По теме: «БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

Проверочный диктант № 1.

По теме: «НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ»

Цель:

–развитие умений письменной речи: записывать текст, находить опасные места в словах, графически их обозначать, исправлять ошибки, если они есть.

Текст диктанта.

Когда Юрий Куклачёв был маленьким, у него жили разные животные. Там были мыши, заяц, петух, собака. Он брал в школу черепаху Жужу, петушка Тарзана, мышонка Гришу. Черепаха всегда спала. Петух ел и кукарекал. А Гриша однажды пошёл на прогулку по классу. Все смеялись. Только учительница запретила им ходить в школу.

(50 слов) (По Ю. Куклачёву, Н. Владимировой)

Слова для справок: мышонок, черепаха, Куклачёв.

Диктант № 1 проверяет умение писать под диктовку предложения; слова, в которых написание не расходится с произношением, буквосочетаниями жи-ши (жили, мыши, животные), слова с буквами безударных гласных, проверяемых ударением (спала, смеялись, запретила, ходить); изученные слова с непроверяемыми написаниями (заяц, петух, собака, всегда, однажды, пошёл, класс, учительница); раздельное написание предлогов с другими словами; написание большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных; написание буквы ьдля обозначения мягкости согласных звуков на письме (маленьким, только).

Проверочный диктант № 2.

По теме: «ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Цель:

–развитие умений письменной речи: находить изученную орфограмму-букву гласных после шипящих, графически её обозначать, находить и исправлять ошибки.

Текст диктанта.

У Даши и Гриши Житиных – дача. Рядом с дачей чудесная дубовая роща и небольшие озёра. Дети часто ходят в рощу. Ловят щук в озёрах. Хорошо летом!

Диктант № 2 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие, прежде всего, слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также слова с буквами безударных гласных, проверяемыми ударением (небольшие, озёра); написание большой буквы в именах и фамилиях людей, раздельное написание предлогов со словами.

Проверочный диктант № 3.

По теме: «ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ»

Цель:

– развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами-буквами ъи ь, разграничивать их вид, обозначать и графически объяснять орфограммы-буквы разделительных ъи ь.

Текст диктанта.

Ольге семь лет. Она будет модельером. Девочка рисует чудные кукольные наряды. Сама шьёт бельё и платья на ручной машинке. Объявляет семье день показа одежды. Моделью служит кукла Дарья. Хороши наряды!

Слово модельер учитель читает орфографически, буква о подчёркивается как орфограмма, буква непроверяемого безударного гласного.

Диктант № 3 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие слова с орфограммами-буквами ъи ьразделительными (объявляет, модельером, шьёт, бельё, платья, семье, моделью, Дарья), ьдля обозначения мягкости согласных в конце (семь, день) и в середине слова (Ольге, кукольные), буквосочетания чк, чн; жи, ши(девочка, ручной, машинке, служит, хороши), написание большой буквы в именах собственных (Ольга, Дарья), непроверяемые и проверяемые буквы безударных гласных (модельером, бельё, хороши, машинки).

Проверочный диктант № 4.

По теме: «БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ СЛОВА»

Цель:

– развитие умений письменной речи: находить опасные места в словах, графически их обозначать, находить и исправлять ошибки.

Весной в лесу хорошо пахли ели и сосны. От душистого аромата голова кружилась. Белые подснежники на лесных полянах своими листочками раздвигали сухую траву. Стволы берёз наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в природе. (38 слов.) (По И. Соколову-Микитову)

Слова для справок: аромат, природа.

Задание для самопроверки: по ходу записи или после записи каждого предложения поставить ударение, подчеркнуть буквы безударных гласных, сверху записать проверочные слова, графически объяснить выбор написания. Затем подчеркнуть и объяснить графически другие изученные орфограммы.

Помнить: диктант пишется через строку (на верхней строке – все необходимые обозначения и проверочные слова). После того как весь диктант записан, дети завершают проверку.

Диктант № 4 проверяет умение писать под диктовку слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корне слова (проверяемыми), а также с буквосочетаниями жи–ши (душистого, кружилась, жизни) и -чк- (листочками, почки); изученные слова с непроверяемыми написаниями (берёз); раздельное написание предлогов с другими словами; написание буквы ьдля обозначения мягкости согласных звуков в конце слова (кружилась, наливались) и разделительного ь (деревьях).

Проверочный диктант № 5.

Наши рекомендации