Художественный образ и изобразительное

ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ(16 ч)

Цвет. Превращение трех основных цветов (синий, красный, желтый) в многоцветную мозаику (цветовой круг). ПриемЛ создания разных цветовых сочетаний в живописных и декоратив! ных композициях (светлое на темном, темное на светлом; сочетая ние сближенных (нюанс), контрастных цветов). Изменение то! нальности с черной и белой краской в рисовании с натуры, пЯ памяти и по представлению.

Линия, силуэт. Выразительные средства графики. Способы передачи в рисунке формы предмета, пропорций, общего строя ния предмета.

Композиция станковая. Расширение представлений о комло-зиции в рамках жанра изобразительного искусства (натюрморт! пейзаж, портрет, жанровая картина), выделение главного в ком! позиции (величина, месторасположение, цвет). Передача простран! ства (соотношение ближних и дальних предметов по величина изменение насыщенности цвета переднего и заднего планов! в рисовании на заданную тему, в набросках с натуры отдельный предметов.

Декоративная композиция (сюжетно-тематическая, натюр« морт, орнамент: плоскостность, ритм, симметрия и асимметрия,] условность цвета). Создание декоративного образа на основ! трансформации природных форм. Абстрактная композиция

294 композиция из форм, отвлеченных от изображения конкретного предмета.

Природа — источник создания художественного образа в разных видах изобразительного и народного искусства. '

НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ РОССИИ(14 ч)

Полхов-майданская игрушка: повтор главных отличительных ).пементов — большой цветок «роза», листок, ягоды и яблочки на ветке (линейный орнамент — бордюр); вариации главных эле­ментов росписи: «Украсим игрушечную фигурку коня»; импрови­зация по мотивам полхов-майданской росписи: «Сказочная ветка».

Филимоновская игрушка: вариация главных элементов рос­писи: «Украсим игрушечные фигурки бабы, коня, птицы»; имп­ровизация по мотивам росписи филимоновской игрушки, роспись игрушек, вылепленных из глины (грибочки, яблочки и др.): «Хо­зяйство деда Филимона».

Северодвинская роспись из Пермогорья: повтор главных от­личительных элементов — трехлопастный листок, тюльпановид-Ш.1Й цветок, кустик из округлых листьев, ягодки; вариации глав­ных моментов в линейном орнаменте; импровизация по мотивам пермогорского орнамента: «Панно на квадрате», «В сказочной стране Пермогории».

Гжельская роспись: повтор главных отличительных элемен­тов — мазок с растяжением, точки, сеточка, трехлопастный ли­сток (прием прикладывания кисти); вариации главных элемен­тов: «Украсим тарелочку»; импровизация по мотивам гжельской росписи: «Царство Снегурочки», «Снегурочка и Дед Мороз».

Истоки пряничного дела — выпечка обрядового печенья как народный обычай календарных праздников у многих народов. Разработка эскиза обрядового пряника для изготовления на за­нятиях художественным трудом.

Вариации по мотивам северной вышивки: «Лев (барс)», «Как потух попал на полотенце», «Древо», «Солнечный конь», декора­тивная композиция-импровизация: «О чем может рассказать иышивка». Символика, обереговые функции узоров вышивки в торчестве народных мастеров родного края.

ОРНАМЕНТ В ИСКУССТВЕ НАРОДОВ МИРА: ПОСТРОЕНИЕ И ВИДЫ(4 ч)

Отражение родной природы в орнаменте (геометрическом, растительном, зооморфном), вышивке, ковроткачестве, росписи ро дереву, керамике. Связь народных мелодий и ритмов с орна­ментальными мотивами. Картина мира в орнаментах разных на-, родов. Знаки-символы плодородия, благопожелания, природных стихий, обереги. Закономерности построения орнамента на

замкнутой плоскости (круге, квадрате); ленточный орнамент («меандр», «пальметта», «лотос», «перец» и др.).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД (34 ч) Работа с бумагой (16 ч)

Экспериментирование: гофрирование (прямолинейное скла­дывание)—конструирование растительных форм (дерево, кустЛ цветок), простейших строений (забор, ограда); надрез-плетений (прямое, плоское) из тонких полос бумаги; приемы соединений в бумажных конструкциях: 1) склеиваще внахлест и в торец; 2) наружное соединение в замок; 3) внутреннее соединение 1 замок.

Аппликация (вырезание). Народные вырезанки (снежинки), Тематические композиции.

Моделирование. Приемы многократного складывания обра! зов насекомых, птиц, животных. Папье-маше (тарелочка).

Приемы плетения из тонких полос бумаги (прямое плетение на основе простейших приемов народной технологии.

Художественное конструирование из бумаги на задамиуИ тему.

Работа с тканью (8 ч)

Вышивка на предметах быта и народной одежде. Богатств и разнообразие технических приемов в традиционной народно! вышивке. Многообразие видов ниток. История возникновения 1 применения человеком ножниц, иглы и других инструмент! Прием выкраивания деталей «в разворот». Стебельчатый и III тельный швы. Их назначение.

Узорное ткачество на рамке, пропорции, ритм, цвет полем клеток в тканых изделиях. Украшение предметов быта и мири ной одежды тканым орнаментом («узорное», «браное» ткачем 1111 и вышивкой («набор» — шитье «бранками» на основе шва ■■ ред иголку»). Шитье «бранками». Набойка, выбойка, бнтиК] древние способы украшения ткани.

Лоскутное шитье. Ритм цвета и силуэтов, тональный и пин ной контраст. Простейшие традиционные композиции и ш|| ном творчестве разных регионов России.

Лепка из глины (пластилина) (5 ч)

Лепка на основе знакомства с изделиями Гжели, ('нипщ русских изразцов, дымковской, филимоновской игрушек и

Лепка и роспись игрушек с использованием традицноИ приемов. Лепка пластины с рельефным изображением I И ных птиц, рыб. Роспись глиняных изделий. Лепка с натуре памяти, по представлению.

Работа с природными материалами (5 ч)

Искусство соломоплетения, аппликация и инкрустация солом­кой кировских (г. Киров) и белорусских мастеров. Способы обработки соломки. Создание художественных изделий по мо­тивам народного творчества в технике соломоплетения и аппли­кации.

Плетение из бересты, елового корня.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

К концу учебного года учащиеся должны знать:

— особенности материалов, используемых в художественной деятельности (краски и кисти, мелок, пастель, тушь, перо, уголь и мел);

— основные цвета солнечного спектра в пределах наборов нкнарельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, го­лубой, синий, фиолетовый), главные краски (красная, синяя желтая);

— особенности работы акварельными и гуашевыми краска­ми, элементарные правила смешивания красок для получения пнтавных цветов;

— разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объ-|'М, ритм, композиция);

- взаимосвязь красоты и функциональности в образе худо­жественной вещи;

- о народном мастере — носителе национальных традиций;

- правила безопасности при работе ручными инструмен-1п ми;

- значение слов «папье-маше», «береста», понятия «выши-Н.Н1 и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение.

/( концу учебного года учащиеся должны уметь:

пользоваться доступными графическими материалами; и шивать акварельные, гуашевые краски, получая разнообраз-||1,н цвета в соответствии с настроением;

верно передавать в рисунке простейшую форму, основные §1|н|Цорции, общее строение и цвет предметов;

определять величину и расположение в зависимости от ■мимера листа бумаги;

выбирать, различать и передавать в рисунке ближние и ■М.имше предметы (ближе — ниже, дальше — выше), используя ■Дпжественные средства выразительности, ритмически органи­ки цветовые пятна, характер и ритм линий и объемов в компо-ЦИнии;

использовать средства художественной выразительности ■йпекоетность, ритмичность цвета, сгущение и разрежение си-мни) в декоративной сюжетной композиции;

решать художественно-творческие задачи на повтор, вариа­ции импровизацию по мотивам народных орнаментов;

решать художественно-творческие задачи при моделиро­вании изделий, пользуясь технологической картой, техническим рисунком, эскизом;

— использовать различные приемы обработки бумаги (сгич бание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.), выполнят^ работы в технике аппликации, папье-маше;

— выполнять швы петельный и стебельчатый, пользоваться технологическими картами по выполнению швов на основе на| родной традиции;

— лепить по заранее подготовленным эскизам;

— лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушек, использоват» разные способы лепки!

— передавать в лепке выразительные формы, сочетать орна­мент с формой предмета;

—.проявлять творчество в создании художественных из­делий.

Рекомендуемые для бесед произведения искусства И. Билибин. Иллюстрации к русской народной сказке «Василиса Прекрасная».

В. Б я л ы ни ц к и й-Б и р ю л я. Вечер юного мая. Ф. Васильев. Оттепель; Перед дождем. В. Васнецов. Ковер-самолет; Витязь на распутье; Три цаЯ ревны подземного царства.

В. Ватагин. Рисунки и скульптуры животных. А. Венецианов. На жатве. Лето; Дети в поле. А. Герасимов. После дождя; Мокрая терраса; Полевые >'хцветы.

С. Коненков. Стрибог; Старичок-полевичок.

П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом.

И. Крамской. Л. Н. Толстой.

И. Левитан. Первая зелень; После дождя; Плес; Март,

Т. М а в р и н а. Рисунки из серии «Сказка. Родина. Красота»!

О. Малявин. Вихрь; Крестьянки.

И. Машков. Арбуз и виноград.

В. Мухина. Хлеб; Крестьянка.

И. Остроухо в. Золотая осень.

К. П е т р о в-В о д к и н. Играющие мальчики; Купание крас-] ного коня; Натюрморт с черемухой.

А. Пластов. Ужин трактористов; Жатва; Сенокос.

В. Поленов. Ранний снег; Московский дворик.

И. Репин. Автопортрет; Стрекоза; Осенний букет.

Ф. Рокотов. А. П. Струйская.

Н. Ромадин. Весенний день. Цветущий бугор; Розовый вечер; Берендеев лес.

М. Сарьян. Плоды земли.

В. Серов. Рисунки животных и иллюстрации.

В. Суриков. Переход Суворова через Альпы.

А. и С. Ткачевы. Детвора.

Е. Чарушин. Иллюстрации к произведениям о животных.

В. Чижиков. Рисунки к детским книгам.

В. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Лес зимой; Дубы.

К- Ю о н. Оттепель.

Т. Яблонская. Хлеб; Утро.

Произведения народного искусства, созданные мастерами: кузнецом (светец, подсвечник, фигурные замки), плотником и столяром (деревянные храмы, дом крестьянина, деревянная ме­бель), гончаром. Мелкая пластика художников Санкт-Петер­бургского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова. Произве­дения художников русской лаковой миниатюры. Геометрический орнамент народов Средней Азии. Растительный орнамент в твор­честве разных народов (мотив древа, цветка, виноградной ло­зы — Турция, Индия, Китай).

III класс (34 ч)

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Наши рекомендации