Организация как объект управления

Организация (предприятие) — это самостоятельный хозяйственный субъект, обладающий правами юридического лица, основная первичная хозяйственная единица в экономической системе, которая, производя продукцию, изготавливая и реализуя изделия, выполняя работы или оказывая услуги, обеспечивает достижение своих целей.

Основные цели предприятия — удовлетворение рыночных потребностей в его продукции, работах, услугах, обеспечение прибыльности и решение на основе получения прибыли социальных и экономических проблем, удовлетворение интересов собственников его имущества.

Предприятие основывается на государственной или частной (акционерной) формах собственности и действует на принципах коммерческого расчета. Для предприятия характерны:

- производственно-техническое единство, т. е. тесная взаимосвязь всех составляющих его частей, которая определяется общностью назначения изготавливаемой ими продукции и технологического процесса;

- организационно-экономическое единство, т. е. наличие единых органов управления, единого производственного коллектива; административная обособленность; взаимосвязь плана производства с обеспечивающими его выполнение материальными, техническими и финансовыми ресурсами; организация деятельности на основе коммерческого расчета;

- хозяйственная самостоятельность, т. е. самообеспечиваемость предприятия необходимыми основными и оборотными средствами, самостоятельный сбыт продукции, наличие самостоятельной законченной системы отчетности и бухгалтерского баланса.

Ядром предприятия является производство, построенное на основе рационального сочетания в пространстве и времени средств и предметов труда и самого труда для реализации производственного процесса.

Производственный процесс — комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на получение продукции (изготовление товара) заданного качества, количества, ассортимента и в установленные сроки. Он включает три элемента:

- процесс труда или целесообразную деятельность рабочих по получению продукции высокого качества при минимальных затратах;

- предметы труда или материальные ресурсы, на которые направлена деятельность рабочих;

- средства труда или оборудование и машины, которые обеспечивают превращение материальных ресурсов в готовую продукцию.

Каждый производственный процесс состоит из множества частичных процессов, в результате выполнения которых создается продукция. Все частичные процессы делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Под основными производственными процессами понимаются такие, в результате которых изменяются форма или размеры предмета труда, его внутренние свойства, состояние поверхности, взаимное расположение составных частей (например, обработка почвы).

К вспомогательным относятся процессы, которые непосредственно не соприкасаются с предметами труда, но призваны обеспечивать нормальное протекание основных процессов (например, ремонт и техническое обслуживание техники и оборудования, производство различных видов энергии для своих нужд).

К обслуживающим относятся такие процессы, как транспортирование, складирование продукции и т. п.

Полная система деятельности организации представляет собой производственную систему. Производственная система — особый класс систем, включающий работников, орудия и предметы труда, необходимые для функционирования системы. В процессе ее функционирования создаются продукция или услуга. Она состоит из трех подсистем:

- основное производство (перерабатывающая подсистема) выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты;

- вспомогательное и обслуживающее производство (подсистема обеспечения) не связано прямо с производством выхода, но выполняет необходимые функции обеспечения перерабатывающей подсистемы. Функция, считающаяся частью подсистемы обеспечения в одной организации, может быть составляющей частью перерабатывающей подсистемы в другой;

- подсистема производственного менеджмента (подсистема планирования, организации, мотивации и контроля) получает от перерабатывающей подсистемы информацию о состоянии системы и незавершенном производстве. Из внутренней среды организации поступает информация о целях, политике, основных направлениях деятельности и других внутренних параметрах. Информация о спросе на продукцию, стоимости ресурсов, тенденциях развития технологии, правительственных нормативных актах и других факторах поступает из внешней среды. Подсистема планирования и контроля должна обработать весь этот объем сложной информации и выдать решение, как именно должна работать перерабатывающая подсистема. Конкретные вопросы, подлежащие решению, включают планирование производственных мощностей, диспетчеризацию, управление материально-производственными запасами, контроль качества и др.

Все организации, несмотря на их большое разнообразие, имеют некие общие черты и особенности. Важнейшими характеристиками организации являются ее ресурсы, внутреннее устройство и внешнее окружение.

Ресурсы. В самом общем виде деятельность любой организации по осуществлению своей цели можно рассматривать как преобразование ресурсов, получаемых из внешней среды, для достижения результатов, передаваемых во внешнюю среду. Обычно все ресурсы разделяют на материальные (сырье, материалы, запчасти), финансовые (наличные деньги, кредиты), трудовые (рабочая сила), информационные.

Любая организация, независимо от вида деятельности, использует все виды ресурсов. Однако следует отметить, что в развитии организаций огромную роль играет увеличение количественной доли информации в общей массе ресурсов. Количество и скорость обработки информации менеджерами (как о внутренних процессах, идущих в организации, так и о внешней среде) являются определяющими в процессах управления и, в конечном счете, влияют на эффективность работы организации.

Внутренние переменные. Некоторые характеристики организаций можно объединить под общим названием «внутренние переменные». Внутренние переменные — основные характеристики внутреннего устройства организации. Они возникают в любой организации в процессе ее создания и становления. К основным переменным внутренней среды организации относятся цели, структура, задачи, технологии и персонал. Все эти переменные не могут возникнуть одновременно. Они подготавливают управленческие решения, касающиеся того, что должна делать организация и кто в этой организации должен делать необходимую работу. Решения, принимаемые руководством в отношении внутренних переменных, определяют, насколько результативна, эффективна и производительна будет данная организация по сравнению с другими. Все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие, и влияние это имеет сложный, системный характер. Совершенствование одной переменной, например, такой как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, на персонале.

Цели — это конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хотят достичь члены организации, работая вместе. Общая цель организации является фундаментом для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по важнейшим подсистемам организации (маркетинг, производство, персонал, финансы). Устанавливается иерархия целей: высший уровень — цель всей организации, затем — цели подразделений и отдельных работников.

Структура организации — это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение цели организации. Формирование структуры осуществляется на основе горизонтального и вертикального разделения труда. Горизонтальное разделение — это разделение труда между специалистами одного профиля. Оно присуще как производственной, так и управленческой деятельности. Вертикальное разделение имеет место только в управленческой деятельности.

Задачи организации — это работы, которые должны быть выполнены определенным способом в определенное время. Задачи делятся на работу с людьми, подразделениями, информацией. По повторяемости их можно распределить на неповторяющиеся, эпизодически повторяющиеся, одноразовые. По мере углубления разделения труда происходит рост многообразия решаемых задач, усиления их взаимосвязи.

Технологии — это способы преобразования исходных ресурсов в готовые продукты и услуги, информацию. Современные технологии развивались параллельно с развитием производства. Этапными в развитии технологий были стандартизация и механизация, конвейерные сборочные линии, предметно-замкнутые участки, автоматизация и компьютеризация производства.

Персонал является важной внутренней переменной организации. Необходимо создавать и поддерживать условия, которые бы обеспечивали желательный тип поведения работников, стимулировали формирование необходимых качеств.

Внешняя среда — элементы хозяйственной системы, которые влияют на организацию, но не относятся к ее внутренним переменным. Для внешней среды характерны сложность, динамизм, неопределенность.

Сложность внешней среды проявляется в:

- большом количестве факторов влияния: технических, социальных (нормы, ценности), организационных (хозяйственные связи), экономических, правовых;

- характере воздействия. Внешняя среда подразделяется на среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия. Среда прямого воздействия — это поставщики, потребители и конкуренты, а также организации, прямо влияющие на деятельность организации. К среде косвенного воздействия относятся факторы внешней среды, которые влияют на нее опосредованно и учитываются при разработке стратегии организации. Это общеэкономическая ситуация, уровень безработицы, уровень инфляции;

- взаимодействии элементов внешней среды между собой.

Динамизм внешней среды заключается в постоянном ее изменении, неравномерности этих изменений.

Неопределенность внешней среды обусловлена ограниченностью информации о ней, низкой степенью достоверности этой информации.

Для планирования деятельности организации и принятия правильных управленческих решений проводится анализ компонент среды прямого воздействия:

- поставщиков, обеспечивающих потребности организации в различных ресурсах;

- потребителей, которые приобретают произведенные товары или услуги. В зависимости от объема спроса различают мелких и крупных потребителей. А по отношению к потребителям можно судить о различных стратегиях организации;

- государственных органов, выполняющих контролирующие и регулирующие функции;

- конкурентов, ведущих борьбу за ресурсы, рынки сбыта продукции и деньги потребителей.

Пристального анализа со стороны организации требуют основные факторы среды косвенного воздействия: технологии, состояние экономики, социокультурные и политические факторы.

Наши рекомендации