Еще существуют изменения в зависимости от качества сфиры. Так тифэрэт получает от ахораим гвуры, а это тяжелые ахораим
7) Есть еще одно свойство. Вот тифэрэт – получает свой свет от сфиры гвура, от ее ахораим. А это тяжелые ахораим и очень сильные гвурот, как известно. Но остальные сфирот, что выше, они не такие.
Каковы изменения в свойствах сфирот, таким будет и проводимый свет: дин слабый, средний или сильный
В соответствии с изменением свойств изменится и сам проводимый свет. Или дин слабый, или средний дин, или сильный дин. Но качество, равное для них всех, что все они диним, потому как проявляются через ахораим. И нет у пера сил расширить и подетально описать все, что есть в этом вопросе.
3 вида света: 1) первое распространение акудим от пэ до табура; 2) решимот, оставшиеся от этого первого распространения, от рахамим; 3) уровни О”Х, исходящие от источника во время удаления светов, и он – дин
9) И вот получается, что есть здесь 3 вида света: первый – это самый первый свет среди всех, называется «акудим». Они спустились и распространились от пэ и наружу и вниз до (хазэ) табура (20) . Второй свет – это свет решимо, которое оставил первый свет от самого света, что пришел путем ёшер, и он рахамим (30) . Третий свет – это отраженный свет, О”Х. Это свет, протянувшийся от источника – от Творца к сфире. Он продолжается и в то время, когда поднимаются света и возвращаются (40) снизу-вверх. Свет этот – он дин. Так как приходит путем ахораим.
- Ор пними -
20. То есть это первое распространение, когда вышел зивуг дэ-акаа на бхину далет, которая называется пэ – свойство малхут дэ-рош. Когда расширилась впоследствии эта малхут до 10 сфирот от себя и вниз, до своей малхут, эти 10 сфирот называются «гуф», а малхут этого гуф называется «табур». Эти 10 сфирот рош и гуф находились на ступени кэтэр.
30. Во второй части Ари пишет, что два света остались после удаления первого распространения. Первый – это свет, оставшийся от прямого света, а второй – это свет ав – более плотный, грубый, что означает отраженный свет, который опустел от прямого света, на который облачался он во время первого распространения. Он остался внизу, и раскрылась в нем его авиют. Этот плотный свет – свет «ав» – это келим, а более тонкий свет – свет «зах», оставшийся от прямого света, называется решимо. И это решимо остается облаченным внутри света ав.
40. «Поднимаются» – означает утоньшаются, высветляются от авиют, для того чтобы прийти к подобию свойств со своим высшим, т.е. с источником. «Возвращаются» – означает исторжение света после его распространения, которое определяется как возвращение к своему корню, истоку. Об этом Ари пишет: «свет, протянувшийся от источника к сфире, он продолжается и в то время, когда поднимаются света и возвращаются». Высший свет, что протянулся в результате зивуг дэ-акаа во время утоньшения экрана и прохода его по ступеням, находящихся по пути его высветления. Тогда ступени уменьшаются и уходят, пока не очистится совершенно и не сравняется по свойствам с истоком – с малхут, находящейся в рош. Этот процесс всегда зовется «подъемом светов к (их) истоку».
От битуш света решимот и О”Х друг в друга рождается четвертый вид света, который называется «ницуцот»
10) Есть однако и четвертый вид света, родившийся меж упомянутых уже светов. Когда третий из светов, называемый «отраженный свет» – «ор хозэр» (О”Х), протянулся и спускается вниз, чтобы светить в сфире (50) , тогда сталкивается там со вторым из светов, называемым «решимо», что остался внизу. А так как они различны по своей природе: один – это О”Я, рахамим, а второй – О”Х, дин. И потому ударяют, соударяются друг с другом (60) . В частности, свет решимо устремляется и желает подняться (70) к своему истоку – к первому из светов. И хотя реально не поднимается, потому что решимо навсегда остается существовать внизу, но все его устремление и наслаждение – подняться. Но отраженный свет О”Х, опускается вниз (80) , и оказываются (вместе) противоположными по своей природе. Тогда ударяют один в другого, как уже говорилось, потому что бетиша, взаимное соударение возможно, только если существует в светах их природное различие. И тогда рождаются между ними, в результате ударов друг в друга, искры света – «ницуцот», в виде О”Х, дин. И он гораздо меньше, чем свет решимо, которое рахамим. Именно эти ницуцот и являются тем четвертым светом, о котором мы говорили.
- Ор пними -
50. Ступени определяются одна по отношению к другой, как отец к сыновьям. Поэтому во время подъемов светов к истоку, когда произошло утоньшение экрана бхины далет до бхины гимэл, и произошел тогда зивуг в бхине гимэл, а бхина далет остается пустой от света, находившегося в ней. Тогда бхина гимэл свечением своего зивуга начинает влиять на бхину далет. И затем, когда происходит утоньшение бхины гимэл до бхины бэт, а зивуг происходит в бхине бэт, тогда и бхина гимэл остается пустой, без света. И тогда бхина бэт отдает бхине гимэл от свечения своего зивуга. Подобным же образом происходит и далее. И хотя со стороны притяжения светов бхина далет уподобляется кэтэр, а бхина гимэл – хохме, но в отношении самих келим – наоборот: бхина гимэл определяется как З”А, а бхина далет – как малхут. А потому как бхина далет пуста от света, поэтому определить (что-либо) здесь можно только по отношению к самим келим.
И Ари пишет: «Потому как третий из светов, называемый «отраженный свет» – «ор хозэр» (О”Х), протянулся и спускается вниз, чтобы светить в сфире...). Третий из светов – это свет тех ступеней, которые рождаются по пути его высветления. Этот свет продолжился и опускается также ниже места зивуга светить сфире, находящейся под ней. Например, когда зивуг происходит в бхине бэт, свечение этого зивуга продолжается к низлежащей сфире, к бхине гимэл, которая сейчас пуста от света. Как известно, света, после того как удалились из сфирот, оставили в них решимот. Поэтому, когда свечение зивуга бхины бэт продолжается в бхину гимэл, сталкивается там со светом ее решимо.
Об этом и говорится, что «тогда сталкивается там со вторым из светов, называемым «решимо», что остался внизу». То есть, как уже было сказано, свет зивуга, происходящего в высшей сфире, продолжаясь, спускается к нижней бхине, которая сейчас пуста от своего света, и сталкивается там с решимо. Далее Ари называет это свет, который нисходит от свечения зивуга и вниз, «ор хозэр а-ёред» – «опускающийся отраженный свет».
60. Решимо, оно от прямого света, О”Я, оставшееся от первого распространения, уровень которого был до кэтэр. Потому как зивуг дэ-акаа был совершен там на экран бхины далет, поэтому авиют бхины далет определяется как его паним (лицевая сторона). Ведь весь уровень его ступени от нее нисходит. А авиют, от бхины гимэл и выше, определяются для него как ахораим его кли, и она не светит в нем.
Противоположен ему О”Х – отраженный свет, который опускается к нему от свечения зивуга высшей бхины. Например, когда спускается свечение от зивуга бхины бэт в сфиру бхины гимэл, опустевшую от своего света, этот опускающийся отраженный свет приходит от зивуга дэ-акаа, который произошел на экран, с авиют бхины бэт, уровень которого – до бины. Для него, таким образом, авиют бхины бэт является его паним, т.е. пределом величины его уровня. И он оставляет авиют бхины гимэл и бхины далет в виде своих ахораим – обратной стороны, т.е. как находящиеся в упадке и дефиците. Потому что если не светят они в нем, означает, что он опускает, принижает их (важность), ставит их ниже. Это различие по свойствам меж ними становится тем, что отделяет от света, т.е. противоположными тому решимо, в котором бхина далет – свойство самого большого авиюта – продолжает и соединяется с самым большим светом.
Об этом и сказано, что «они различны по своей природе: один – это О”Я, рахамим, а второй – О”Х, дин». Так как решимот, которые остаются во всех сфирот, они приходят от прямого света, рахамим, т.е. от первого распространения, когда вышел зивуг на экран бхины далет. В нем предпочтительнее тот, у кого авиют больше, т.к. весь он – рахамим. Но отраженный свет, который нисходит от свечений зивугим, происходящих во время исторжения, все эти ступени определяются как О”Х и дин. Удаляясь, отказываясь от авиют, опускают и принижают авиют до качества «ахораим». Поэтому свет, опускающийся от них, находится в противоречии с решимот, потому что в них большая авиют – важнее. Поэтому то, что является «паним» для решимо, определяется как «ахораим» по отношению к опускающемуся отраженному свету. А то, что является «паним» для О”Х а-ёред» – опускающегося отраженного света, ахораим по отношению к решимо. Поэтому они ударяют друг в друга, производя битуш.
70. Будучи частью, оставшейся после первого распространения, которая удалилась, скрывшись в своем источнике, это желание и устремление оказалось впечатанным и в решимо тоже. И об этом сказано, что «хотя реально не поднимается, потому что решимо навеки остается существовать внизу, но все его устремление и наслаждение – подняться». И хотя особенность решимо в том, что должно оно оставаться в кли, и оно никогда не поднимется к своему источнику, но при всем том существует в нем стремление подняться. Потому что общая сила света насильно осталась впечатанной в нем.
80. Он приходит и притягивается из источника благодаря зивугу заново и спускается вниз облачиться внутрь гуф, т.к. все эти зивугим, выходящие по ступеням очищения, они происходят в рош и оттуда продолжаются сверху вниз, в гуф. Но потому как выходят во время исторжения и не в состоянии осуществляться, он определяется как О”Х и дин.
Сказано: «Но отраженный свет О”Х, опускается вниз». Если считаться только со временем зивуга, он как будто бы нисходит и опускается на какое-то время облачиться в гуф. Однако иначе обстоит с решимо – в нем существует устремление удалиться из гуф и подняться к своему источнику.
По этой причине отраженный свет, нисходящий от свечения зивуга, начинает преобладать над светом решимо во время их взаимного соударения друг в друга, во время битуш. Поэтому от этого О”Х отделяются ницуцин и облачаются внутрь пустого от света кли. А свет решимо оказывается вытолкнутым оттуда и поднимается над тем же кли в качестве «тагин» над «отиёт», как далее пишет Ари. Так как не могут оба они находиться в одном кли, ввиду своей противоположности друг другу. Ударение друг в друга, битуш, о котором говорилось, происходит над пустым кли, выше него. Потому что решимо ударяет в О”Х, не оставляя ему возможности распространиться (внутрь кли), при этом О”Х, отраженный свет, ударяет в решимо, чтобы облачиться в кли и светить в нем. И так происходит до тех пор, пока от отраженного света не отделятся ницуцин – они спускаются и входят внутрь кли.
Первое распространение акудим называется «таамим». Уровни О”Х называются «некудот». Решимот называются «тагин» и ницуцот называются «отиёт»
11) В этих светах, принадлежащих акудим, есть 4 свойства: таамим, некудот, тагин, отиёт. Свет, предваряющий все остальные, называется «таамим» (вкус). Третий вид света – О”Х называется «некудот» (точки), так как некудот являются свойством дин. Второй вид света – решимо называется «тагин» (корона). Четвертый вид света – это падающие ницуцот, они называются «отиёт» (буквы).
Ницуцот, которые называются отиёт, – это келим и называются «гуф»
12) И вот четвертый вид света, ницуцот, называются «отиёт» – буквы. Они являют собой свойство келим (90) , так как отиёт называются «гуф» – тело. Таким образом, выяснили мы, как были созданы келим.
- Ор пними -
90. Потому что в них вернулся и распространился затем свет, во втором своем распространении, ступенью хохма, когда кэтэр остался скрытым в пэ. И свет хохма облачился в кли кэтэр, свет бина в кли хохма и т.д., пока малхут не осталась без света, как уже было сказано. Таким образом, эти ницуцот были уготованы для келим быть им светами.
Ницуцот только смешались с келим, и похожи на РаПа”Х ницуцин, что остались в разбившихся келим дэ-Некудим
13) И как кажется мне вследствие бедности моего разума, что слышал я от моего учителя, Ари, что уже изначально были в них свойства келим. Только ницуцот эти перемешались и присоединились к ним (100) , и были в них в качестве РаПа”Х ницуцин (200) , оставшиеся внутри келим мира Некудим после их разбиения.
- Ор пними -
100. Как писал уже Ари, свет ав – более плотный свет, оставшийся после исчезновения света первого распространения, это свойства самих келим парцуфа, в которые вошли 2 вышеназванных света: свет бэт – решимо и свет далет – падающие ницуцот, которые называются «отиёт» – буквы.
Об этом и сказано, что «уже изначально были в них качества келим, а эти ницуцот перемешались и присоединились к ним». 2 вида келим должны быть готовы ко второму распространению, т.к. есть там в каждой сфире дхар и нуква. И потому из тех же свойств келим, что изначально были в них, т.е. из света ав, были созданы келим для светов зхарим второго распространения. А из ницуцот, что упали в них и перемешались с ними, были созданы келим для светов нэкевот этого же распространения. Слово «перемешались» говорит нам о том, что свойства их не одинаковы, потому что в бхину далет пришли ницуцот бхины гимэл, ницуцот бхины алеф – в бхину бэт и т.д.. И поэтому присоединение это определяется как смешение. И пойми это.
200. Это говорит нам о чем-то очень важном. Как известно, свойства РаПа”Х ницуцин, которые остались в келим после того, как те разбились и умерли, способствовали оживлению этих келим. Потому что ницуцин эти происходили от соединения рахамим с дин. Ницуцин же, что здесь, упавшие от отраженного опускающегося света – «ор хозер а-ёред», они тоже происходят от соединения свойства рахамим с дин, но являют собой начало. Так как всякое высшее свойство определяется как мера милости – «рахамим» – относительно свойства низшего. А потому как искры – ницуцин – высшего свойства упали, перемешались и соединились со свойством низшим, поэтому определяется это как смешение меры рахамим – милости с мерой дин – суда. И величина этой меры равна РаПа”Х ницуцин.
В этом и состоит значимость исторжения (света), относящегося к первому распространению – «итпаштут алеф». Так как вследствие этого опустились ницуцин и возник корень, предпосылка к соединению меры рахамим с дин. И это то, что далее Ари подчеркивает в этом исторжении, что оно является порчей с целью последующего исправления. Подобно разбиению сосудов, которое тоже произошло с целью оживить. Так же и соучастие свойства рахамим в дин, из него – оживление и из него – все исправление мира. Мы еще будем выяснять это в последующем.
Глава 4
Выясняет соударение и битуш, которые происходят во время исторжения светов к Творцу, между отраженным спускающимся светом и решимо. Когда из ницуцин, которые рождаются вследствие этих ударов, образовываются келим, которые называются «отиёт» – буквы. А из решимот образуются «тагин». В ней 8 пунктов:
1. Малхут называется «зеркало, которое не светит», потому что не вернулся свет ее и не спустился в кли, принадлежащее малхут. 2. Вторая причина, по которой малхут называется «зеркалом, которое не светит», – ввиду того что не оставила она решимо в своем кли. 3. Зивуг дэ-акаа между О”Х, что спускается из есод к малхут, и между поднимающимся из малхут ее первым светом. 4. Кли есод было создано из ницуцин, упавших вследствие ударов света, приходящего путем его ахораим. Тагин созданы из решимо, светящего издалека. 5. Три отличительных свойства в 10 сфирот: кэтэр, остальные сфирот и малхут. Кэтэр оставил решимо, но не кли, остальные сфирот оставили и решимот, и келим, малхут оставила кли, но не оставила решимо. 6. После всего исторжения вернулись света к своим местам, в парцуф А”Б дэ-А”К, кроме света кэтэр. И тогда происходит битуш между решимо кэтэр и светом хохма, ударяются друг в друга. В результате рождаются 2-е келим: одно для кэтэр и одно для хохмы, захар и нэкева в рош А”Б дэ-А”К. 7. Очищение и исторжение, которые произошли в акудим, чем-то подобны аннулированию мэлахим мира Некудим, которые умерли и полностью прекратили свое действие. 8. Отличие меж ними в том, что здесь произошло приведение в негодность, порча ради последующего исправления, а в Некудим произошло разбиение и полная смерть.
Малхут называется «зеркало, которое не светит», потому что не вернулся свет ее и не спустился в кли, принадлежащее малхут
1) Все 9 светов, когда вернулись и поднялись, оставили вместо себя решимот. Но малхут поднялась полностью и не оставила вместо себя никакое решимо. В книгах «Зоар» и «Тикуним» (исправления) об этом пишут, что малхут называется «зеркало, которое не светит из себя совершенно». Уже писалось об этом выше, когда говорилось о кли малхут, что не вернулся ее свет и не спустился в ее кли, а остался в кли есод (1) .
- Ор пними -
1. Говорится о втором распространении, когда зивуг произошел только на ступени хохма, и поэтому произошла замена светов. Свет хохма приходит в кли, принадлежащее кэтэр, свет бина – в кли хохма и т.д. А потому как свет малхут приходит в кли, принадлежащее есод, поэтому кли самой малхут осталось без света.
Вторая причина, по которой малхут называется «зеркалом, которое не светит», – ввиду того что не оставила она решимо в своем кли
Есть и вторая причина этому. Ведь когда поднялся свет ее вверх, не оставил он в ней никакое решимо. А решимо, оставшееся в кли есод для собственных нужд (для нужд этого кли), он светит там также и в кли малхут.
Зивуг дэ-акаа между О”Х, что спускается из есод к малхут, и между поднимающимся из малхут ее первым светом
3) Когда поднялся свет малхут к есод, есод светит в кли малхут через свои ахораим, ахораим есод, в виде отраженного света, О”Х (2) . Тогда отраженный свет, спускающийся в кли малхут, ударяет в сам исходный свет малхут, поднимающийся вверх, происходит меж ними битуш (3) . Тогда спускаются ницуцин от отраженного опускающегося света – «ор хозэр а ёрэд»4 , в кли малхут (5) .
- Ор пними -
2. Мы уже выясняли, что все ступени, рождающиеся по пути утоньшения, высветления (экрана), определяются как О”Х и дин. И хотя есть в них и прямой свет тоже, О”Я, но из-за того, что нисходят через ахораим, т.е.вследствие утоньшения авиют, которая называется «паним» – лицевая сторона, поэтому и прямой свет определяется качеством «дин».
Об этом и сказано, что «есод светит в кли малхут через свои ахораим», где 10 этих сфирот: прямой свет и отраженный свет вместе являют собой качество ахораим и дин. Но, кроме того, необходимо понять, что весь свет, который опускается из есод в кли малхут, – весь он полностью только отраженный свет, и нет в нем ничего от прямого света. Ведь если место зивуга и экрана – в кли есод, т.е. в бхине гимэл, то этот экран отталкивает прямой свет, чтобы ничего от него не распространилось ниже бхины гимэл. Поэтому все, что спускается из есод в кли малхут, – это только отраженный свет, а не прямой свет. И это то, что добавляет Ари: «в виде отраженного света».
3. Потому что свет этот – он на уровне кэтэр, так как самую большую авиют определяет как паним, как важное. А отраженный опускающийся свет принижает наибольшую авиют бхины далет, предпочитая ей бхину гимэл, более тонкую и светлую, чем бхина далет. И находится она (бхина гимэл) в противоречии с восходящим светом малхут. И поэтому ударяют друг в друга, т.е. происходит между ними битуш.
4. Они названы были «ницуцин» – «искры», по подобию с искрами, выходящими из-под молота, которые «вспыхивают и тотчас же угасают, догорая», как сказано об этом в книге «Зоар». Но нет все же полного подобия между примером и реальностью. Потому что искры, выходящие из-под молотка, светят какое-то мгновенье и тут же исчезают, не оставляя никакого следа. Но искры, ницуцин, о которых говорится здесь, а также и РаПа”Х ницуцин, хотя и погасли сразу, вследствие того что удалился зивуг в более высшее свойство, в бхину бэт, при всем том не исчезли оттуда. Ведь, как известно, не может ничто духовное пропасть бесследно, исчезнуть. Вся их сущность, все, что присуще им, все их осуществление и реальность – все продолжало там существовать, а затем вновь обрело силу, когда пришло туда второе распространение.
5. Это свет ав – более грубый, плотный свет, оставшийся внизу после исторжения первого распространения. Этот грубый свет и составляет основу тех келим, которые принадлежат к первому распространению акудим, где оставили света свои решимот. Туда же упали ницуцин отраженного опускающегося света.