудом - рукотворное создание нескольких поколений законоучителей.
В иудаизме отсутствует институт рукоположенного духовенства. Иудаистское богослужение состоит в общей и индивидуальной молитвах, чтении Торы, а также, в исполнении религиозных песнопений специальным хором общины. Богослужебным языком является древнееврейский, но в реформированном иудаизме практикуется богослужение и на живых разговорных языках. Священные изображения в иудаизме не приняты.
Один из самых главных и наиболее сакрализованных ритуалов иудаизма - обрезание, ритуальная операция по иссечению крайней плоти у мальчиков на восьмой день после рождения. Важное значение в иудаизме имеет система ритуальных пищевых запретов: полностью запрещено употребление в пищу мяса свиньи, непарнокопытных и не имеющих копыт животных, хищных птиц, рыбы, не имеющей чешуи. Еженедельным праздничным днем является суббота (Шаббат), соблюдение которой наряду с обрядом обрезания - важнейшая заповедь иудаизма.
Большинство праздников связано со знаменательными событиями еврейской истории. Наибольшее значение имеют Песах (Пасха), знаменующая бегство евреев из Египта, Шавуот, напоминающий о даровании Торы, Суккот - праздник в воспоминание о скитании иудеев в Синайской пустыне.
Тема 5. Буддизм
Буддизм возник в середине VI в. до н. э. в северной Индии, распространившись впоследствии по всей Азии (исключая Ближний и Средний Восток) вплоть до Бурятии и Тувы на Севере и Калмыкии на Западе. В своих различных направлениях и школах он занимает господствующее положение в религиозной жизни большинства стран Восточной и Юго-Восточной Азии, широко распространен буддизм и на Дальнем Востоке. Сейчас буддизм представлен практически во всех регионах мира, последователей его насчитывается 800 млн. человек.
Возникновение буддизма.К концу II – началу I тысячелетия до н. э. в Индии установилась жесткая социальная структура – разделение людей на касты. Принадлежность к касте определялась рождением, передавалась по наследству, переход из одной касты в другую был невозможен, какими бы талантами ни обладал человек. Центральной же идеей буддизма стало признание равенства всех людей, независимо от сословной, этнической и социальной принадлежности, в их возможности спасения. Возникновение буддизма связывается с деятельностью царевича Сиддхартхи Гаутамы. Согласно преданию, уже в раннем возрасте царевич проявил разнообразные таланты: переплывал бурные потоки, лучше всех стрелял из лука и т. д. Счастливая жизнь царевича закончилась тогда, когда он вышел за пределы своего поместья. Здесь произошли четыре роковые встречи, которые изменили жизнь Сиддхартхи. Он увидел больного проказой, глубокого старика, похоронную процессию и, наконец, мудреца-аскета. Потрясенный открывшимся ему миром страданий, Сиддхартха не мог больше жить безмятежной жизнью и вскоре покинул дворец, чтобы понять причину и способ избавления от страданий. В 35 лет он стал Буддой, т. е. просветленным, прозревшим, открывшим истину. Таким образом, будда – это имя нарицательное, но, отдавая должное роли основателя религии, это слово часто пишут с заглавной буквы.
Путь духовного поиска Гаутамы не приблизил его к постижению истины. Тогда он отказался от аскетизма, сел в позе созерцания под баньяновое дерево и погрузился в созерцание глубин собственного духа. Проходя через все стадии сосредоточения, Сиддхартха Гаутама постиг высший смысл бытия и превратился в Будду. Новое имя Сиддхартхи – Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев).
Основные истины, открытые Буддой заключаются в следующем:
1. Вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.
2. Причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.
3. Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ.
4. Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называютсрединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путемспасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.
Вот эти состояния:
§ правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий;
§ правильные намерения: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;
§ правильная речь: следует следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу, — речь должна быть правдивой и доброжелательной;
§ правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;
§ правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;
§ правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе;
§ правильные помыслы: следует уяснить, что зло — от нашей плоти;
§ правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.
В учении Будды четко выделяются два важнейших момента: во-первых, избавление от страданий достигается не совершением обрядов и религиозных ритуалов, а изменением поведения человека, изменением его образа жизни. Во-вторых, избавление от страданий дано как возможность каждому человеку, независимо от его положения.
Учение буддизма изложено более чем в 100 книгах, написанных на языке пали в I в. до н. э. Все вместе они получили название Типитака, что означает «три корзины». Канон состоит из трех частей, в первой содержится этическое учение и правила, по которым должны жить монахи; во второй содержится учение Будды и собрание рассказов о предыдущих жизнях Будды; в третьей - философские тексты, в которых излагается буддийское понимание жизни.
Основные направления буддизма.Возникнув в Индии, буддизм затем начинает выходить за ее пределы. В самой же Индии, пережив период расцвета, буддизм уступил место традиционному для Индии индуизму.
Распространившись на юг и на север, буддизм разделился на два направления. Южное получило название хинаяна, другое название тхеравада (учение старейших), что означает «узкая колесница» или «узкий путь спасения». Северное направление буддизма получило название махаяна – «широкая, или великая колесница» или «широкий путь спасения». Хинаяна считает наиболее действенным способом спасения уход в монашескую общину – сангху. Вступая в нее, человек дает соответствующие обеты, отказывается от имущества, семьи и касты. Жизнь в сангхе регулируется запретами, правилами и предписаниями, общее число которых больше двухсот. В махаяне активным началом выступает не воля человека и его собственные усилия, а помощь «внешних» спасателей – бодхисатв. Бодхисатвы – это люди, которые в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми буддизмом к образу жизни праведника, заслужили право на вхождение в нирвану, они уже достигли состояния пробуждения, состояния Будды. Но они отказываются совершить этот последний шаг из-за любви к людям. Они остаются среди людей, наставляют их на путь истины, облегчают их страдания. Помощь внешних спасателей предполагает обращение к ним, и в махаяне появляются молитвы и обряды, т. е. культовая практика.
Тема 6. Христианство
Христианство возникло в I в.н.э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи, в виде новой проповеди в контексте и в продолжение иудаистической традиции. Однако христианство оказалось совершенно новой религией в связи с радикальной модификацией основных ожиданий иудаизма: личности спасителя, условий спасения и вечного благоденствия (спасенности).
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем привносит в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе, но различных по лицам.
В центре христианства находитсяобраз богочеловека — Иисуса Христа, который своей мученической смертью на кресте искупил грехи всех людей и тем самым примирил их с Богом (в случае принятия ими веры в Иисуса Христа), вера во второе, будущее пришествие Христа, в Страшный Суд, в небесное воздаяние праведникам и грешникам и установление Царства Божьего.
Некоторые противоречия в Новом завете, а также проблемы истолкования библейских текстов породили сомнения относительно историчности образа Иисуса Христа. В течение многих веков в религиоведческой литературе шел спор на тему: является ли Иисус Христос исторической личностью. Постепенно по этому вопросу сформировалось два мнения, связанные с мифологической и исторической школой в религиоведении. Представители мифологической школы утверждали, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. вторая, историческая школа считала Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, сформулировавшим ряд принципиальных идей, заложивших основы христианства. С точки зрения представителей этой школы, реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда Евангельских персонажей, таких как Иоанн Креститель, апостол Павел и другие. В качестве наиболее убедительного доказательства рассматривается сообщение еврейского историка Иосифа Флавия (37 — после 100гг.) о жизни Иисуса, содержащееся в его знаменитом труде «Древности».
Библия умалчивает о жизни Иисуса до 30 лет. И именно с появления Иисуса на берегу Иордана и принятия им крещения от Иоанна начался его путь проповедника, закончившийся смертью на кресте и чудесным воскресением. После крещения Иисус удалился в пустыню, где в одиночестве провел некоторое время, готовя себя к служению Богу. Вскоре он вновь появился на берегу Иордана. Иоанн Креститель объявил Иисуса мессией и это заставило людей поверить в его особое призвание. Вокруг Иисуса сплотилась довольно тесная группа его последователей, ядро которой составляли двенадцать апостолов и ближайших родственников, а также Мария Магдалина. Вместе с этой группой Иисус передвигается по Иудее, проповедует свое учение, творит всевозможные чудеса, помогает излечиваться от болезней и т. д.
Христианское учение развивается в полемике с иудаистскими книжниками и фарисеями, хотя поначалу и не претендует на что-то преимущественно новое. Вместе с тем, в Евангелиях довольно четко обозначена линия противопоставления нового учения иудаизму. Эта линия уже отчетливо обозначена в знаменитой Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая воспроизводится в Евангелии от Матфея.
«Вы слушали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем. Вы слышали, что сказано: «око за око, зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую, — Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»(Мф. 5. 27-44).
Таким образом,основное направление в переосмыслении иудаизма христианством состоит в углублении содержательного нравственного начала религиозного учения под углом зрения утверждения ведущей роли принципа любви. Заповедь любви: любви к Богу, любви к ближнему, в том числе и к своему врагу многие религиоведы считают краеугольным камнем религиозно-нравственного учения христианства.
Власти Иудеи и Рима встретили Иисуса Христа как самозванца. Они обвинили его в кощунстве и подстрекательстве против властей и приговорили к смерти через распятие на кресте. Народ иудейский в своей массе также отвернулся от него. Когда народу было предложено выбрать, кого из осужденных на смерть он желает помиловать, то толпа предпочла Иисусу разбойника Варраву. Иисус Христос был казнен и, как гласит евангельский рассказ, воскрес на третий день, явился своим ученикам, дал им наставление, а на 40 день вознесся на Небо.
История христианства условно может быть разделена на три периода. Первый период — период возникновения и становления христианства. В этот период были выработаны общепринятые для христиан догматика и правила внутрицерковной жизни. После драматического периода непризнания и гонений, в 313 г. христианство превратилось в государственную религию Римской империи и окончательно восторжествовало над языческими религиями и культами.
Во втором периоде, начавшемся после распада империи на западную и восточную части (395 г.), христианская церковь стремилась к уточнению, систематизации и детализации вероучения. Одновременно накапливались различия и противоречия внутри церкви, обусловленные преимущественно особенностями исторического развития различных регионов бывшей Римской империи (западной и восточной), что привело к разделению единой христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) в 1054г.
Третий период — период раздельного существования двух христианских церквей: католической и православной. В этот период значительная часть западных христиан обратилась к протестантизму, возникшему в XVI в. Между этими периодами лежит целая эпоха, продолжительностью в полтора примерно столетия (1517—1648 гг.) — эпоха Реформации.
Идейные истоки христианства восходят к иудаизму, а также к философии неоплатонизма. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия включает в себя как собственно христианские тексты, образовавшие Новый завет, так и священные книги последователей иудаизма - Ветхий завет.
Священной книгой христиан является Библия (Священное Писание), состоящая из двух частей: Ветхого и Нового Заветов. Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке. Книги Нового Завета в основном были созданы уже на греческом языке.
Ветхозаветные книги (39 книг) разделяют на четыре группы. Вначале идёт Пятикнижие Моисея — пять законоположительных книг, связанных с именем Моисея, великого вождя и пророка иудейского народа. В него входят Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Вторая группа — книги исторические, в основном описывающие историю иудейского народа как народа богоизбранного. К их числу относятся книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфи, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон (Летописи), книги пророков Ездры и Неемии, а также Книга Есфири. В следующую группу принято включать книги учительные, содержащие учение о благочестии (о жизни в соответствии с требованиями веры): Книга Иова, Псалтырь и Соломоновы книги (Притчи, Книга Екклесиаста, или Проповедника, и Книга Песни Песней Соломона). Последнюю группу составляют книги пророческие: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и еще 12 «малых» пророков.
Книги Нового Завета были написаны в середине I-начале II в. н.э. учениками Иисуса Христа – апостолами – после его мученической смерти на кресте. В Новом Завете 27 книг. Это четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния святых апостолов, 21 соборное Послание апостолов и Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Большую роль в христианском культе играют таинства. Православная и Католическая церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причастие (евхаристия), покаяние (исповедь), брак, елеосвящение (соборование), священство, сопровождающие основные вехи жизни человека.
ажной частью православной традиции являются праздники. Главный из них, Пасха, в который отмечается воскресение Иисуса Христа из мертвых. К 12 основным праздникам относятся: Рождество Христово 25 декабря (7 января), Крещение Господне 6 января (19 января), Сретение 2 февраля (15 февраля), Благовещение 25 марта (7 апреля), Преображение Господне 6 августа (19 августа), Успение Богородицы 15 августа (28 августа), Рождество Богородицы 8 сентября (21 сентября), Воздвижение Креста 14 сентября (27 сентября), Введение в храм Богородицы 21 ноября (4 декабря), Вход Господень в Иерусалим (или Вербное Воскресенье, за неделю до Пасхи), Вознесение (на 40-й день после Пасхи) и Пятидесятница (или Троица, на 50-й день после Пасхи).
Тема 7. Ислам
Ислам (араб. – «предание себя Богу», «покорность») – это самая молодая из мировых религий, но, несмотря на это, она относится к числу наиболее распространенных религий на планете. К концу второго тысячелетия число последователей ислама составило около 1,3 млрд. человек.
Ислам возник в начале VII в. на юге Аравийского полуострова в период перехода от общинно-родового строя к классовому обществу. Картина религиозной жизни Аравии доисламского периода – это традиционные верования архаического, первобытного общества: поклонение духам предков, тотемизм, фетишизм, идолопоклонство. Постепенно политеизм стал сменяться монотеизмом.
Основателем аравийского монотеизма – ислама – стал пророк Мухаммед. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Мухаммед провозглашает Аллаха, одного из богов аравийского пантеона, единым и единственным Богом и объявляет себя его посланником. Вера в свою исключительность у Мухаммеда возникает как результат трансперсонального опыта: его посещают видения, он слышит голоса, «общается» с ангелом. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Таким образом, ислам складывается как богооткровенная религия.
Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.
Священная книга мусульманКоран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составили Коран.
В вероучении мусульман большую роль играетСунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда. Отход от Сунны расценивается как грех. Изучение Сунны стало отдельной и важнейшей дисциплиной в мусульманских школах и университетах. В Коране и Сунне содержится вся догматическая, вероучительная часть ислама.
В исламе существуют пять основных догматических положений, или, как их называют, пять «корней» веры. Это догматы о единобожии, о божественной справедливости, о пророческой миссии Мухаммеда, о воскресении и Судном дне. Наряду с вероучительными, догматическими положениями, в раннем исламе были сформулированы ритуальные, обрядовые и моральные предписания. Соединенные с догматическими положениями, они образовали пять «столпов» веры.
Первый «столп» веры, объединяющий два основополагающих догмата ислама – о единобожии и пророческой миссии Мухаммеда, является символом веры, выраженным в формуле: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха». Исповедание этой формулы, произнесение ее, следование ей как основному принципу жизни – первая и важнейшая обязанность мусульманина.
Второй «столп» ислама – каноническая молитва (в персидском языке –
«намаз»). Число и порядок молитв четко регламентированы в Сунне. Это пять ежедневных обязательных молитв, в которых предусмотрено жесткое соотношение положения тела, движений и словесных формул. Намазу предшествует ритуальное омовение. Особенно важной считается коллективная полуденная молитва, совершаемая в мечети по пятницам. Она сопровождается проповедью, которую произносит мулла или имам.
Третий «столп» ислама предписывает соблюдение поста в месяц рамадан. В течение этого месяца во время всего светового дня мусульманин должен воздерживаться от пищи и питья, развлечений, интимных отношений. Четвертый «столп» веры – закят – милостыня, обязательный налог в пользу нуждающихся.
Пятый «столп» ислама – паломничеств в Мекку (хаджж). Каждый мусульманин обязан или лично совершить паломничество в Мекку, или послать своего заместителя, обеспечив его денежными средствами, необходимыми для паломничества. Завершается паломничество жертвоподношением животных, что знаменует начало важнейшего праздника, продолжающегося три-четыре дня, праздника жертвоприношения – Курбан-байрам. Смысл этого праздника – напоминание о том, как Ибрахим (Авраам) готов был принести в жертву Богу своего сына Исмаила (Исаака). Жертвоприношение обязан совершить каждый мусульманин, независимо от того, где он сейчас находится, в Мекке или у себя дома.
Второй праздник – ураза-байрам, или рамадан – завершает пост в месяц рамадан.
Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и животных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.
Мусульманское право
Шариат– комплекс юридических норм,обязательный для исполнения мусульманином. Шариат устанавливает полигамный брак, позволяя мусульманину иметь до четырех жен, разрешает мусульманам жениться на иудейках и христианках, однако запрещает мусульманкам выходить замуж за иноверцев. Шариат регламентирует весь жизненный цикл правоверных: ритуалы, связанные с рождением, в частности обряд обрезания; в исламе он совершается при достижении мальчиками 5–7 лет. Тщательно разработаны в шариате свадебные ритуалы, равно как и похоронные. Шариат устанавливает правила питания мусульман, формы одежды мужчин и женщин как в повседневной жизни, так и в особых случаях, например во время хаджжа.
Важное место в жизни мусульман занимают запреты, установленные шариатом. К числу их относятся запрет на взимание ссудного процента, запрет азартных игр, изображений живых существ, пищевые запреты, в том числе на свинину и алкоголь, и т. п. Шариат определяет не только систему обязательных предписаний и запретов, но и наказания за их нарушение. Требования шариата обращены ко всем взрослым мусульманам без исключения. Помимо бытовых сторон жизни шариат определяет также судебное производство, регулирует финансовые отношения и т. д.