Графическая интерпретация эмпирических зависимостей исследования социально- технологической культуры будущих менеджеров
Рис. I. Главное в достижении цели для будущих менеджеров
Ничего из перечисленного я не использую |
Оценка риска каждой альтернативы |
Выбор наилучшей из допустимых альтернатив |
Выбор партнеров, от которых будет зависеть достижение цели и установление с ними прочных отношений |
Выбор допустимых альтернатив по времени, имеющимся ресурсам |
Выявление полного перечня способов и средств достижения цели |
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% ШЛипецк i Санкт-Петербург 1 Белгород ! Москва ! Воронеж
Рис. 2. Использование студентами - менеджерами аналитических процедур при проведении оценки вариантов действий для достижения цели
Оценка риска каждой альтернативы |
Ничего из перечисленного я не использую |
Выбор наилучшэй из допустимых альтернатив |
Выбор партнеров, от которых будет зависеть достижение цели и установление с ними прочных отношений |
Выбор допустимых альтернатив по времени, имеющемся ресурсам |
Выявление полного перечня способов и средств достижения цели |
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 0 Липецк ш Санкт-Петербург ш Белгород ш Москва 0 Воронеж
Рис. 3. Использование студентками - менеджерами аналитических процедур при проведении оценки вариантов действий для достижения цели
£3 О ПОМОЩЬЮ информационно- коммуникационных технологий, Интернет; 45% |
Читать дополнительную специализированну ю литературу.; 56% |
3 Смотреть чаще телевизор.; 23% |
НСвой вариант; 6% |
Заниматься научно- исследовательской работой ; 30% |
ЕЭ Посещать тематические семинары ; 33% |
Рис. 4. Личностные средства развития (по мнению будущих менеджеров) |
S3 Реализовываг полученные знания на практике.; 51% |
Ш Читать дополнительную пециализированну э литературу.; 66% |
ШЗ С помощью и Свой вариант; (
НО Заниматься научно- исследовательской работой; 15% |
ИЗ Смотреть чаще лтщ w лмяш телевизор.; 29% ^|| |
Посещать тематические семинары.; 22% |
информационно- коммуникационны) технологий Интернет; 61
аз Реализовывать полученные знания на практике.; 47%
Рис. 5. Использование студентами различных возможностей для личностного самоопределения и развития
Существо возникающих проблем, их истоки
Специфику жизненных ситуаций
Перспективы развития жизненных ситуаций
Поведение других людей
Политические явления и процессы
Самого себя (собственные социально- психологические состояния)
S всегда □ не всегда Ш редко |
Информационные потоки Собственные ресурсы
О 10 20 30 40 50 60 70 80 %
Рис. 6. Адекватность самооценки будущих менеджеров в процессе жизнедеятельности
Рис. 7. Самооценка студентами умений находить общий язык с людьми разных мировоззрений, характеров, привычек |
70% 60% - 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Липецк Санкт- Белгород Москва Воронеж Петербург
ЕЗ отличник И хорошист Штроечник
Рис 8. Проблемы студентов в выборе правильного способа общения с людьми, от которых зависит достижение цели
Липецк Санкт- Белгород Москва Воронен;
Петербург
□ постоянно □ довольно часто □ иногда □ очень редко Рис. 9. Проблемы в контактах с людьми у будущих менеджеров
Липецк Санкт- Белгород Москва Воронеж Петербург
□ простые, каждодневные ситуации § достаточно сложные ситуации Ш сложные, жизненно важные ситуации
Рис. 10. Применение поэтапного планирования при принятии решений будущими менеджерами в различных ситуациях
Воронеж Москаа Белгород Санкт-Петербург Липецк
50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0% |
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% И Всегда Ш Не всегда В Редко Рис. 11. Всегда ли удается правильно оценить поведение других людей?
43% | 1 - | |||
-------- О-------- j ' | ||||
42% | ---------- СГ^ | |||
39% | 38% | 38% | ||
Д-634 | А О^ | ____ Д7% | ||
Липецк | Санкт- Петербург —О—часто | Белгород -О- иногда | Москва -А- редко | Воронеж |
Рис. 12. Использование мотивации будущими менеджерами в процессе работы с другими людьми
45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0% |
Липецк Санкт- Белгород Москва Воронеж Петербург |
И Не всегда получается выбрать правильный способ общения с людьми, от
которых зависит достижение цели 03 Не понимание целей других
Рис.13. Проблемы будущих менеджеров при согласовании целей в коллективе
Липецк Санкт- Белгород Москва Воронеж Петербург |
0 Простые, каждодневные ситуации ^Достаточно сложные ситуации 0 Сложные, жизненно важные ситуации
Рис. 14. Использование будущими менеджерами при коррекции действий контроля
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Липецк Санкт- Белгород Москва Воронеж Петербург
Ш! Простые, каждодневные ситуации 0 Достаточно сложные ситуации И Сложные, жизненно важные ситуации
Рис. 15. Использование будущими менеджерами при коррекции действий оценки качества решения 0 Простые, каждодневные ситуации ЕЭДостаточно сложные ситуации □ Сложные, жизненно важные ситуации |
Рис. 16. Использование будущими менеджерами при коррекции действий оценки сделанных ошибок
Рис. 17. Способность корректировать поведение в соответствии с ситуацией |
68% |
|Н7% | |
1 Й^ЯуВЫ? |
Введение нового Оправданный риск Выбор вариантов Контроль Оценка Компромисс Принуждение Внуивние Убеждение Мотивирование Приспособление Коммуникация Организация Противоборство Сотруднкнество
40% |
80% |
0% |
20% |
60%
Рис. 18. Осуществление управленческих действий при принятии решений будущими менеджерами (среднее значение данных по выборке)
Введение нового |
Оправданный риск |
Выбор вариантов |
Контроль |
Оценка |
Компромисс |
Принунадение |
Внушение |
Убехздение |
Мэтивирование |
Приспособление |
Коммуникация |
Организация |
Противоборство |
Сотрудничество |
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% ■ Липецк а Санкт-Петербург в Белгород и Москва |
Рис.19. Трудности будущих менеджеров при осуществлении управленческих функций |
Свой вариант |
Опыт друзей, знакомых |
Опыт родных и близких |
Дополнительные учебные занятия |
Учебные занятия в вузе |
Книги |
Интернет |
СМИ |
Рис. 20. Выбор будущими менеджерами источников информации для принятия решений |
0% 20% 40% 60% 80% 100% □ Липецк в Санкт-Петербург ш Белгород О Москва £3 Воронеж |
□ Всегда И Часто Q Иногда
Рис. 21.Использование аналитических процедур в процессе сбора информации
1 ь £ g т 6 о * - о™ о s т - |
>s | о: |
а. | |
S | |
X | Ш |
го | CL |
с; | ш |
с: | а) |
Ф | о |
X | m |
СК | о |
ш | X | |
п | ||
X | с; | |
го | S | го |
ш | X | X |
о | 0> | о |
а. | S | |
а) | =г | |
X | а. | О. |
го | ш | о |
ц | с | |
С | о |
™ s s £ го i с; а> § 3 5 В- >, ш £ ш о. от с; |
& |
Рис. 22. Методы планирования рабочего времени, применяемые будущими менеджерами
40%-Г |
i 50% f I |
Липецк
Санкт-Петербург Белгород Москва Воронеж
Рис. 23. Применение будущими менеджерами оценки имеющихся ресурсов и сроков для принятия решений в различных жизненных ситуациях
40% |
и Простые, каждодневные проблемы В Достаточно сложные проблемы а Сложные, жизненно важные проблемы
Рис. 24. Использование будущими менеджерами прогнозирования при принятии решений в различных ситуациях
Липецк Санкт-Петербург Белгород Москва Воронеж Рис. 25. Использование будущими менеджерами разработки сценария развития ситуации при принятии решений |
22% □ Простые, каждодневные проблемы □Достаточно сложные проблемы В Сложные, жизненно важные проблемы |
Рис. 26. Использование будущими менеджерами оценки риска при принятии решений в различных ситуациях
Оценка сделанных ошибок |
Выбор партнеров |
Оценка риска |
Выбор способов деятельности |
Выбор вариантов |
Оценка имеющихся ресурсов |
Оценка альтернатив |
Планирование деятельности |
Постановка целей |
Прогнозирование последствий Структурирование информации |
Сбор информации |
Определение сущности проблемы |
Анализ ситуации |
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% |
Рис. 27. Использование процедур и операций при принятии решений будущими менеджерами в сложных ситуациях |
Оценка качества решения Контроль за ходом выполнения решения Моделирование результата |
Ш Липецк И Санкт-Петербург Ш Белгород ^Москва Q Воронеж |
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% |
Непоследовательность в решении проблем Неспособность учиться на ошибках Существенное несовпадение намерений и реально получившегося результата Не всегда удается соразмерить свои желания с возможностями Большое количество рисков при принятии решения Преобладание рутинных действий Необходимость сочетания интересов различных людей в рамках одного решения Отсутствие навыков использования информационно-коммуникационных технологий Не могу разобраться в огромном потоке информации Нехватка информации Нехватка времени, давление сроков Быстрая смена условий, возникающих проблем и задач. Не умею корректировать поведение в соответствие с новой ситуацией Не трачу время на обдумывание вариантов. Не всегда прогнозирую последствия. Неправильная самоорганизация деятельности Неправильная организация моей деятельности Не умею выбрать наилучшего из существующих вариантов. Не умею оценить свои ресурсы. Не всегда могу понять взаимосвязи между фактами действительности Вообще не задумываюсь о том, как правильно принимать решения |
неоптимальных решений |
Рис. 28. Проблемы при принятии ошибочных и
Липецк Санкт- Белгород Москва Воронеж Петербург |
& Креативное (творческое) мышление Ш Потребность в новом, устремленность в будущее И Способность на нестандартные решения
Рис. 29. Характеристики, присущие студентам-менеджерам
Научное издание
Бурмыкина Ирина Викторовна
УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА
Монография
Оригинал-макет Н А. Гапоненко Дизайн обложки Е.Е. Тараненко
Подписано в печать 19.10.2009. Формат 60x84/16. Гарнитура Times. Усл. п. л. 20,92. Тираж 500 экз. Заказ 184. Оригинал-макет подготовлен и тиражирован в издательстве Белгородского государственного университета 308015 г. Белгород, ул. Победы, 85
2'6 Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении... -С. 149-151.
240 Бататов А.А. Понятие профессионального мышления: Методологические и
идеологические аспекты / А.А.Баталов - Томск, 1985. - С.45 - 82, 100 - 132.
244 Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы / А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин. // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. - М.: Изд-во РАГС, 1996. - С.20-38; Деркач А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности / А.А.Деркач. - М.:Изд-во РАГС, 2000.
245 Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результивно-цслевая основа компе- тенгностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А.Зимняя. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. - С. 12; Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю.В.Фролов, Д.А.Махотин. // Высшее образование сегодня. № 8. 2004. С. 38-39.
247 См., например: Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих. / Под. общ. ред. А.А.Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 166 с.
24S Бурдье П. Социология полигаки / П.Бурдье. - М.: Socio-Logos, 1993; Johnson N.G. The Political Economy of Opulence // Canadian Journal of Economist and Political Science, (26) 1960. - P. 552-564; Becker G.S. Human Capital. - Chicago: University of Chicago
Press. 1964; Burt R.S. The Network Structure of Social Capital // Research in Organizational
Behavior / Ed. by R.I.Sutton & B.M.Staw. - Vol. 22. - Greenwich, CT: JA1 Press, 2000. -
P. 353-355.
249 Коньков A.T. Социальный капитал и экономическое взаимодействие: Монография / А.Т.Коньков. - М.: Изд-во РУДН. 2006. - 224 с.
251 Бурдье П. Социология политики...; Bourdieu P. The Logic of Practice. - Cambridge: Polity, 1990; Bourdieu P. The forms of capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / Ed. By J.G. Richardson. - N.Y.: Greenwood Press, 1986. - P. 241-258.
«Ситуация» ... 83 с.
'59 Тихонов А.В Социология управления / А.В.Тихонов. - М : «Канои+» РООИ «Реабилитация», 2007. - С. 30
2f'° Кравченко С.А , Романов В.Л. Социология и вызовы современной социокультурной динамики! С.А.Кравченко, В Л.Романов // Социологические исследования. - 2004. -№8. - С. 7.
263 См : Плотинский, Ю М Модели социальных процессов / Ю.М. Плотинский. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Логос., 2001. - С.36-42.
2ь9 См., например: Социальное управление: Словарь / Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 208 с.
Для будущих менеджеров:
1. 1. Множественная линейная регрессионная модель
2. 2. Экспоненциальная модель
- по элементам СТК,
- по подсистемам СТК;
- по су пер критерию.
. 3 ._(pjiKTQ ц н ы АЧЭДЙЗ
274 Социология управления / Под общ. ред. В.Э.Бойкова М.. Изд-во РАГС, 2006. - С. 127-128.
278 Тихонов А.В. Социология управления
279 Фролов С.С. Социология организаций / С.С.Фролов. - М.: Гардарики, 2001. - С.353-354.
281 Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А.Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991; Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А.А Вербицкий - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999 и др.
283 См. подробнее: Беллман Р. Динамическое программирование / Р.Беллман - М.: Изд-во иностр. литературы, 1960; Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений IЕ.П.Голубков. - М.: «Дело и Сервис», 2005; Антонов А.В. Системный анализ / А.В.Антонов. - М.: Высш.шк., 2006.
28? п
Иод социально-технологической восприимчивостью понимается определенный уровень знаний, способность и готовность социального субъекта к социально- технологической деятельности, интериоризацию ее основных ценностей.
286 Asimov М. Intriduction to Design. - N.Y., 1962; Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Отв. ред. T.M. Дридзе.
- М : Наука, 1994 , Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование / В.И.Курбатов, О В.Курбатова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 416 с.
лого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 352 е.; Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. / А.А.Вербицкий - М.: Высш.шк., 1991. - 207 с.
289 См., например: Основы социальных технологий. (Прикладная социология и психология). Ч. 1-2. - Белгород: Центр социальных технологий, 1992. - 69 с. и другие.
294 См.: Башкирова И.Ю. Дидактические основы формирования технологической культуры у будущих учителей: дис. ... канд. пел. наук. 13.00.08. - Тула, 2001; Симоненко В.Д., Овечкин В.П Методологическое и дидактическое обеспечение технологического образования школьников // Технологическое образование и предпринимательство Сборник научных статей. - Брянск, 1999; Петрова М.В. Интеграционные процессы в формировании технологической культуры школьников дис. ... канд. пед. наук. 03.00.01. - Махачкала, 2000; Хотунцев 10.Л., Тихонов А.С. Программа образовательной области «Технология» для сельских общеобразовательных школ // Школа и производство. 1996. - № 1. - СМ 1-13; Чудинский P.M. Формирование технологической культуры личности школьника в учебной деятельности (на примере уроков физики): дис. ... канд. пед. наук. 13.00. 02. - Воронеж, 2000.
[234] Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении. 2-е изд., испр и доп. / Б.Г.Литвак. - М.: Дело, 2004. - 400 с
[235] Щипанов В.В. Интегративно-дивергентное проектирование мультидисципли- нарных образовательных систем / В.В.Щипанов. М : ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 173 с.
[3] Кроткое Э. Система комплексной оценки качества образования специапистов / Э.Коротков. // Высшее образование в России. 1995. - № 2 - С. 73.
[4] См. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры / В.Д. Симоненко. - Брянск, 1998; Симоненко В.Д., Овечкин В.П. Методологическое и дидактическое обеспечение технологического образования школьников // Технологическое образование и предпринимательство. Сборник научных статей. - Брянск, 1999.
[5] Бурмыкина И.В. Социально-технологический стержень профессионального мышления специалиста / И.В.Бурмыкина // Высшее образование в России. - 2007. - № 6. - С. 147-149.
[6] Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. / Дж.Равен. - М.: «Когито-Центр», 2002. - 396 с. - С. 253.
241? Зимняя И.А. Ключевые компетентности ... С 10
[8] Радаев В В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация / В.В.Радаев. // Общественные науки и современность. - 2003. - № 2. - С. 20-32.
Ь2 Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация ... - С. 20-32.
Ь4 См : Бурдье П. Практический смысл / П.Бурдье. - М.: Алтейя, 2001.
2'5 Долженко О Бесполезные мысли или еще раз об образовании / О.Долженко. // Alma mater - 1991,-№ 8. - С. 21 -37.
Ь6 Максимов В.И., Григорян А.К., Корноушенко Е.К. Программный комплекс «Ситуация» для моделирования и решения слабоформализованных проблем. Международная конференция по проблемам управления /В.И. Максимов, А.К. Григорян, Е.К. Корноушенко. - М.: ИПУ РАН,1999. - 83 с.
[13]" Максимов В.И., Григорян А.К., Корноушенко E.K. Программный комплекс
[14] Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления / Г.Е.Зборозский, Н.Б.Костина. - М.: Гардарики, 2007. - С. 9.
[15] Тихонов, А.В. Социология управления ... - С.159.
2и4 Советов 1>.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем / Б.Я.Советов, С А.Яковлев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк, 1998, - 319 с. - С. 115.
263 Цит. по: Шмарион Ю.В. Проектирование образовательных систем (системно- контекстный подход): Монография. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - С. 156.
[18] Шмарион Ю.В. Проектирование образовательных систем... - С. 156.
[19] Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В.Н.Иванов. - М.: Луч; Белгород: Центр социальных технологий, 1995. - С.185-188.
211 Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами / Л.Я.Дятченко. - Белгород: Центр социальных технологий, 1993. - 343 с.
271 Моисеев Н.Н. Современный рационализм / Н.Н.Моисеев. - М.: Рос. науч. гуманитар. фонд, Междунар. независимый экол.-политол. ун-т, 1996. - С. 320-327.
"3 Советов Б.Я , Яковлев С.А. Моделирование систем.
[23] Толстова Ю.Н. Измерение в социологии / Ю.Н.Толстова. - М: КДУ. 2007. -
С. 38.
[24] См , например: Толстова Ю.Н Социология и математика: Сбоник избр. тр. Ю.Н.Толстовой. М.: Научный мир, 2003.; Агабегян Р.Л. Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании / Р.Л.Аганбегян, М М. Кириченко, С.В. Усатиков. - Ростов/Д: Феникс, 2005. - 192 е.; Крыштановскнй АО. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS / А.О.Крыпггановский. М : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006.
2"° Homans О. The Human Group. - N.Y.: Free Press, 1981. - P. 177.
[26] Вербицкий А.А. Теория контекстного обучения в реализации компетентностно- го подхода в образовании // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы международной научно-практической конференции (19-20 мая 2006 г.; Липецк): в 3 ч. - Липецк: ЛГПУ, 2006. Ч. I. - 197 с. - С. 3-14.
[27] Конюховский П. В. Математические методы исследования операций в экономике / П. В.Конюховский - СПб: Питер, 2002. - 208 с.
[28] Шмарион Ю.В. Социальное проектирование комплексов 1ЧР"%, сионального образования Дисс... докт. социол. н. / Ю.В.Щмарио1"^®]».^ 400 с.
2!" Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. - Белгород: Центр социальных технологий, 1993.
242 Тощенко Ж.Т. Социология... С.462 - 466
[31] Морозова Т.И. Формирование социально-технологической культуры школьников в регионе: дис. ... канд. соц. наук. - Белгород, 2005. -С. 52-53; Пуляева Л.Г. Социально-технологическая культура организационно-управленческой деятельности: дис. ... канд. социол. наук. - Орел, 2004. - С 25; Шамаева О.П. Социально-технологическая культура специалиста (сущность, пути и способы формирования). Дис. ... канд. социол. Hajoc. - Белгород, 2000. - С. 62.
2)6 Бабинцев В.П. Противоречия и проблемы технологизации государственного и муниципального управления в регионе // Социально-технологическая культура как феномен XXI века: Материалы Междунар. науч.-практ. конф / Отв. ред. Л.Я.Дятчснко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - Ч. I. - С. 250
00 Социально-экономическое положение Липецкой области - Липецк: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой обласги. 2007. — 115 с.
[34] Паниотто В.И. Качество социологической информации Киев: Наукова думка, 1986. -312с
См., например: Минцберг Б 3 Теория организации. 4-е изд., перераб. и доп. - М . ИНФРА-М, 2004. - 648 е.; Мескон М.Х., Альберт М., Хелоури Ф Основы менеджмента: 11ер. с англ. 2-е изд. — М Дело, 2001. - 800 с.