Художественный образ и изобразительное
ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ(16 ч)
Цвет. Превращение трех основных цветов (синий, красный, желтый) в многоцветную мозаику (цветовой круг). ПриемЛ создания разных цветовых сочетаний в живописных и декоратив! ных композициях (светлое на темном, темное на светлом; сочетая ние сближенных (нюанс), контрастных цветов). Изменение то! нальности с черной и белой краской в рисовании с натуры, пЯ памяти и по представлению.
Линия, силуэт. Выразительные средства графики. Способы передачи в рисунке формы предмета, пропорций, общего строя ния предмета.
Композиция станковая. Расширение представлений о комло-зиции в рамках жанра изобразительного искусства (натюрморт! пейзаж, портрет, жанровая картина), выделение главного в ком! позиции (величина, месторасположение, цвет). Передача простран! ства (соотношение ближних и дальних предметов по величина изменение насыщенности цвета переднего и заднего планов! в рисовании на заданную тему, в набросках с натуры отдельный предметов.
Декоративная композиция (сюжетно-тематическая, натюр« морт, орнамент: плоскостность, ритм, симметрия и асимметрия,] условность цвета). Создание декоративного образа на основ! трансформации природных форм. Абстрактная композиция
294 композиция из форм, отвлеченных от изображения конкретного предмета.
Природа — источник создания художественного образа в разных видах изобразительного и народного искусства. '
НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ РОССИИ(14 ч)
Полхов-майданская игрушка: повтор главных отличительных ).пементов — большой цветок «роза», листок, ягоды и яблочки на ветке (линейный орнамент — бордюр); вариации главных элементов росписи: «Украсим игрушечную фигурку коня»; импровизация по мотивам полхов-майданской росписи: «Сказочная ветка».
Филимоновская игрушка: вариация главных элементов росписи: «Украсим игрушечные фигурки бабы, коня, птицы»; импровизация по мотивам росписи филимоновской игрушки, роспись игрушек, вылепленных из глины (грибочки, яблочки и др.): «Хозяйство деда Филимона».
Северодвинская роспись из Пермогорья: повтор главных отличительных элементов — трехлопастный листок, тюльпановид-Ш.1Й цветок, кустик из округлых листьев, ягодки; вариации главных моментов в линейном орнаменте; импровизация по мотивам пермогорского орнамента: «Панно на квадрате», «В сказочной стране Пермогории».
Гжельская роспись: повтор главных отличительных элементов — мазок с растяжением, точки, сеточка, трехлопастный листок (прием прикладывания кисти); вариации главных элементов: «Украсим тарелочку»; импровизация по мотивам гжельской росписи: «Царство Снегурочки», «Снегурочка и Дед Мороз».
Истоки пряничного дела — выпечка обрядового печенья как народный обычай календарных праздников у многих народов. Разработка эскиза обрядового пряника для изготовления на занятиях художественным трудом.
Вариации по мотивам северной вышивки: «Лев (барс)», «Как потух попал на полотенце», «Древо», «Солнечный конь», декоративная композиция-импровизация: «О чем может рассказать иышивка». Символика, обереговые функции узоров вышивки в торчестве народных мастеров родного края.
ОРНАМЕНТ В ИСКУССТВЕ НАРОДОВ МИРА: ПОСТРОЕНИЕ И ВИДЫ(4 ч)
Отражение родной природы в орнаменте (геометрическом, растительном, зооморфном), вышивке, ковроткачестве, росписи ро дереву, керамике. Связь народных мелодий и ритмов с орнаментальными мотивами. Картина мира в орнаментах разных на-, родов. Знаки-символы плодородия, благопожелания, природных стихий, обереги. Закономерности построения орнамента на
замкнутой плоскости (круге, квадрате); ленточный орнамент («меандр», «пальметта», «лотос», «перец» и др.).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД (34 ч) Работа с бумагой (16 ч)
Экспериментирование: гофрирование (прямолинейное складывание)—конструирование растительных форм (дерево, кустЛ цветок), простейших строений (забор, ограда); надрез-плетений (прямое, плоское) из тонких полос бумаги; приемы соединений в бумажных конструкциях: 1) склеиваще внахлест и в торец; 2) наружное соединение в замок; 3) внутреннее соединение 1 замок.
Аппликация (вырезание). Народные вырезанки (снежинки), Тематические композиции.
Моделирование. Приемы многократного складывания обра! зов насекомых, птиц, животных. Папье-маше (тарелочка).
Приемы плетения из тонких полос бумаги (прямое плетение на основе простейших приемов народной технологии.
Художественное конструирование из бумаги на задамиуИ тему.
Работа с тканью (8 ч)
Вышивка на предметах быта и народной одежде. Богатств и разнообразие технических приемов в традиционной народно! вышивке. Многообразие видов ниток. История возникновения 1 применения человеком ножниц, иглы и других инструмент! Прием выкраивания деталей «в разворот». Стебельчатый и III тельный швы. Их назначение.
Узорное ткачество на рамке, пропорции, ритм, цвет полем клеток в тканых изделиях. Украшение предметов быта и мири ной одежды тканым орнаментом («узорное», «браное» ткачем 1111 и вышивкой («набор» — шитье «бранками» на основе шва ■■ ред иголку»). Шитье «бранками». Набойка, выбойка, бнтиК] древние способы украшения ткани.
Лоскутное шитье. Ритм цвета и силуэтов, тональный и пин ной контраст. Простейшие традиционные композиции и ш|| ном творчестве разных регионов России.
Лепка из глины (пластилина) (5 ч)
Лепка на основе знакомства с изделиями Гжели, ('нипщ русских изразцов, дымковской, филимоновской игрушек и
Лепка и роспись игрушек с использованием традицноИ приемов. Лепка пластины с рельефным изображением I И ных птиц, рыб. Роспись глиняных изделий. Лепка с натуре памяти, по представлению.
Работа с природными материалами (5 ч)
Искусство соломоплетения, аппликация и инкрустация соломкой кировских (г. Киров) и белорусских мастеров. Способы обработки соломки. Создание художественных изделий по мотивам народного творчества в технике соломоплетения и аппликации.
Плетение из бересты, елового корня.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
К концу учебного года учащиеся должны знать:
— особенности материалов, используемых в художественной деятельности (краски и кисти, мелок, пастель, тушь, перо, уголь и мел);
— основные цвета солнечного спектра в пределах наборов нкнарельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), главные краски (красная, синяя желтая);
— особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешивания красок для получения пнтавных цветов;
— разнообразные выразительные средства (цвет, линия, объ-|'М, ритм, композиция);
- взаимосвязь красоты и функциональности в образе художественной вещи;
- о народном мастере — носителе национальных традиций;
- правила безопасности при работе ручными инструмен-1п ми;
- значение слов «папье-маше», «береста», понятия «выши-Н.Н1 и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение.
/( концу учебного года учащиеся должны уметь:
пользоваться доступными графическими материалами; и шивать акварельные, гуашевые краски, получая разнообраз-||1,н цвета в соответствии с настроением;
верно передавать в рисунке простейшую форму, основные §1|н|Цорции, общее строение и цвет предметов;
определять величину и расположение в зависимости от ■мимера листа бумаги;
выбирать, различать и передавать в рисунке ближние и ■М.имше предметы (ближе — ниже, дальше — выше), используя ■Дпжественные средства выразительности, ритмически органики цветовые пятна, характер и ритм линий и объемов в компо-ЦИнии;
использовать средства художественной выразительности ■йпекоетность, ритмичность цвета, сгущение и разрежение си-мни) в декоративной сюжетной композиции;
решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации импровизацию по мотивам народных орнаментов;
решать художественно-творческие задачи при моделировании изделий, пользуясь технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
— использовать различные приемы обработки бумаги (сгич бание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.), выполнят^ работы в технике аппликации, папье-маше;
— выполнять швы петельный и стебельчатый, пользоваться технологическими картами по выполнению швов на основе на| родной традиции;
— лепить по заранее подготовленным эскизам;
— лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушек, использоват» разные способы лепки!
— передавать в лепке выразительные формы, сочетать орнамент с формой предмета;
—.проявлять творчество в создании художественных изделий.
Рекомендуемые для бесед произведения искусства И. Билибин. Иллюстрации к русской народной сказке «Василиса Прекрасная».
В. Б я л ы ни ц к и й-Б и р ю л я. Вечер юного мая. Ф. Васильев. Оттепель; Перед дождем. В. Васнецов. Ковер-самолет; Витязь на распутье; Три цаЯ ревны подземного царства.
В. Ватагин. Рисунки и скульптуры животных. А. Венецианов. На жатве. Лето; Дети в поле. А. Герасимов. После дождя; Мокрая терраса; Полевые >'хцветы.
С. Коненков. Стрибог; Старичок-полевичок.
П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом.
И. Крамской. Л. Н. Толстой.
И. Левитан. Первая зелень; После дождя; Плес; Март,
Т. М а в р и н а. Рисунки из серии «Сказка. Родина. Красота»!
О. Малявин. Вихрь; Крестьянки.
И. Машков. Арбуз и виноград.
В. Мухина. Хлеб; Крестьянка.
И. Остроухо в. Золотая осень.
К. П е т р о в-В о д к и н. Играющие мальчики; Купание крас-] ного коня; Натюрморт с черемухой.
А. Пластов. Ужин трактористов; Жатва; Сенокос.
В. Поленов. Ранний снег; Московский дворик.
И. Репин. Автопортрет; Стрекоза; Осенний букет.
Ф. Рокотов. А. П. Струйская.
Н. Ромадин. Весенний день. Цветущий бугор; Розовый вечер; Берендеев лес.
М. Сарьян. Плоды земли.
В. Серов. Рисунки животных и иллюстрации.
В. Суриков. Переход Суворова через Альпы.
А. и С. Ткачевы. Детвора.
Е. Чарушин. Иллюстрации к произведениям о животных.
В. Чижиков. Рисунки к детским книгам.
В. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Лес зимой; Дубы.
К- Ю о н. Оттепель.
Т. Яблонская. Хлеб; Утро.
Произведения народного искусства, созданные мастерами: кузнецом (светец, подсвечник, фигурные замки), плотником и столяром (деревянные храмы, дом крестьянина, деревянная мебель), гончаром. Мелкая пластика художников Санкт-Петербургского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова. Произведения художников русской лаковой миниатюры. Геометрический орнамент народов Средней Азии. Растительный орнамент в творчестве разных народов (мотив древа, цветка, виноградной лозы — Турция, Индия, Китай).
III класс (34 ч)
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ: