Организации как открытые системы

Организация не существует сама по себе, а является открытой для внешней окружающей среде системой.

Как открытая система, она представляет собой набор взаимодействующих элементов, получающих ресурсы на входе из внешней среды, преобразующих их и выпускающих продукты (или услуги) на выходе во внешнюю среду как результат своей деятельности.

На входе в нее поступают работники, сырье и другие материальные ресурсы, информация и финансы.

Все эти ресурсы, поступающие из внешней окружающей среды, преобразуются в некоторые ценности, которые на выходе из системы возвращаются в окружающую среду

Продукты деятельности организации как открытой системы – это определенные товары или услуги, удовлетворяющие потребности потребителей.

К продуктам деятельности так же можно отнести удовлетворенность работников, загрязнение окружающей среды и т. д.

Систему образуют несколько подсистем:

Ø производственные подсистемы,

Ø пограничные подсистемы,

Ø эксплуатационные подсистемы,

Ø адаптационные подсистемы,

Ø подсистема управления.

Подсистемы выполняют специфические функции, необходимые для выживания организации:

Ø производство,

Ø связь с внешней средой,

Ø управление и т.п.

Производственные подсистемы создают товары и услуги – это результат деятельности организации.

Пограничные подсистемы осуществляют связи с внешней средой.

Эксплуатационные подсистемы обеспечивают бесперебойность работы организации и наличие материальных и людских ресурсов.

Адаптационные подсистемы ответственны за изменение организации и ее приспособление к требованиям внешней среды.

Особое место среди подсистем занимает подсистема управления (менеджмент), отвечающая за координацию и определение направления работы всех подсистем организации.

Конфигурация организации

Для реализации функций ключевых подсистем организации имеются различные ее части.

Согласно Генри Минцбергу, каждая организация состоит из пяти частей:

Ø технического ядра, включающего производство и сбыт,

Ø менеджмента среднего звена,

Ø топ – менеджмента (высшего звена),

Ø техноструктуры,

Ø обеспечивающих служб.

Техническое ядро включает объект управления, основными структурными элементами которого являются отделения, цеха, отделы, участки, отдельные работники.

Основные задачи технического ядра:

Ø обеспечение входа,

Ø преобразования входа в выход,

Ø распределение выхода.

К основным процессам технического ядра относят:

Ø приобретение материалов,

Ø производство,

Ø обслуживание заказов,

Ø хранение,

Ø упаковка,

Ø доставка и т.д.

Техноструктура отвечает за внедрение инноваций в производство, содействия изменениям в организации и ее адаптивность.

К структурным подразделениям техноструктуры относят следующие отделы:

Ø маркетинговых исследований,

Ø научных разработок и развития,

Ø разработки технологии, информационных технологий,

Ø планирования производства,

Ø финансовый и т.п.

Основные задачи обеспечивающих служб заключаются в обеспечении бесперебойной работы и содержании организации, включая ее материальное и кадровое оснащение и т.п.

Менеджмент – это особая подсистема, ответственная за руководство и координацию деятельности других частей организации.

Топ – менеджмент. Определяет направление, стратегию, миссию, цели и политику всей организации или ее основных подразделений.

Менеджмент среднего звена. Отвечает за результаты и координацию работ на уровне подразделений.

В традиционных организациях менеджеры среднего звена обеспечивают связь высшего руководства с техническим ядром (выполнение распоряжений, движение информации в иерархии сверху вниз, снизу вверх).

В реальных организациях все пять частей взаимосвязаны и часто выполняют несколько функций.

Например, менеджеры координируют и направляют работу других элементов системы, но они могут также участвовать в работе техноструктуры и вспомогательных служб.

Некоторые структуры осуществляют связь организации с окружающей внешней средой.

Так в группе обеспечивающих служб кадровое подразделение ответственно за поиск квалифицированных работников во внешней среде.

Параметры организации

Следующий шаг в понимании организации – это рассмотрение параметров, описывающих характерные ее особенности.

Их можно уподобить физическим признакам, с помощью которых описывают людей, либо техническим параметрам какого-либо агрегата.

Параметры организации можно разделить на две части:

Ø Структурные.

Ø Контекстуальные.

Структурные параметры служат средством описания внутренних характеристик организации.

Они составляют основу для оценки и сравнения организаций между собой.

К ним относятся:

Ø формализация,

Ø специализация,

Ø иерархия власти,

Ø централизация,

Ø профессионализм,

Ø структура власти.

Контекстуальные параметры характеризуют организацию в целом, описывают основную идею организации, от которой зависит ее структурные параметры и на которые они оказывают влияния.

К ним относятся:

Ø размер,

Ø технология,

Ø окружающая среда,

Ø цели и стратегия,

Ø организационная структура.

Наши рекомендации