По технико-экономической производственной практике
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По прохождению и написанию отчета
По технико-экономической производственной практике
для студентов 4 курса дневной формы обучения специальности 080505
«Управление персоналом»
Составители: доц. С.В. Финогина
к.э.н., доц. Е.Е. Голышева
Рецензент: к.т.н., проф. С.М.Степанова
Иваново 2008
УДК 378.14 : 331.2
В методических указаниях даются рекомендации и пояснения к прохождению технико-экономической производственной практики, написанию и оформлению отчета, а также к его защите. Указания предназначены для студентов 4 курса дневной формы обучения по специальности 062100 «Управление персоналом»
Составители: доц. С.В. Финогина
к.э.н., доц. Е.Е.Голышева
Научный редактор: к.т.н., проф. С.И..Меджибовская
Цель и задачи технико-экономической практики (ТЭП)
В соответствии с учебным планом подготовки специалиста по специальности 062100 «Управление персоналом» ТЭП студенты проходят в конце восьмого семестра обучения. Местом проведения практики служат коммерческие предприятия. Продолжительность практики составляет четыре недели.
Цель ТЭП – закрепить теоретические знания, полученные в вузе за четыре года обучения, в области социально-трудовых отношений, системы управления персоналом на предприятии, организации, нормирования и оплаты труда при различных организационно- правовых формах экономической деятельности и т.д.
В числе основных задач ТЭП – изучение в условиях конкретного предприятия системы управления персоналом, состава работников и режима их работы; путей повышения производительности труда и мотивационной политики предприятия; организационной структуры предприятия и функций, выполняемых отдельными категориями работающих; ознакомление с практикой планирования и организации трудовой деятельности; методами нормирования и оплаты труда работников и т.д. По окончании ТЭП студент должен иметь четкое представление о принципах и методах управления персоналом на современном предприятии.
Организация ТЭП
Руководство студентами во время прохождения ТЭП осуществляется, с одной стороны, преподавателем ведущей кафедры, с другой - специалистом (руководителем) предприятия, о чем издаются соответствующие распоряжения (приказы).
До начала практики студент совместно с руководителем от ВУЗа разрабатывают план, в котором учитываются потребность в информации для НИРС, курсового проектирования и индивидуального обучения.
Прибыв на предприятие, студент обращается к руководителю практики со стороны предприятия или в отдел подготовки кадров, где определяют наиболее рациональные действия по выполнению плана практики.
Прежде чем приступить к выполнению программы ТЭП, студент должен ознакомиться с правилами по охране труда и техники безопасности (производится инструктаж с соответствующей записью в специальном журнале и подписью практиканта), а также с правилами внутреннего распорядка на предприятии.
На основе настоящей рабочей программы и баланса времени на практику студент совместно с руководителем от предприятия составляет календарный план изучения и решения поставленных вопросов. При этом студент обязан ежедневно вести дневник выполняемых работ, на основании которого руководителями от вуза и предприятия осуществляется контроль прохождения практики.
По окончании ТЭП каждым студентом индивидуально составляется отчет о прохождении практики, который оформляется соответствующим образом, подписывается руководителем от предприятия (подпись заверяется печатью) и представляется по истечении не более трех дней после окончания практики на ведущую кафедру для проверки содержания и последующей защиты отчета перед комиссией.
Содержание ТЭП
Во время прохождения ТЭП студентам требуется изучить следующие характеристики организации:
1. Организационно-правовая форма организации (предприятия, учреждения). Состав и соподчиненность его основных подразделений, выполняемые ими функции. Схема организационной структуры управления предприятием. Внутрифирменные документы, регламентирующие деятельность предприятия (устав, учредительный договор и др.).
2. Оформление трудовых отношений на предприятии. Форма трудового договора и его основные элементы. Особенности найма и отбора персонала. Порядок приема на работу. Документооборот при приеме на работу.
3. Кадровая политика предприятия. Разделение и кооперация труда в организации. Состав и структура работников предприятия. Методы планирования численности работников и методика планирования баланса рабочего времени. Обучение, переквалификация и повышение квалификации работников предприятия. Факторы, определяющие производительность труда. Методы оценки производительности труда предприятия. Нормирование труда по категориям ППП. Характеристика условий труда в организации. Режим труда и отдыха персонала. Формы и системы заработной платы, применяемые на предприятии, а также виды материального и морального стимулирования.
4. Состав и структура затрат на оплату труда. Применяемые на предприятии методики планирования численности персонала. Анализ плановых и фактических затрат на заработную плату.
5. Социальные выплаты и гарантии работникам предприятия.
6. Организация выплаты заработной платы на предприятии.
7. Мероприятия, осуществляемые предприятием по совершенствованию системы управления персоналом.
8. Формы и содержание документов статистической отчетности предприятия по труду и заработной плате.
9. Технические средства и информационные технологии, используемые в работе руководителей, специалистов и служащих.
Индивидуальное задание: выдается студентам, занимающимся научно-исследовательской работой, в отчет по практике не включается, а сдается непосредственно руководителю НИРС.
Оформление отчета по ТЭП
Отчет по ТЭП оформляется в виде самостоятельной работы на листах формата А4, скрепленных по левому краю. Он должен содержать титульный лист, технологическую карту, основные разделы и приложения.
Пример оформления титульного листа отчета по технико-экономической практике приведен в Приложении А методических указаний. Вторым листом отчета по практике является технологическая карта, которая выдается студенту руководителем практики от ИГТА перед началом практики. В ней должны быть указаны: название практики, сроки ее прохождения, руководители практики от ИГТА и предприятия, характеристика на студента, составленная руководителем практики от предприятия и его оценка. Пример оформления технологической карты приведен в Приложении Б методических указаний. Третий лист отчета – содержание отчета по ТЭП практике. Основные разделы отчета и выводы, которые должен сделать студент приводятся в таблице 1.
Таблица 1-Содержание основных разделов отчета по практике
Раздел отчета | Основное содержание раздела | Резюме |
1. Организационно-правовая форма предприятия | Порядок формирования уставного капитала. Порядок распределения прибыли. Разделение и кооперация труда в организации и ее отражение в организационной структуре предприятия. | Оценка рациональности организационно-правовой формы и организационной структуры предприятия |
2. Социально-трудовые отношения | Форма трудового договора и его основные элементы. Особенности найма и отбора персонала. Документооборот при приеме на работу | Описательная оценка соответствия требованиям законодательства. |
Продолжение табл. 1 | ||
Раздел отчета | Основное содержание раздела | Резюме |
3. Кадровая политика предприятия | Состав и структура работников предприятия. Обучение, переквалификация и повышение квалификации работников предприятия. Система оплаты труда работников предприятия. | Характеристика рациональности структуры и системы оплаты труда. |
4.Организация и нормирование труда | Характеристика условий труда работников организации. Факторы, определяющие производительность труда. Методы оценки производительности труда предприятия. Нормирование труда по категориям ППП. | Анализ условий труда, производительности труда и использования рабочего времени. |
5. Состав и структура затрат на оплату труда | Формы и системы заработной платы, применяемые на предприятии, а также виды материального и морального стимулирования. | Анализ заработной платы. Описательная оценка мотивационной политики предприятия. |
6. Социальные выплаты и гарантии работникам предприятия | Виды социальных выплат и гарантий работникам предприятия | Описательная оценка социальной политики предприятия. |
7. Организация выплаты заработной платы на предприятии | Документальное оформление и порядок выплаты заработной платы | Анализ использования современных методов. |
8. Статистическая отчетность по труду и заработной плате | Формы отчетности по труду и заработной плате | Анализ использования рабочего времени и движения персонала |
В отчет должны входить сведения, указанные в пунктах 1 – 8, перечисленные выше. Последовательность изложения материала может быть такой же, как это приведено, или произвольной. Качество отчета по ТЭП будет определяться в соответствии с тем, насколько полно и глубоко раскрыто содержание каждого раздела, насколько глубокими и правильными являются выводы, какова оценка студентом имеющейся информации, а также в зависимости от степени достижения целей ТЭП.
В приложении Д приводится список литературы, которая поможет студенту выполнить необходимые расчеты и сделать на основании их правильные выводы.
Объем отчета должен составлять 25-40 страниц машинописного текста (без приложений). Сведения, собранные для выполнения курсовых проектов и научно-исследовательской работы, скрепляются в отдельный том.
Текстовая часть должна оформляться на листах формата А4 (210х297 мм). При написании текста необходимо оставлять поля следующих размеров:
слева – не менее 30 мм
справа – не менее 10 мм
сверху и снизу – не менее 20 мм.
Текстовая часть должна быть выполнена машинописным или компьютерным способом. Расстояние между строками - полтора межстрочных интервала, шрифт «Times New Roman Cyr», 14 кегль. Вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы, условные обозначения допускается только черной пастой или черной тушью. Ошибки (опечатки) графические неточности должны быть исправлены. В тексте допускаются только общепринятые сокращения слов. Абзацный отступ должен быть одинаковым во всей работе: 15-17 мм, что соответствует пяти пробелам.
Нумерация страниц основного текста и приложений должна быть сквозной. Номер листа ставят в правом верхнем углу без точки в конце. Первым листом является титульный лист. Номер страницы на нем не проставляется, технологическая карта является вторым листом, номер на нем также проставляется, таким образом, первый нумерованный лист – оглавление, на котором следует поставить номер 3. Все разделы (главы), подразделы, пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа. Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта. Все они разделяются точкой. Например, 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.
Каждый раздел (глава) начинается с новой страницы. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не допускается. Заголовки не должны иметь точки на конце. Если же заголовок состоит из 2-х предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и предыдущим или последующим текстом должно равняться трем интервалам (15 мм).
В тексте не допускается:
· применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов в русском языке;
· сокращать обозначения физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы;
· использовать математический знак (-) перед отрицательными значениями величин. В этом случае следует писать слово “минус”;
· употреблять математические знаки без цифр, например: ≤ (меньше или равно), ≠ (не равно), а также знаки № (номер) и % (процент);
· применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, СТП) без регистрационного номера.
В тексте числа с размерностью следует писать цифрами, а без размерности – словами, например: “Себестоимость единицы продукции снизилась на 20 руб.”, “Национальный доход увеличился в два раза”.
Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста.
Все иллюстрации (фотографии, графики, схемы, диаграммы и пр.) именуются рисунками. Они должны быть выполнены в черно-белом варианте на нелинованной белой либо масштабно-координатной бумаге. Фотографии наклеиваются на белую бумагу.
Все иллюстрации (если их в проекте больше одной) нумеруются последовательно в пределах раздела (главы) арабскими цифрами. Номер иллюстрации состоит из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации в разделе (главе), например: Рисунок 1.1. Если количество рисунков в работе невелико, то возможна сквозная нумерация рисунков по всей работе.
Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной надписью. Подпись помещают под рисунком в одну строку с его номером. При необходимости под рисунком помещают поясняющие данные. Номер и название рисунка располагают после поясняющих данных.
Располагаться рисунок должен сразу после ссылки на него в тексте работы.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы могут нумероваться сквозной (единой) нумерацией в пределах всей работы, либо в пределах одного раздела (главы). В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела (главы) и порядкового номера таблицы в этом разделе. Название таблицы пишется на одной строке после указания номера таблицы над самой таблицей (через тире). Название должно отражать содержание таблицы, быть точным и кратким. Подчеркивать заголовок таблицы не следует. Слова в названии таблицы переносить и сокращать нельзя.
Заголовки колонок и строк таблиц следует писать с прописной буквы, а подзаголовки – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся. Таблицы слева, справа, сверху и снизу, как правило, ограничиваются линиями. Помещают таблицы после первого упоминания их в тексте. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.
При переносе таблицы на следующую страницу необходимо пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Эту страницу начинают с надписи “Продолжение таблицы” с указанием ее номера. Если в конце страницы таблица прерывается, и ее продолжение будет на следующей странице, то в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят. Отдельные графы «Номер по порядку», «Единицы измерения», «Примечания» в таблицу не включаются.
Формулы, помещенные в тексте, должны нумероваться арабскими цифрами в пределах раздела (главы). Номер формулы состоит из номера раздела (главы) и порядкового номера формулы в разделе, разделенных точкой. Номер указывается с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Ссылка в тексте на номер формулы дается в скобках, например, “… в формуле (2.1) ”. В качестве символов в формулах следует применять обозначения, установленные соответствующими стандартами. Значение каждого символа приводят с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка должна начинаться со слова “где” без двоеточия после него.
Материал, дополняющий основную часть отчета по практике, допускается помещать в приложениях (в конце отчета). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в верхней части страницы (посередине) слова “Приложение” и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который подписывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, за исключением букв: Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита за исключением букв I и O.
В случае полного использования букв русского или латинского алфавита допускается обозначение приложений арабскими цифрами. Если в пояснительной записке одно приложение, то оно обозначается «Приложение А». На все приложения в тексте пояснительной записки должны быть сделаны ссылки.
Полностью законченный и оформленный отчет по технико-экономической практике сдается на отзыв руководителю от предприятия, который должен написать характеристику на студента, проходившего практику на данном предприятии и выставить оценку по пятибальной системе в технологической карте отчета по практике. Отчет сдается руководителю практики от ВУЗа в установленные сроки. После ознакомление с отчетом руководитель назначает день защиты. В процессе защиты студент обязан разъяснить комиссии все выводы и заключения по исследованным проблемам деятельности организации. Оценка выставляется с учетом качества проведенной работы, степени выполнения плана ТЭП и презентативности защиты.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ивановская государственная текстильная академия»
(ИГТА)
Кафедра менеджмента
ОТЧЕТ
по технико-экономической производственной практике
Выполнил: _______________________
(№ группы, ФИО студента)
Руководитель практики от предприятия:
__________________________________
МП (должность)
__________________________________
(ФИО, подпись)
Руководитель практики от ВУЗа:
__________________________________
(ФИО, подпись)
Дата защиты отчета _________________
Оценка ____________________________
Иваново 2008
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
год | Технологическая карта производственной практики | ИГТА | |||||||||||||||||||||||||
Курс | Группа | Сроки практики | База практики | ||||||||||||||||||||||||
от до | |||||||||||||||||||||||||||
от до | |||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. студента | Ф.И.О. руководителя от академии | Ф.И.О. руководителя от предприятия | |||||||||||||||||||||||||
Тема дипломного проекта или индивидуального задания | |||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. руководителя диплом. проекта или индив.задания | |||||||||||||||||||||||||||
Месяц | Дни, часы | ||||||||||||||||||||||||||
Т | |||||||||||||||||||||||||||
а | |||||||||||||||||||||||||||
б | |||||||||||||||||||||||||||
е | |||||||||||||||||||||||||||
л | |||||||||||||||||||||||||||
ь | |||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. проверяющего | Дата | Оценка | Роспись | ||||||||||||||||||||||||
К | |||||||||||||||||||||||||||
о | |||||||||||||||||||||||||||
н | |||||||||||||||||||||||||||
т | |||||||||||||||||||||||||||
р | |||||||||||||||||||||||||||
о | |||||||||||||||||||||||||||
л | |||||||||||||||||||||||||||
ь | |||||||||||||||||||||||||||
(ОБОРОТНАЯ СТОРОНА) Продолжение прил. Б
1. Карта заполняется руководителем от академии и передается руководителю от предприятия на весь период практики. 2.Руководитель от предприятия ведет ежедневный табельный учет на каждого студента. 3.Контроль за прохождением практики осуществляется представителями кафедр, деканатов, учебно-методического управления академии, которые делают запись в карту о проведенной проверке и оценивают работу студента на практике. 4. Руководитель от предприятия дает отзыв-характеристику на студента с оценкой его работы и заверяет печатью.5. В карту заносятся оценки работы студента всеми руководителями после оформления студентом отчета по практике. 6. Зачет по практике сдается руководителю от академии, после чего карта сдается на кафедру. | ||||||||
Отзыв – характеристика руководителя от предприятия __________________ Место печати: (подпись) | ||||||||
от предприятия | от академии | |||||||
Ф.И.О. руководителя | дата | оценка | роспись | Ф.И.О. руководителя | дата | оценка | роспись | |
з | ||||||||
а | ||||||||
ч | ||||||||
е | ||||||||
т | ||||||||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ