Эксплуатация электромобиля

Несмотря на внешнее сходство и аналогичные органы управления, эксплуатация электромобиля существенным образом отличается от эксплуатации автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Именно эксплуатационные проблемы сдерживают массовое использование электромобиля, среди которых:

· высокая стоимость;

· ограниченная автономность;

· значительное время заряда аккумуляторов.

Если традиционное авто с двигателем внутреннего сгорания имеет ресурс в 500-600 тысяч километров, что равно примерно 10-150 годам эксплуатации в интенсивном режиме, то аккумулятор электромобиля вряд ли сможет прослужить более 5-ти лет. А ведь это самая важная и самая дорогостоящая деталь

Текущие расходы на содержание электрического автомобиля значительно ниже (в 3-4 раза) расходов на содержание автомобиля с ДВС и зависят, в основном, от стоимости электроэнергии. Эксплуатация электромобиля экономически выгодна в странах, где производство электроэнергии в меньшей степени зависит от ископаемого топлива.

Одна из самых серьезных проблем эксплуатации электромобиля его невысокая степень автономности. Величина пробега электромобиля без подзарядки зависит от многих факторов: емкости аккумуляторной батареи, характера и условий движения, стиля вождения, степени использования вспомогательных систем. В настоящее время средняя дальность использования электромобиля составляет порядка 150 км при скорости движения 70 км/ч. При движении с большей скоростью, пробег резко уменьшается, например, при скорости 130 км/ч (нормальная шоссейная скорость) он составляет уже 70 км. Именно поэтому электромобиль в большинстве своем позиционируется как транспортное средство для городских поездок.

Современные технологии позволяют увеличить степень автономности электромобиля до 300 и более км, среди которых следует отметить систему рекуперативного торможения (возвращает до 30% затрачиваемой энергии), аккумуляторы повышенной емкости, электронная оптимизация процессов движения.

Неотъемлемым атрибутом эксплуатации электромобиля является необходимость периодической зарядки аккумуляторной батареи, которая занимает много времени. Решение данной проблемы реализуется по нескольким направлениям:

· нормальная зарядка аккумуляторной батареи (осуществляется от бытовой электрической сети мощностью 3-3,5 кВт, предполагает установку на электромобиле специального зарядного устройства, продолжительность до полной зарядки батареи составляет 8 часов);

· ускоренная зарядка аккумуляторной батареи (производится на специальных станциях мощностью до 50 кВт, продолжительность зарядки до 80% емкости батареи составляет 30 минут);

· замена разряженной аккумуляторной батареи на заряженную батарею (выполняется автоматически на специальных обменных станциях).

Таблица 1 − Исходные данные для сравнительной оценки стоимости владения легковым автомобилем с традиционным и электрическим приводом

Параметр Легковые автомобили Легковые коммерческие Автомобили Автобусы
    LADA LADA El Lada FORD Transit Van FORD Transit Электро ЛиАЗ- Тролза Электробус
Расчетный срок эксплуатации, лет
Пробег на одной зарядке АКБ, км - - -
Используемое топливо Бензин Электро- энергия ДТ Электро- энергия ДТ Электро- энергия
Расход топливо:            
Л/100 км 9,0 - 12,9 - -
кВт*ч/м - 0,1 - 0,34 - 0,52
Стоимость топлива:            
Руб./л. - - -
Руб./кВт*ч:            
В дневное время - 2,37 - 2,37 - 2,37
В ночное время - 0,71 - 0,71 - 0,71
КПД зарядного устройства - 0,85 - 0,85 - 0,85
Мощность двигателя, л.с. 81,6 131,9
Ставка транспортного налога, руб.
Норматив платы за выбросы в окружающую среду. 4,95 - 9,52 - 9,52 -
Затраты на техническое обслуживание, руб./км 0,56 0,08 1,06 0,16 5,11 0,77

Полученные результаты свидетельствуют об экономических преимуществах эксплуатации электромобилей при интенсивной работе (высоком годовом пробеге), однако их первоначальная стоимость в настоящий период достаточно высока.

Наши рекомендации