Тема урока: Что это за листья?
Цель: формировать представления о строении листьев и их видов, определять деревья по листьям.
Планируемы результаты:
-Предметные: узнавать листья в осеннем гербарии, на картинках и на фотографиях, определять деревья по листьям.
-Личностные: осознавать красоту деревьев в осеннем наряде.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, гербарий на листе а4.
№ п/п | Этап урока | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. | Орг. момент.. | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Александровна. Сегодня я у вас проведу урок окружающей мир. Садитесь на свои места. | Словесный: слово учителя | Проверять готовность к уроку. | Л: принять образа хорошего ученика. |
2. | Актуализация опорных знаний. | 5 мин | Ребята, вспомните какую тему вы изучали на прошло уроке ? На какие две группы можно разделить все растения? (Растущие на подоконнике и на клумбе.)Ребята, а чтобы узнать, на сколько вы хорошо запомнили поученный материал, вам нужно выполнить этот тест. Я вам даю 3 минуты. | Словесный: Беседа. | Отвечать. Выполнять тест. | Л: самоопределять К:планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. | Постановка учебной задачи и её решение | мин. | Ребята, как вы думаете какое сейчас время года? А почему вы решили , что сейчас за окном осень? У меня для вас загадка, она связана с темой нашего урока. Будьте внимательны Летают, кружатся, На землю ложатся, С земли не встают И тут пропадут. (Листья) Падают с ветки Золотые монетки. (Осенние листья) - Почему листья названы золотыми монетками? Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как называется явление когда падают листья? (Листопад) А почему же все таки листья опадают? И почему они меняют окраску? Ребята я предлагаю посмотреть видеоролик. (3 мин) А как вы думаете, все ли деревья сбрасывают листву? Вот я считаю что все . А какие деревья вы знаете? Какие деревья растут во дворе ? Ребята откройте учебники на странице 28 и прочитайте рубрику Муравьишки. «Что мы узнаем и чему мы научимся» . Ребята, посмотрите на листья которые лежат у вас на парте. Одинаковые листья или разные? Чем они отличаются друг от друга? (По форме, цвету, размеру, по краям). Как вы думаете, какие из этих листьев сложные, а какие простые? | Словесный: | Слушать. Отвечать на вопросы. Называть тему урока. Ставить цели. Отвечать. | П:строить речевое высказывание Р: принимать и сохранять учебную задачу |
5. | Решение частных задач | Ребята посмотрите на страницу 28 в учебнике и найдите те листья, которые вам встречались либо в школьном дворе, либо на прогулке. А теперь мы узнаем от каких деревьев эти листья. Ребята посчитайте сколько на странице 28 кленовых листьев? (2) А сколько же березовых листьев? (5) А сколько осиновых листьев на картинке? (3) Ребята, к как вы узнали листья одного и того же дерева? ( по форме) | Словесный: беседа. Словесный: Задает вопросы | Слушать. Отвечать на вопросы. Работать с информацией учебника, отвечать на вопросы. | П: осознанно строить речевое высказывание.П: осмысленно слушать. К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | |
6. | Физминутка | 1 мин | Мы ногами топ-топ-топ, ( топаем) Мы в ладоши хлоп-хлоп-хлоп, ( хлопаем) И туда - и сюда повернёмся без труда. (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону) Мы головками кивнём, (киваем) дружно ручками махнём, ( машем ручками) И туда - и сюда повернёмся без труда. ( выполняем полуобороты в одну и в другую сторону) Мы подпрыгнем высоко, прыгать вместе так легко, ( прыгаем на месте) И туда - и сюда повернёмся без труда. (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону) | Показывает движения. | Повторять | |
7. | Ребята сейчас вы будете работать в парах. Но для начала мы вспомним правила работы в парах. Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Свое несогласие высказывай вежливо. Если не понял – переспроси. Практическая работа. «Определяем деревья по листьям.» Ребята вам нужно будет подумать, как по листьям можно определять деревья. Ребята у вас на столах лежат карточки с инструкцией. 1) Рассмотрите лист, обратите внимание на форму листа, не его края; 2)Рассмотрите рисунки в атласе-определителе;(стр. 89) 3) Найдите свой лист на рисунке; 4) Прочитайте название. Во время практической работы , ребята выполняют задание 1 в рабочей тетради. несколько (как у рябины ) то это сложный лист. Ребята, какая пара может выйти к доске и рассказать нам, как же мы можем определить дерево по листу. Молодцы. Посмотрите на стр.29 в учебнике. Какие листья изображены на фотографии, кто их может мне назвать? Молодцы. Ребята откройте рабочую тетрадь на стр. 17, задание 2. Прочитайте его. Ребята сейчас мы вспомним где право и где лево. Поднимите левую руки, а затем правую руку. Посмотрите на первую картинку, какие цвета нам понадобятся ., а на второй, на третьей, четвертой, пятой Молодцы. | Словесный: беседа, инструктаж Практический: работа с книгой . | Слушать Предполагают свои мысли. | П: строить речевое высказывание П: строить рассуждения К:Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П: Анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать. | ||
8. | Итог урока. Оценивание работы учащихся | 2 мин | Наш закончился урок, Подведем ему итог. Итак, скажите какая у нас была тема? О чем мы говорили? Что нового узнали? Чем различаются листья разных деревьев? Как по листьям можно определить деревья ? Какие листья можно назвать сложными а какие простыми? | Словесный: Беседа | Отвечать на вопросы. | П:строить речевое высказывание Р:осуществлять итоговый контроль. |
9. | Рефлексия | 1 мин | Ребята, сейчас я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Поднимите красный карандаш- если вам было все понятно на уроке. Поднимите желтый- если возникли трудности на уроке. Поднимите зеленый- если вы ничего не поняли на уроке. На этом наш урок окончен. Спасибо! До свидания! | Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки. | Осущест-влять: самооценку. Формули-ровать конечный результат своей работы на уроке | П: Контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Р: Корректировать результаты своей деятельности. |
1.Определи какие цветы растут на клумбе? а) кактус б) календула; в)калла г) бегония. 2. С чем обычно сравнивают астру? а) звезда; б) солнце; в) луна 3.Отгадай загадку: Он похож на колосок- Многоцветен и высок, Только странный он чуток – Вместо зернышек – цветок. а) гладиолус б) астра в) бархатцы. | 4) Какие растения относятся к комнатным растениям? а) фиалка б) роза в) сосна, 5) 2.Выбери верное утверждение: а) Родина кактусов жаркие страны. б) Родина кактусов далёкие пустыни. в) Родина кактусов северный полюс. 6) Найдите и отметьте комнатное растение? а) астра; б) гиппеаструм; в) петуния. |