Поддержка образовательного процесса
С помощью средств телекоммуникационных технологий
И сервисов сайта ИОДО
Большую часть времени студенты самостоятельно работают с материалами УМК. При этом обучение строится на основе постоянного взаимодействия студента и преподавателя с помощью средств телекоммуникационных технологий (ТКТ) — (электронная почта, списки рассылки, доска объявлений, чат, форум, видеоконференция и т.д.). Для проведения учебных мероприятий по конкретным дисциплинам для каждой учебной группы на сайте ИОДО ЮУрГУ формируются специальные разделы («виртуальные аудитории»):
• АУДИТОРИЯ для проведения фронтальных видеоколекций в режиме реального времени с применением технологии видеоконференцсвязи;
• БИБЛИОТЕКА, где располагаются учебно-методические материалы (УМК) по всем дисциплинам в рамках специальностей, по которым ведется обучение в ИОДО ЮУрГУ;
• ЧАТ для проведения семинарских занятий, дискуссий, колоквиумов, деловых игр в режиме реального времени;
• ФОРУМ (телеконференция) для проведения семинарских занятий, а также прочих видов практических и лабораторных работ в режиме отложенного времени;
• КЛАСС КОНСУЛЬТАЦИЙ для проведения групповых консультаций перед зачетами и экзаменами, а также по мере необходимости по ходу учебного процесса;
• ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ для оперативного информирования участников образовательного процесса о новостях, в том числе о предстоящих учебных мероприятиях.
На рисунке 2 представлена схема, иллюстрирующая использование вышеперечисленных разделов («виртуальных аудиторий») для организации дистанционных учебных мероприятий.
Рис. 2. Использование сайта ИОДО для организации
и проведения дистанционных учебных мероприятий
Каждому разделу соответствует кнопка с аналогичным названием.
Логика проведения дистанционных учебных мероприятий на сайте ИОДОЮУрГУ адекватна логике организации традиционных очных занятий. Нажимая на соответствующую кнопку, преподаватель и обучаемые оказываются в «виртуальной аудитории», где проходят определенные учебные мероприятия.
Доступ к упомянутым разделам сайта имеют следующие участники образовательного процесса:
• куратор специальности (имеет доступ к учебно-методическим материалам (УМК) ко всем дисциплинам соответствующей специальности, а также ко всем «виртуальным аудиториям», где проходят занятия учебных групп по всем дисциплинам соответствующей специальности);
• преподаватели (имеют доступ к УМК по своей дисциплине и смежным дисциплинам в рамках специальности, а также к тем «виртуальным аудиториям», в которых преподаватели проводят занятия для учебных групп по своей дисциплине);
• студенты виртуальной учебной группы (имеют доступ к УМК по всем дисциплинам в рамках изучаемой специальности, а также к тем«виртуальным; аудиториями, в которых проводятся занятия дляучебной группы по всем дисциплинам в рамках изучаемой специальности).
Доступ в «виртуальные аудитории» для участия в дистанционных учебных мероприятиях, а также для работы с учебно-методическими материалами (УМК) возможен только после получения каждым участником образовательного процесса индивидуального пароля доступа к соответствующим разделам сайта ИОДО ЮУрГУ.
Дистанционные учебные мероприятия в «виртуальных аудиториях»сайта ИОДО проходят согласно расписанию занятий, единому для каждой учебной группы.
В модели образовательного процесса, принятой в ИОДОЮУрГУ, средства телекоммуникационных технологий представляют ряд возможностей дляповышения эффективности учебного процесса. Так, телекоммуникационные средства в этой модели могут обеспечивать [5]:
• доставку студентам изучаемого материала;
• работу студентов с учебным материалом, размещенным на сервере;
• интерактивное взаимодействие преподавателя (преподавателей)
и студента (студентов) в процессе обучения;
• предоставление студентам возможности работать в группе;
• предоставление возможности проводить оценку (самооценку, взаимооценку) знаний и умений, приобретенных в процессе обучения.