Самостоятельная работа студентов вне аудиторных занятий
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студента на лекциях
Студенту необходимо быть готовым к лекции и ее записи до прихода лектора в аудиторию, так как именно в первую минуту объявляется тема, формулируется основная цель, дается перечень важнейших вопросов. Без этого дальнейшее понимание лекции затрудняется.
Эффективность познавательной деятельности студента при слушании всецело зависит от направленности его внимания. При слушании лекции проявляются различные свойства внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение. Каждое из них весьма существенно. Например, устойчивость и концентрация позволяют студенту длительное время сосредоточиваться на своей работе даже в условиях внешних помех.
Умение слушать, творчески воспринимать излагаемый материал – это необходимое условие для его понимания. Внимательное слушание требует умственного напряжения, волевых усилий. Необходимо исключить причины, которые мешали бы установлению контакта с лектором.
В процессе лекционного занятия студент должен выделять важные моменты, выводы, анализировать основные положения. Если при изложении материала преподавателем создана проблемная ситуация, то пытаться предугадать дальнейший ход рассуждений.
Это способствует лучшему усвоению материала лекции и облегчает запоминание отдельных выводов .
Эффективное слушание – важнейшее условие правильного составления конспекта.Правильно организованное конспектирование способствует дальнейшей подготовки к зачету или экзамену.
Здесь самостоятельная работа студента на лекции заключается в выделении главного материала, избегая механического записывания. Подаваемый материал необходимо отфильтровывать и сжимать. Более подробно следует записывать основную информацию и кратко – дополнительную. В процессе лекции разбивать текст на смысловые части и заменять их содержание короткими фразами и формулировками. При этом лектору не следует несколько раз повторять одну и ту же фразу для того лекция не превратилась в своеобразный урок-диктант, так как студент в этом случае не учится мыслить и анализировать услышанное.
При оформлении конспекта лекции студентам рекомендуется оставлять поля, где им следует записывать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Задачей лектора в данном случае является направление и побуждение студентов к появлению таких вопросов, мыслей и прочего.
Таким образом, на лекции студент должен совместить два момента: внимательно слушать лектора, прикладывая максимум усилий для понимания излагаемого материала и одновременно вести его осмысленную запись.
Самостоятельная работа студентов вне аудиторных занятий
Самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:
· Подготовка к семинарским занятиям;
· Подготовка рефератов и докладов;
· Решение задач;
· Подготовка к текущим и промежуточным контрольным мероприятиям (тестовые опросы, задачи);
· Самоконтроль с помощью IT-технологий (тестирование в режимах «Обучение» и «Самоконтроль» -- www.i-exam.ru).
1. Подготовка к семинарским занятиям.Семинарские занятия ориентированы на практическое применение теоретического материала. При подготовке к семинарским занятиям необходимо изучить лекционный материал, учебники и учебные пособия, интернет-ресурсы. Студентам рекомендуется подготовить проблемные вопросы по теме семинарского занятия, связанные с реальной экономической жизнью предприятия, общества или государства, что позволяет изучить материал углубленно.
2. Подготовка к рефератов и докладов. При подготовке рефератов особое внимание следует уделять периодической литературе. Ежедневные и еженедельные газеты быстро реагируют на любые изменения, в том числе и в экономической жизни, то есть из таких газет можно почерпнуть оперативную и свежую информацию. Журналы, рецензируемые ВАК содержат глубокий анализ происходящих явлений, что способствует углубленному изучению темы реферата. Значительное внимание при подготовке рефератов следует уделять его оформлению. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
При подготовке к докладу следует хорошо изучить обработанный материал, составить план выступления. Знания докладчика должны быть более обширны, чем текст доклада.
3. Решение задач. При решении задач следует обращать внимание на оформление, логичность получаемых результатов и выводов. Для каждой задачи должно быть обозначено «Дано», «Найти», «Решение», «Ответ».
4. Подготовка к текущим и промежуточным контрольным мероприятиям (тестовые опросы, задачи). При подготовке к контрольным мероприятиям следует еще раз изучить лекционный материал, учебники и учебные пособия, периодическую литературу, интернет-ресурсы, а также просмотреть конспекты докладов, прозвучавших на семинарских занятиях, и алгоритм решения задач.
5. Самоконтроль с помощью IT-технологий (тестирование в режимах «Обучение» и «Самоконтроль» -- www.i-exam.ru). В течении семестра студенты самостоятельно проходят тестирование в режиме «Обучение». Возникающие вопросы могут быть обсуждены на занятиях.По окончании курса студенты самостоятельно проходят тестирование в режиме «Самоконтроль», результаты которогодоводятся до преподавателя.
Самостоятельная работа студентов дневного отделения организуется в соответствии с графиком самостоятельной работы.