Эластичность спроса по доходу

Исследование эластичности спроса по доходу требует анализа структуры товаров с позиции деления их на нормальные и низшие.

Нормальные товары — это товары, спрос на которые увеличивается по мере возрастания доходов потребителей.

Низшие товары — это товары, спрос на которые уменьшается по мере увеличения доходов потребителей (товары низкого качества).

Эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса на товар вследствие изменения дохода потребителя.

Коэффициент эластичности спроса по доходу (ЕСд) определяется как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению объема дохода потребителя.

ЕСд = эластичность спроса по доходу - student2.ru = эластичность спроса по доходу - student2.ru ,

где эластичность спроса по доходу - student2.ru С – изменение объема спроса;

С – объем спроса до его изменения;

эластичность спроса по доходу - student2.ru Д – изменение объема дохода;

Д – объем дохода до его изменения.

Для нормальных товаров ЕСд > 0, для низших ЕСд < 0.

Деление товаров на низшие и нормальные (высшие) определяется не какой-то внутренней причиной, а поведением потребителя в виде его реакции на сдвиг спроса в связи с изменением дохода. Поэтому именно потребитель определяет, какой товар низший, а какой нормальный.

Перекрестная эластичность спроса

Наличие товаров-субститутов и товаров-комплементов формирует соответствующую реакцию (чувствительность) потребителей на объем спроса взаимозависимых (сопряженных) товаров. Если цена изменяется на один из парных товаров, возникает потребность исследования перекрестной эластичности спроса.

Перекрестная эластичность спроса — это чувствительность потребительского спроса на товар А к изменениям, произошедшим в цене сопутствующего товара В.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса (ЕСА/В) — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара В:

ЕСА/В = эластичность спроса по доходу - student2.ru = эластичность спроса по доходу - student2.ru ,

где эластичность спроса по доходу - student2.ru СА – изменение объема спроса на товар А;

СА – первоначальная величина спроса на товар А;

эластичность спроса по доходу - student2.ru ЦВ – сдвиг (изменение) цены товара В;

ЦВ – первоначальная цена товара В.

Для товаров-субститутов объем спроса на товар А изменяется прямо пропорционально изменению цены товара В:

ЕСА/В > 0.

Для товаров-комплементов объем спроса на товар А изменяется обратно пропорционально изменению цены товара В:

ЕСА/В < 0.

Для независимых товаров (не являющихся взаимозависимыми) коэффициент перекрестной эластичности имеет нулевое значение, т.е.

ЕСА/В = 0.

Это означает, что, к примеру, сдвиг цены на стиральный порошок не влияет на сдвиг объема спроса на обувь.

Эластичность предложения

Явление эластичности присуще не только спросу, но и предложению.

Эластичность предложения — это реакция предложения на изменения, произошедшие в цене товара, который предприниматель готов поставить на рынок.

На поведение предпринимателя, определяющее объем предлагаемых им товаров, влияет, прежде всего, цена. Ценовая эластичность предложения определяется как отношение процентного изменения объема предложения к процентному изменению цены товара:

ЕПЦ = эластичность спроса по доходу - student2.ru = эластичность спроса по доходу - student2.ru ,

где эластичность спроса по доходу - student2.ru П – изменение объема предложения;

П – объем предложения до его изменения;

эластичность спроса по доходу - student2.ru Ц – сдвиг (изменение) цены товара;

Ц – первоначальная цена товара.

Как свидетельствуют формулы, ценовая эластичность спроса имеет такой же вид, как и ценовая эластичность предложения, за исключением того, что в первом случае числитель показывает процентное изменение спроса, а во втором — предложения. Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон (обратная зависимость спроса от цены), а кривая предложения — положительный (прямая зависимость), то и коэффициенты эластичности спроса и предложения будут иметь разные знаки: ЕСЦ — отрицательный, ЕПЦ — положительный.

На эластичность предложения влияют также фактор времени и взаимозаменяемость ресурсов (увеличение цены на один ресурс, который можно заменить другим, более дешевым, обусловливает сокращение затрат предпринимателя и увеличение объема предложения).

Наши рекомендации