Порядок проведения сертификации продукции
Порядок проведения сертификации в России установлен Постановлением Госстандарта РФ в 1994 г. по отношению к обязательной сертификации (в том числе и импортируемой продукции), но может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствующего порядка.
Порядок разъясняет, какие характеристики продукции проверяются, по каким критериям выбираются схемы сертификации, каким требованиям должны отвечать нормативные документы на сертифицируемую продукцию, в какой последовательности осуществляются соответствующие процедуры сертификации и в чем их сущность.
Общие принципы порядка сертификации соответствуют Руководствам ИСО/МЭК по данному вопросу.
Как уже отмечено выше, организуют сертификацию Госстандарт РФ и федеральные органы, на которые возложена ответственность за обязательную сертификацию. Непосредственную работу по сертификации ведут аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории. В России действуют около 820 органов по сертификации и примерно 1957 лабораторий.
Характеристики товара, которые проверяются при сертификации, выбираются с учетом следующих основных критериев:
* они должны позволить идентифицировать продукцию (проверять принадлежность к группе классификатора, ее происхождение, принадлежность к определенной производственной партии и т.п.). Немаловажно при этом установить соответствие продукции приложенной технической документации;
* отбираемые характеристики должны полно и достоверно подтвердить нормы безопасности, экологичности, установленные в нормативных документах на эту продукцию;
* могут потребоваться и такие характеристики, которые отражают другие требования, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Совокупность других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.
При выборе схемы сертификации учитываются особенности производства, испытаний, поставки и применения конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, необходимые затраты заявителя. Определяется схема обязательной сертификации Госстандартом РФ и другими федеральный органами, на которые возложено руководство сертификацией. Схему добровольной сертификации выбирает заявитель и предлагает ее органу по сертификации.
Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.
а) Подача заявки на сертификацию. Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, а при его отсутствии -- в Госстандарт РФ или другой федеральный орган управления. Орган по сертификации рассматривает заявку в установленный порядком сертификации однородной продукции срок (в среднем один месяц) и сообщает заявителю решение, которое в числе различных сведений, необходимых заявителю, указывает, какие органы и испытательные лаборатории может выбрать заявитель.
б) Отбор, идентификация образцов и их испытания. Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. В отдельных случаях этим занимается орган по сертификации. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.
в) Оценка производства. В зависимости от выбранной схемы сертификации проводятся анализ состояния производства, сертификация производства либо сертификация системы управления качеством. Метод оценки производства указывается в сертификате соответствия продукции.
г) Выдача сертификата соответствия. Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для окончательного заключения о соответствии продукции заданным требованиям.
По результатам оценки составляется заключение эксперта. Это главный документ, на основании которого орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решении оформляется сертификат, в котором указаны основания для его выдачи и регистрационный номер, без которого сертификат недействителен.
Если заключение эксперта отрицательное, орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе с указанием причин.
Сертификат на такие виды продукции, на которые распространяются особые требования в области безопасности (например, санитарные, ветеринарные и т.п.), выдается только при наличии гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного и других специальных сертификатов, доказывающих их безвредность и другие специфические качества. Средства измерений до получения сертификата соответствия должны пройти государственный метрологический контроль и поверку. Эти положения относятся как к отечественной, так и импортируемой продукции.
Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации, но не более трех лет. Как правило, трехлетний срок действия имеют сертификаты, если применялась схема 5 или 6 сертификации (см. §16.2).
Информация о том, что продукт сертифицирован, содержится в технической (техпаспорт, этикетка и пр.) и в товаросопроводительной документации!
д) Применение знака соответствия. Изготовитель получает право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия, получив лицензию от органа по сертификации. Обычно в каждой системе принят свой знак.
е) Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия (не реже одного раза в год). Форма контроля - периодические и внеплановые проверки с испытанием образцов для доказательства того, что производимая продукция продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным сертификацией.
Степень сложности и строгости инспекционного контроля зависит от уровня потенциальной опасности продукции, стабильности производства, объема выпуска, наличия системы обеспечения качества и других факторов.
Внеплановые проверки назначаются органом по сертификации в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций и контролирующих органов.
Результаты инспекционного контроля оформляются актом, который хранится в органе по сертификации. Этот орган имеет право по результатам контроля приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Приостановление действия сертификата и знака возможно в таких ситуациях, когда изготовитель продукции, по согласованию с органом по сертификации, может принять корректирующие меры и снова представить образец продукции на подтверждение его соответствия, если это возможно без повторных испытаний. В противном случае действие сертификата и лицензии отменяется.
ж) Корректирующие мероприятия назначаются в случаях нарушения соответствия продукции установленным требованиям и правил применения знака соответствия.
Мероприятия назначает орган по сертификации, который приостанавливает действие сертификата и лицензии на использование знака соответствия, о чем информируются заинтересованные участники сертификации. Далее орган устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий и контролирует их проведение изготовителем. Изготовитель в такой ситуации обязан уведомить потребителей и все заинтересованные организации об опасности пользования продукцией. Если корректирующие мероприятия привели к положительным результатам, орган по сертификации обязует изготовителя применять другую маркировку изделия, о чем информируются участники сертификации. При невыполнении или неэффективности корректирующих мер, сертификат и лицензия на знак соответствия аннулируются.
.
I . СТАНДАРТИЗАЦИЯ УСЛУГ.
Способом государственного регулирования сферы услуг является их стандартизация. Стандарт в широком смысле слова – образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним других объектов, а стандартизация – процесс установления и применения стандартов. Услуга, как объект стандартизации, представляет собой определенную трудность. Специфика работ по стандартизации услуг вытекает из особенностей самих услуг. К ним можно отнести, например, невозможность количественной оценки многих видов услуг, поэтому специфика стандартизации услуг заключается в выработке показателей качества услуги. Основной задачей стандартизации услуг является установление показателей качества обслуживания и установление требований к этому качеству.
Одним из основных документов, определяющих номенклатуру показателей качества в сфере услуг, является ГОСТ 52113 - 2003. В данном документе говорится: «номенклатура показателей качества – перечень качественных или количественных характеристик, обеспечивающих возможность оценки уровня качества услуг».
Номенклатура основных групп показателей качества услуг включает:
· Показатели назначения услуги;
· Показатели безопасности услуги;
· Показатели надежности услуги;
· Показатели профессионального уровня персонала, оказывающего услугу;
Показатели назначения парикмахерских услуг характеризуют набор свойств услуги, определяющий качество выполнения функций, для которых она предназначена.
Показатели безопасности характеризуют безопасность результата и процесса предоставления услуг для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды.
Показатели надежности характеризуют свойства надежности и стойкости к внешним воздействиям результата услуги, помехозащищенности результата и процесса оказания услуги, надежности предоставления услуги потребителю.
Показатели профессионального уровня исполнителя услуг включают три подгруппы:
1) уровень профессиональной подготовки и квалификации, в том числе теоретические знания и умения применять их на практике;
2) способность к руководству (для руководителей предприятий, менеджеров);
3) знание и соблюдение профессиональной этики поведения.
Рассмотрим уровень профессиональной подготовки и квалификации на примере профессиональной характеристики парикмахера- универсала 3 разряда.
Мастер должен знать:
· Виды услуг, оказываемые в парикмахерских (услуги женского и мужского залов, дополнительные виды услуг в современных салонах);
· Правила бытового обслуживания населения, современные формы и методы обслуживания;
· Правила, приемы и способы выполнения работ по видам парикмахерских услуг;
· Направления моды в России и за рубежом;
· Виды и технологии традиционных и современных стрижек, причесок; (женских, мужских, детских);
· Основы моделирования и способы оформления причесок;
· Устройство и правила эксплуатации аппаратуры, инструмента, приспособлений;
· Виды, ассортимент материалов, используемых в парикмахерской практике, их назначение и применение;
· Состав и свойства препаратов, растворов специального назначения, парфюмерно-косметических средств, их воздействие на волосы и кожу головы;
· Требования к качеству материалов, препаратов;
· Средства для оказания первой медицинской помощи, виды, свойства и правила применения;
· Нормы расхода материалов, препаратов, парикмахерского белья;
· Основы физиологии кожи и волос
· Правила санитарии и гигиены;
· Правила безопасности труда;
· Правила оказания первой медицинской помощи;
· Правила организации рабочего места.
Мастер должен уметь:
· Оказывать парикмахерские услуги в специализированных залах (мужском, женском);
· Осуществлять мытье головы;
· Стрижку волос (простую, модельную);
· Завивку волос разными способами;
· Укладку волос в соответствии с направлениями современной моды и индивидуальными особенностями лица клиента;
· Окраску волос различными способами;
· Обесцвечивание волос, блондирование, мелирование;
· Бритье с учетом свойств кожи;
· Выполнение работ и причесок с накладками и париками;
· Оформление причесок в соответствии с направлениями моды и индивидуальными особенностями клиента с применением современных парфюмерно-косметических средств для моделирования и фиксации, а также использование декоративных элементов при выполнении прически (цветы, банты, заколки и т.п.);
· Производить подготовку к работе с аппаратурой, инструментами, приспособлениями, соблюдать правила пользования ими;
· Применять специальные препараты, растворы, другие материалы в соответствии с их назначением и правилами использования;
· Определять качество препаратов, материалов;
· Рационально использовать материалы, препараты, белье;
· Определять по внешним признакам виды, структуру, состояние волос и кожи;
· Правильно организовывать рабочие места;
· Соблюдать правила санитарии и гигиены, безопасности труда;
· Оказывать первую медицинскую помощь.
Таким образом, выбор критериев – наиболее важная задача в процессе оказания услуг. Следует отличать совокупность свойств продукции и услуг от качества, т. е. от степени удовлетворенности всех заинтересованных сторон. В свою очередь, степень удовлетворенности будет зависеть от качества процесса, что напрямую связано с квалификацией и талантом непосредственного исполнителя услуги.
II. СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ.
Услуги и работы являются объектами добровольной сертификации. Сертификация – форма осуществляемого аккредитованным органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Основными целями сертификации в области услуг являются:
· защита потребителей услуг от недобросовестной деятельности организаций, которые их предлагают;
· защита жизни, здоровья и имущества потребителей;
· формирование благоприятной общественной, правовой и экономической среды для развития бизнеса в сфере услуг;
· выработка мер государственной поддержки сферы услуг;
Процесс сертификации услуг включает следующие этапы:
1. Подача заявки на сертификацию. Заявителем может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, представившее услуги для сертификации.
2. Рассмотрение и принятие решения по заявке.
3. Оценка соответствия услуг установленным требованиям.
4. Принятие решения о возможности выдачи сертификата.
5. Выдача сертификата
6. Инспекционный контроль.
При сертификации парикмахерских услуг используется схема для оценки услуг, качество и безопасность которых зависят от уровня мастерства исполнителя. В данном случае применяются стандарты с требованиями к обслуживающему персоналу.