Комплекс методов формирования и развития социально-технологической культуры менеджера 2 страница
Социально-конвенциональный элемент показывает тесную положительную связь (0,756151) с личностной подсистемой и специально-функциональным элементом.
Организационная подсистема имеет тесную связь с сис- темно-проектным (0,799996) и социально-структурным элементом (0,660948). Методологическая подсистема имеет тесную связь с организационно-процедурным (0,495457) и субъектным (0,436874) элементами. Социальная подсистема образует достаточно тесную связь с рефлексивно-когнитивным элементом (0,425105). Социальная подсистема связана со всеми факторами, образуя тесную связь с личностной инструментальной подсистемами через социально-конвенциональный элемент (0,756151), с организационной через социально- структурный элемент (0,660948), что позволяет говорить о важности этой подсистемы, социальных детерминант при проектировании системы управления формированием и развитием социально-технологической культуры менеджера.
Подводя итог анализу матрице факторной нагрузки, можно группу элементов фактора 1 обозначить как формирующие, так как развитость этих элементов позволяет говорить о возможности формирования социально-технологической культуры менеджера, группу элементов фактора 2 - обеспечивающие, поскольку именно они обуславливают ее формирование, группу элементов фактора 3 - развивающие, так как они способствуют выходу ее на новый уровень развития и группу элементов фактора 4 - оформляющие, потому, что они дают возможность обозначить социально-технологическую культуру менеджера как определенный уровень мастерства организации социально- преобразовательной деятельности.
Как мы выяснили в ходе диагностики (идентификации) объекта управления на примере студентов - будущих менеджеров, наиболее точным методом построения модели управления формированием и развитием социально-технологической культуры действующих менеджеров является экспоненциальное приближение по методу наименьших квадратов. Воспользуемся этим методом для построения модели объекта управления для действующих менеджеров.
Действующие менеджеры в исследовании были разделены на группы в соответствии с уровнем сложности решаемых задач: высшее звено управления - руководители предприятий, организаций и учреждений, их первые заместители; среднее звено - руководители отделов, заместители по направлениям деятельности, главные специалисты; низовое звено управления - начальники участков, главные специалисты по направлениям. Для каждой из групп была построена экспоненциальная функция, аппроксимирующая данные исследования.
Для группы менеджеров высшего звена экспоненциальная функция по методу наименьших квадратов была построена на основе самооценки и приняла следующий вид:
у = 1,0016°"* 1,0197СЛ'* 1,003фу* 1,0301ИА * 1,0097е"4 * 1,0049*" * 1,025ес * 1,0283яс * (3.18)
1,0209е* * 1,0125^* 1,0045^* 1,0012е* 1,0639е* * 1,0287ее * 1,0145еу, где у - уровень социально-технологической культуры, буквенные обозначения - ее элементы.
Коэффициент детерминации - г2 = 0,997, что, напомним, означает, что экспоненциальная функция (модель) указанного вида тоже достаточно адекватно (точно) отражает зависимость между компонентами и уровнем культуры.
Для группы действующих менеджеров среднего звена экспоненциальная функция приняла следующий вид: у = 1,0442 * 1,0023™ * 1,0025 * 1,0324"4 * 1,0032СФ * 1,0318*' * 1,0701ся * 1,0461*" * (3.19)
1,0061е"* 1,0112""* 1,0083ЛГв/' * 1,0017е * 1,0292е* * 1,0106сс* 1,0248еу, где у - уровень социально-технологической культуры, буквенные обозначения - ее элементы.
Коэффициент детерминации - г2 - 0,998. Для группы действующих менеджеров низового звена экспоненциальная функция приняла следующий вид: у= 1,093°"* 1,073™* 1,004ф" * 1,015я-4 * 1,035СФ * 1,0055Л' * 1,009е"* 1,011*"* 1,0108е" * 1,021"" * 1,0057*"' * 1,005е * (3.20)
1,0106е* * 1,022ее * 1,018еу, где у - уровень социально-технологической культуры, буквенные обозначения - ее элементы.
Коэффициент детерминации - г2 - 0,997. Значимость элементов социально-технологической культуры для разных групп действующих менеджеров, как мы и предполагали, оказалась различающейся (табл. 3.6), обусловленной кругом функциональных задач, решаемых различными уровнями управления. Соответственно для каждой из этих групп может быть предложен и свой технологический комплекс методов формирования и развития социально- технологической культуры.
Полученные данные мы также сравниваем с эталонной оценкой по сумме квадратов разностей полученных значений. Расчеты показывают, что самооценка высшего звена управления ближе к эталонной, чем остальные (сумма квадратов разностей оценок высшего звена управления - 380, среднего звена - 412, низового звена - 458). Оговоримся, что расчеты для менеджеров высшего звена опирались на их самооценку, что в определенной степени делает уязвимыми полученные результаты в плане достоверности, но с другой стороны показывает тесную связь эталонной оценки, полученной в ходе экспертного исследования основанного на мнении отечественных социологов и мнения менеджеров высшего звена. Этот факт дает основание утверждать, что построенная концептуальная модель социально-технологической культуры менеджера подтверждена и мнением ученых и мнением действующих менеджеров.
Таблица 3.6 Ранговое распределение значимости элементов социально-технологической культуры (СТК) для трех групп менеджеров
|
Условные обозначения: ОП - организационно-процедурный, СМ - социапьно-мотивационный, ФЦ - функционально-целевой, ИА - информационно-аналитический, СФ - специально-функциональный, КР - коррек- ционно-регулирующий, СП - системно-проектный, КП - конструктивно- прогностический, СИ - системно-интеграционный, ЦН - ценностно- нормативный, КоР - когнитивно-рефлексивный, С - субъектный, СК - социально-конвенциональный, СС - социально-структурный, СУ - социально-управленческий. |
Фактор 1 показывает, что развитие конструктивно- прогностического (0,720989), специально-функционального (0,685499) и социально-конвенционального (0,660387) элементов обусловлено развитием личностной подсистемы (ценност- но-нормативного - 0,541462, рефлексивно-когнитивного - 0,679249 и субъектного - 0,768614).
Факторный анализ данных исследования действующих менеджеров, позволит выявить взаимное влияние элементов социально-технологической культуры и разработать технологические траектории формирования социально-технологической культуры для менеджеров каждого уровня управления. В нашем исследовании также с помощью метода нормализованного варимакса было выделено различное число факторов для различных групп менеджеров.
Для менеджеров высшего звена факторный анализ был проведен на основе самооценки и выделено 4 фактора. Матрица нагрузок на каждый фактор для менеджеров высшего звена представленная в табл. 3.7, показывает взаимосвязь выделенных факторов с подсистемами социально-технологической культуры.
Таблица 3.7
Матрица факторных нагрузок элементов социально- технологической культуры менеджера высшего звена
(по самооценке)
№ | Подсистемы СТК | Элементы СТК | Распределение факторной нагрузки | |||
Фактор 1 | Фактор 2 | Фактор 3 | Фактор 4 | |||
1. | Личностная | Ценностно-нормативный | 0,541462 | 0,028995 | 0,098665 | 0,348433 |
2. | Рефлексивно-когнитивный | 0,679249 | 0,410431 | -0,031284 | 0,384001 | |
3. | Субъектный | 0,768614 | -0,115961 | 0,380909 | -0,037342 | |
4. | Социальная | Социально-конвенциональный | 0,660387 | 0,363163 | 0,017169 | 0,211210 |
5. | Социально-структурный | 0,396703 | -0,032097 | 0,236632 | 0,741384 | |
6. | Социально-управленческий | 0,029516 | 0,148358 | 0,774236 | 0,364417 | |
7. | Организационная | Организационно-процедурный | 0,237185 | 0,202288 | 0,243746 | 0,812424 |
8. | Социально-мотивационный | 0,428654 | 0,098690 | 0,623123 | 0,389673 | |
9. | Функционально-целевой | 0,392328 | 0,194373 | 0,040916 | 0,629020 | |
10. | Инструментальная | Информационно-аналитический | -0,051559 | 0,898437 | 0,123755 | 0,161134 |
11. | Специально-функциональный | 0,685499 | 0,029360 | -0,096787 | 0,423180 | |
12. | Коррекционно-регулирующий | -0,044401 | 0,283080 | 0,080420 | 0,876654 | |
13. | Методологическая | Системно-проектный | 0,245564 | 0,776394 | 0,326892 | 0,219684 |
14. | Конструктивно-прогностический | 0,720989 | 0,026865 | 0,390030 | 0,109594 | |
15. | Системно-интеграционный | 0,101345 | 0,219776 | 0,896022 | 0,003627 | |
Общая дисперсия | 3,498573 | 3,164662 | 3,398543 | 1,966107 | ||
Доля обшей дисперсии | 0,233238 | 0,210977 | 0,226570 | 0,131074 |
Информационно-аналитический (0,898437) элемент определяет развитие системно-проектного (0,776394) элемента, образующих отдельный взаимосвязанный фактор. Развитие системно-интеграционного (0,896022) обусловлено развитием социально-управленческого (0,774236) и социально-мотива- ционного (0,623123) элементов, образующих еще один взаимосвязанный фактор. Формирование организационной подсистемы в целом и организационно-процедурного (0,812424), функ- ционально-целевого (0,629020) элементов, в частности, предполагает развитие коррекционно-регулирующего (0,876654) и социально-структурного (0,741384) элементов, также образующих отдельный фактор.
Для менеджеров среднего звена было выделено 3 фактора, представленных в матрице факторных нагрузок этой группы (табл. 3.8).
Таблица 3.8
Матрица факторных нагрузок элементов социально-технологической культуры менеджера среднего звена
№ | Подсистемы СТК | Элементы С'ГК | Распределение факторной нагрузки | ||
Фактор 1 | Фактор 2 | Фактор 3 | |||
1. | Личностная | Ценностно-нормативный | 0,367366 | 0,566986 | 0,455250 |
2. | Рефлексивно-когнитивный | 0,621156 | 0,332763 | 0,128570 | |
3. | Субъектный | 0,276908 | -0,047726 | 0,915590 | |
4. | Социальная | Социально-конвенциональный | 0,455660 | 0,226721 | 0,670428 |
5. | Социально-структурный | 0,087974 | 0,771267 | 0,198306 | |
6. | Социально-управленческий | 0,115841 | 0,267492 | 0,854178 | |
7. | Организационная | Организационно-процедурный | 0,342797 | -0,763431 | 0,183607 |
8. | Социально-мотивационный | 0,577773 | 0,027667 | 0,362858 | |
9. | Функционально-целевой | 0,796039 | -0,277984 | 0,374047 | |
10. | Инструментальная | Информационно-аналитический | 0,565773 | 0,005921 | 0,734866 |
11. | Специально-функциональный | 0,797419 | 0,004457 | 0,485996 | |
12. | Коррекционно-регулирующий | 0,887883 | 0,026358 | 0,232079 | |
13. | Методологическая | Системно-проектный | 0,688650 | -0,296613 | 0,455605 |
14. | Конструктивно-прогностический | 0,434632 | -0,179652 | •9,698994 | |
15. | Системно-интеграционный | 0,718393 | 0,334439 | 0,197167 | |
Общая дисперсия | 3,498573 | 3,164662 | 4,834810 | ||
Доля общей дисперсии | 0,233238 | 0,210977 | •0,322321 |
Фактор 1 тесно связывает инструментальную (коррекци- онно-регулирующий - 0,887883 и специально-функциональный - 0,797419 элементы) и организационную (функционально- целевой - 0,796039 и социально-мотивационный - 0,577773 элементы) подсистемы, которые, в свою очередь определяются развитием рефлексивно-когнитивным (0,621156) элементом и обуславливают развитие системно-интеграционного (0,718393) элемента.
Фактор 2 объединяет ценностно-нормативный (0,566986), социально-структурный (0,771267) и организационно-процедурный элементы (-0,763431). Парадоксальное на первый взгляд отрицательное значение фактора по организационно- процедурному элементу объясняется следующим. На наш взгляд, это показатель того, что именно ценностно- нормативный фактор является водоразделом рациональности принятия решений в системе социально-технологической культуры менеджера, а в сочетании с социально-структурным эта система может выходить из равновесия. Их взаимодействие представляет собой переломный момент в точке неопределенности, когда невозможно предсказать в каком направлении пойдет развитие социально-технологической культуры - конструктивном или деструктивном.
Фактор 3 показывает тесную взаимосвязь социальной подсистемы (социально-управленческого - 0,854178 и социально- конвенционального - 0,670428 элементов) и субъектного элемента (0,915590). Эта взаимосвязь обуславливает формирование информационно-аналитического (0,734866) и конструктив- но-прогностического (0,698994) элементов.
Для менеджеров низового звена, специалистов было выделено 5 факторов (табл. 3.9). Такая разница в количестве выделенных факторов может быть объяснена тем фактом, что, судя по данным исследования, менеджеры низшего звена, как правило, имеют профессиональное образование в специальных областях, а не в области менеджмента, соответственно у этой группы менеджеров большее число факторов влияет на формирование и развитие социально-технологической культуры.
Фактор 1 объединяет субъектный (0,656964) и рефлексивно-когнитивный (0,511849) элементы личностной подсистемы с социально-конвенциональным (0,801941), информационно- аналитическим (0,788291), организационно-процедурным (0,650543) и системно-проектным (0,498679). Кстати, рефлексивно-когнитивный (0,535279) и субъектный (0,551446) совместно с ценностно-нормативным (0,657648) элементами личностной подсистемы образуют взаимосвязанный фактор с социально-управленческим (0,861000) элементом. Тесная связь обнаруживается и между социально-мотивационным (0,909518), системно-интеграционным (0,869670) и специально-функци- ональным (0,773062) элементами, образующими отдельный фактор.
Таблица 3.9
Матрица факторных нагрузок элементов социально-технологической культуры менеджера низшего звена
№ | Подсисте | Элемент ы СТК | Распределение факторной нагрузки | ||||
мы СТК | Фактор 1 | Фактор 2 | Фактор 3 | Фактор 4 | Фактор 5 | ||
1. | Ценностно- нормативный | 0,089245 | 0,312651 | 0,089558 | 0,657648 | 0,112358 | |
2. | Личностная | Рефлексивно- когнитивный | 0,511849 | 0,107152 | 0,417999 | 0,535279 | -0,033864 |
3. | Субъектный | 0,656964 | 0,034488 | 0,031490 | 0,551446 | 0.184208 | |
4. | Социально- конвенциональный | 0,801941 | -0,008909 | -0,002853 | 0,235623 | -0.163673 | |
5. | Социальная | Социально- структурный | 0,353259 | -0.155193 | 0,358940 | -0,036022 | 0,7-/8413 |
6. | Социально- упрапленческий | 0,200459 | -0,039724 | 0,053012 | 0,861000 | 0,223863 | |
7. | Организационно- процедурный | 0,650543 | 0,112458 | -0,294766 | 0,142787 | 0,273033 | |
8. | Организационная | Социально- мотивационный | -0,111080 | 0,909518 | -0,001758 | 0,072313 | -0,094937 |
9. | Функционально- целевой | 0.051943 | 0,464340 | -0,792280 | 0,170333 | 0,008995 | |
10. | Информационно- аналитический | 0,788291 | 0,152396 | 0,195772 | 0,020654 | 0,250462 | |
Инструментальная | Специально- функциональный | 0,439047 | 0,773062 | -0,005807 | -0,053288 | 0,058496 | |
12. | Коррекционно- регулирующий | -0,086423 | 0,234452 | 0,005628 | 0,461948 | 0,818025 | |
13. | Системно-проектный | 0,498679 | 0,332997 | -0,301864 | 0,475500 | 0Л30808 | |
14. | Методологическая | Конструктивно- прогностический | 0,053206 | 0,151276 | 0,911843 | 0,209042 | 0,221926 |
15. | Системно- интеграционный | 0,096454 | 0,869670 | -0,088159 | 0,118211 | 0,182467 | |
Общая дисперсия | 3,498573 | 3,164662 | 3,030333 | 2,757560 | 1,998734 | ||
Доля общей дисперсии | 0,233238 | 0,210977 | 0,202022 | 0,183837 | 0,133249 |
Отдельный фактор образует и обратная взаимосвязь конструктивно-прогностического (0,911843) и функционально- целевого (-0,792280) элементов, которая объясняется тем, что неразвитость способности к составлению программы техноло- гизируемой деятельности, прогнозированию ее результата и последствий приведет к невозможности достижения цели, выход за пределы границ возможных изменений в объекте воздействия. Факторная взаимосвязь прослеживается и между со- циально-структурным (0,778413) и коррекционно-регулиру- ющим (0,818025) элементами социально-технологической культуры.
Подводя итог факторному анализу социально-техно- логической культуры действующих менеджеров, отметим, что большую факторную нагрузку у менеджеров высшего звена имеет инструментальная подсистема, на втором месте - методологическая, у менеджеров среднего звена на первом месте по факторной нагрузке также инструментальная, но на втором - социальная, у менеджеров же низового звена, наоборот, на первом месте социальная, а на втором - инструментальная.
Данные, полученные в результате факторного анализа, позволяют сделать вывод о тесном взаимодействии элементов и подсистем социально-технологической культуры менеджера, образующем целостную динамическую систему и учесть тесноту связей для проектирования траекторий управления ее формированием и развитием.
На основании проведенной диагностики социально- технологической культуры менеджеров представляется возможным сформулировать следующие выводы:
1. Проведенная социологическая диагностика показала, что социально-технологическая культура современного российского менеджера характеризуется внутренней противоречивостью, сочетанием разнонаправленных суждений, установок и поведенческих практик, находится на функциональном уровне. Противоречивость ценностного сознания имеет два пути разворачивания: во-первых, между менеджерами младшего и старшего поколений, во-вторых, между социальными установками менеджеров высшего и низшего звеньев управления. Со- циально-технологические установки существуют в российском менеджменте пока скорее как набор декларативных принципов для персонала, с которыми реальная практика управления все еще входит в противоречие.
2. Отличительной чертой социально-технологической культуры менеджмента является ориентация на отношения, а не на результат. В динамичной институциональной среде неформальные деловые сети, выступают своеобразным способом коллективной самоорганизации в которых взаимодействия более предсказуемы и технологизированы, снижают риски неопределенности через внутрисетевой обмен социальными технологиями, опытом, повышают уровень социальной адаптированное™ менеджмента.
3. Фрагментарные знания социальных технологий сочетаются с интуитивной по большей части их реализацией. Однако большая часть менеджеров понимают значимость, ощущают потребность во внедрении социальных технологий в практику, что говорит о наличии необходимых предпосылок для формирования и развития их социально-технологической культуры.
4. Диагностика социально-технологической культуры будущих менеджеров показывает, что большая их часть демонстрирует ее репродуктивно-формальный уровень. Концепция личного жизненного успеха, утвердившаяся в сознании большей части молодых людей и определяющая их социальное поведение, репрезентирует индивидуалистско-сетевую ориентацию социально-технологической культуры. Когнитивная составляющая социально-технологической подготовки в целом сформирована, хотя и отличается фрагментарностью, оторванностью от практики. Технологическая составляющая будущих менеджеров развита крайне слабо, у них практически отсутствуют навыки не только проектирования, но и реализации социальных технологий в управленческой деятельности. Рассогласование знаниевой и поведенческой составляющей приводит к тому, что применить знания в практической деятельности они не могут, их реальные действия далеки от технологичности. Подобная ситуация требует пересмотра содержания и форм профессионального образования в области менеджмента, повышения качества подготовки менеджеров.
5. Эмпирический инструментарий проведенного исследования, положенный в основу мониторинга социально- технологической культуры действующих и будущих менеджеров, позволяет оперативно строить модель управления с использованием математико-статистических методов, корректно выбрать индивидуальную технологическую траекторию управления ее формированием.
Глава 4
УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРА
1.4. Механизм формирования социально-техноло- гической культуры менеджера
Направленное воздействие на процесс формирования социально-технологической культуры менеджера предполагает анализ и конструирование механизма ее формирования. Понятием «механизм» принято определять внутреннее устройство объекта, приводящее его в действие, под механизмом управления понимается совокупность методов воздействия на объект, приводящая к намеченной цели. В соответствии с этим, под механизмом формирования социально-технологической культуры менеджера будем понимать совокупность источников, условий, уровней и средств, с помощью которых происходит ее формирование и развитие.
Источником формирования социально-технологической культуры менеджера является противоречие между необходимостью ее формирования и отсутствием специально организованных средств ее формирования. Источники данного противоречия имеют внутреннюю и внешнюю по отношению к субъекту управления природу. Внутренними источниками являются способности, качества личности менеджера, внешними - институциональные и средовые изменения в социальной среде. Потребность в социально-технологической культуре определяется не столько внешними условиями, сколько вырабатывается менеджером в процессе деятельности.
Условия формирования социально-технологической культуры менеджера. Субъектные (готовность, способность, знание, компетентность), процессуальные (уровень сложности, возможность технологизировать социальный процесс, ограничения технологизации социального процесса), технические (наличие ресурсов, средств и организационных условий технологизации), идеологические условия (принятие идеи техноло- гизазии - повышение рациональности и рефлексивности в принятии решений).
Предпосылки формирования социально-технологической культуры менеджера:
1) усиление роли социальной сферы в жизни общества, увеличение ее значимости, масштабов и влияния на другие сферы. Этот процесс существенно расширяет поле социально- технологической деятельности;
2) необходимость рационализации деятельности менеджера;
3) процесс роста научной, методологической и технической оснащенности общества, что открывает новые возможности рационализации общественного устройства и создания наиболее благоприятных условий для самореализации человека.
Процесс формирования, «вырастания» социально- технологической культуры менеджера проходит в соответствии со следующими этапами (рис. 4.1).
Первый этап - мотивационный, на котором формируются потребность в социально-технологической культуре и готовность к социально-технологической деятельности у менеджера как социальной установки (1 фаза); ценностно-смысловое отношение менеджера к содержанию социально-технологической деятельности и объекту ее приложения, его личностной значимостью (2 фаза); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата социально-технологической деятельности как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия регулировать проявления социально- технологической культуры (3 фаза). Итогом этого этапа является осознанная рефлексия и ценностно-нормативная мотивация управленческой деятельности.
Второй этап - когнитивный, на котором формируются социально-технологические знания средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач (4 фаза), аналитические механизмы обработки информации и принятия решений (5 фаза) и социально- технологическое мышление (6 фаза). Итогом этого этапа является сформированное социально-технологическое мышление менеджера.
Постановка вопроса о социально-технологическом стиле мышления менеджера не является новой. Вместе с тем требуются некоторые уточнения в понимании его сущности.
Социокультурное пространство