Результаты подготовки и защиты ВКР
Основными результатами подготовки и защиты ВКР являются сформированные у студентов компетенции, в том числе, связанные приоритетными видами профессиональной деятельности в ГАОУ ВО МГИИТ им. Сенкевича:
общекультурные компетенции:
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
- способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
профессиональные компетенции, соответствующие производственно-технологической деятельности:
- готовность к применению современных технологий для формирования и предоставления гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей (ПК-1);
- готовность к разработке и предоставлению гостиничного продукта, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий (ПК-2);
профессиональные компетенции, соответствующие организационно-управленческой деятельности:
- владение навыками определения и анализа затрат гостиничного предприятия и других средств размещения (ПК-3);
- готовность анализировать результаты деятельности функциональных подразделений гостиниц и других средств размещения, уровень обслуживания потребителей, делать соответствующие выводы (ПК-4);
- способность контролировать выполнение технологических процессов и должностных инструкций в гостиничной деятельности, готовность к организации работ по подтверждению соответствия системе классификации гостиниц и других средств размещения (ПК-5).
Отметим, что полученные в результате выполнения бакалаврской работы навыки и умения, а также освоенные компетенции необходимы для будущего профессионала, прежде всего, из-за своего прикладного характера. Навыки структурирования и систематизации информации, анализа технологических процессов и организационных систем, а также обоснования основных положений и предложений экономическими расчетами, в т.ч. анализом затрат и сметой расходов помогут студенту в освоении любой сферы деятельности, пониманию ключевых процессов на предприятии, а также созданию имиджа образованного и серьезного специалиста индустрии гостеприимства. Для гостиничных предприятий это имеет особое значение, т.к. среднестатистический гостиничный комплекс имеет весьма сложную организационную и коммуникационную структуру. Уровень развития выше перечисленных навыков, как правило, определяет умение студента определять угрозы и возможности гостиницы, выявлять сильные и слабые стороны, основные факторы влияния на финансовый результат и стратегическую устойчивость гостиничного предприятия[4].
Типы ВКР
Рассматривая возможные типы выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки 43.03.03. «Гостиничное дело», профиль «Гостиничная деятельность» целесообразно выделить следующие:
1) ВКР опытно-практического характера направлена на освящение теоретических основ изучаемой проблемы, а также практических аспектов (анализа деятельности гостиничного предприятия в рамках направления исследования, анализа собственной деятельности в качестве сотрудника, разработку предложений, направленны на решение поставленной проблемы) ее существования на гостиничных предприятиях.
2) ВКР опытно-экспериментального характера направлена на раскрытие теоретических аспектов, уровня разработанности изучаемой проблемы, представление плана и данных проведенного эксперимента, в т.ч. результатов работы.
3) ВКР теоретического характера представляет собой обоснование проблемы и глубокий сравнительный анализ литературы по теме.
4) ВКР проектного характера представляет собой обоснование проекта- пояснительную записку и непосредственно результаты проекта – созданные изделия, продукты, произведения, сценарии, чертежи и т.д.
Отметим, что с учетом выбранных в качестве приоритетных направлений профессиональной деятельности (производственно-технологическая и организационно-управленческая) будущих выпускников, большая часть предложенных тем ВКР предполагает выполнение ВКР опытно-практического характера. Однако допустимы случаи, когда студент предлагает собственную тему и тип работы.
Логика и стилистика ВКР
Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространные и сложно построенные предложения, так и чрезмерно краткие, лаконичные фразы, слабо между собой связанные и допускающие двойное толкование и т.п.
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (ВКР) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы предприятия свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.
В ВКР должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
Выбор темы ВКР
Проблема выбора темы ВКР
Выбор и утверждение темы ВКР - это один из основополагающих этапов, определяющих успех защиты бакалаврской работы. От того, насколько правильно выбрана тема, насколько она соответствует профессиональным интересам студента, а также условиям преддипломной практики, зависит возможность раскрытия ключевых вопросов, обоснования теоретических положений статистическим материалом.
Отметим, что темы ВКР разрабатываются на кафедре «Гостиничное дело», а также могут быть предложены партнерскими структурами (отелями, в которых проходят практику студенты, смежными кафедрами). Как правило, кафедра «Гостиничное дело» предлагает на выбор студентов более 100 тем ВКР (см. п. 2.3).
Проблема выбора темы волнует многих обучающихся. Одни студенты в принципе не имеют заинтересованности и выбирают тему по остаточному принципу. Другие – сомневаются в правильности выбора направления. Например, выбирая тему инновационных методов продвижения гостиничных услуг, с одной стороны - студент имеет собственный интерес, опыт и, возможно, инновационные идеи, с другой - проблему подбора материала по теории вопроса, фундаментальной и учебной литературы. Существуют и те, кто хотел бы выйти за рамки предложенного списка и разработать собственный вопрос или проблему, занимающую все внимание студента.
Для того, чтобы процесс выбора темы проходил более просто и осознанно рекомендуем:
1) Продумать, какая тема близка и знакома. Для этого можно проанализировать, какие дисциплины программы бакалавриата усвоены лучше всего. Также, находясь на финальном этапе обучения, целесообразно определить какие направления могли бы касаться будущей профессии. Тема может быть выбрана посредством практического опыта и отмеченного перечня проблем функционирования гостиничного предприятия, с которыми студенту довелось столкнуться во время прохождения производственной и преддипломной практики (производственной деятельности – для студентов очно-заочной и заочной форм обучения), и которые, по его мнению, требуют разрешения.
2) Изучить предложенные темы, определить по какой из них представлено внушительное количество научной литературы, какие - более и менее изучены. В целом, не рекомендуется выбирать или формулировать темы,по которым отсутствуют научные исследования. С другой стороны, раскрытие слишком распространенной темы может повлечь проблему авторских нововведений, предложений и рекомендаций;
3) Лучший вариант, когда все научно-исследовательские работы студента объединены общей идеей (например, посвящены специфическому типу средств размещения), следуют определенному направлению (например, нормативно-правовой базе гостиничной деятельности) и каждая последующая работы дополняет материал предыдущих исследований. Здесь речь идет о том, что выбирая тему ВКР, студент выполнил ряд курсовых работ, рефератов, докладов и исследований, материал которых может лечь в основу теоретической и практической части бакалаврской работы. Также возможны варианты предварительной подготовки студента к написанию ВКР посредством участия в научных кружках, научно-практических конференциях по выбранному профилю.
При выборе темы можно также руководствоваться рекомендациями преподавателя. Для этого необходимо выбрать 3-4 темы в рамках одного направления.
Например, если выбрано направление управления гостиничным предприятием, можно рассмотреть следующие темы:
1. Современные методы управления гостиничным предприятием.
2. Оценка эффективности организационных структур управления гостиничным предприятием.
3. Формирование управленческой команды как фактор стабилизации гостиничного предприятия.
Далее необходимо продумать какие положительные и отрицательные моменты могут возникнуть при раскрытии каждой из тем и представить Ваши соображения потенциальному научному руководителю. После того, как будет получена обратная связь от преподавателя, необходимо окончательно согласовать тему и официально утвердить ее.
Студент может предложить свою формулировку темы, однако в этом случае нужно быть готовым к обоснованию её актуальности на стадии выноса темы на рассмотрение членов кафедры «Гостиничное дело». Для того, чтобы тема была рассмотрена на заседании кафедры студент подает заявление на имя заведующего выпускающей кафедрой с просьбой закрепить тему за ним.
Тема ВКР может быть предложена предприятием (организацией), с которым институт имеет договор о сотрудничестве. В этом случае предприятие (организация) оформляет заявку на разработку конкретной темы в виде письма на имя ректора института.
В заключение данного пункта приведем варианты, которыми может руководствоваться студент при выборе темы ВКР:
1. Студент сам выбирает тему из списка, соответствующую его интересам и согласовывает ее с научным руководителем;
2. Научный руководитель назначает тему ВКР из списка либо рекомендует формулировать и разрабатывать собственную тему;
3. Студент предлагает свою формулировку темы и обосновывает ее актуальность;
4. Тема ВКР предлагается предприятием (организатором преддипломной практики).