Тема 7. Информационные технологии как средство поиска, получения, переработки и хранения юридической информации. Системы управления базами данных
Лекция № 7.
Цель занятия: дать представления о базах данных и ознакомить с основными режимами работы СУБД Ассеss.
Учебные вопросы:
1. Понятие баз данных. Структура реляционных баз данных.
2. Назначение и возможности СУБД MS Access.
3. Применение баз данных в юридической деятельности.
Продолжительность занятия: 2 часа.
Практические занятия
Цель занятий: сформировать основные навыки практической работы по созданию баз данных в СУБД Ассеss.
Общая продолжительность занятий: 10 часов.
Программное обеспечение: операционная система Microsoft Windows; СУБД MS ACCESS.
Занятие №1
Учебные вопросы:
1. Создание базы данных и таблиц.
2. Изменение структуры таблиц.
3. Ввод данных
4. Понятие ключевого поля
Вопросы для самоконтроля:
· Что такое база данных?
· Какие бывают базы данных?
· Какие типы полей используются для создания таблиц базы данных?
· Как сохраняется база данных ACCESS?
· Как изменить структуру созданной таблицы?
Занятие №2
1. Редактирование данных.
2. Создание связи между таблицами.
3. Индексирование таблицы.
4. Сортировка данных.
Вопросы для самоконтроля:
· Что такое индексирование?
· Какие типы полей используются для создания таблиц базы данных?
· Что такое ключевое поле? В чем его особенности?
· Как можно связать таблицы?
Занятие №3
1. Условие на значение, значение по умолчанию.
2. Маска ввода.
3. Подстановочные таблицы.
Вопросы для самоконтроля:
· Что такое база данных?
· Какие бывают базы данных?
· Какие типы полей используются для создания таблиц базы данных?
· Что такое ключевое поле? В чем его особенности?
· Что такое маска ввода?
· Сколько полей в подстановочной таблице?
Занятие №4
1. Простые запросы
2. Отбор записей по критериям.
3. Формирование условий отбора записей (сложные запросы).
4. Запросы к многотабличным базам данных.
Вопросы для самоконтроля:
· Для чего применяются запросы?
· Какие бывают запросы?
· Какие можно устанавливать критерии для отбора записей?
· Какие можно устанавливать условия для отбора записей?
· Как связываются таблицы для формирования сложного запроса?
Занятие №5
1. Формы ввода-вывода
2. Создание отчетов
3. Области применения СУБД в юридической деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
· Для чего формируются отчеты?
· Какие формы бывают?
· Как включить в отчет поля из другой таблицы?
· Как создать вычисляемое поле?
· Для чего применяется группировка?
Рубежный контроль
Продолжительность занятия: 2 часа.
Цель занятия:
1. Закрепить практические навыки работы с базами данных.
2. Проверить уровень усвоения студентами изученного материала.
Программное и материальное обеспечение: операционная система Microsoft Windows; СУБД MS Access.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2007. – 655 с.
2. Информатика и информационные технологии. Конспект лекций: учебное пособие / Ю. Д. Романова, И. Г. Лесничая – 2 издание, переработанное и дополненное – М.: Эксмо,2009. – 320 с.
3. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича – СПб.: Питер, 2011.- 640 с.
4. Информационные технологии: учебное пособие / Под ред. проф. Л. Г. Гага-риной. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.
5. Информатика и математика для юристов: Учебник для студентов вузов. / Под ред. С. Я. Казанцева, Н. М. Дубининой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 560 с.
6. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. / Под ред. Н. В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2008.– 256 с.
7. Информатика: Учебник. / Под ред. проф. Н. В. Макаровой – М.: Финансы и статистика, 2007.
8. Каймин В. А. Информатика. – М.: ИНФРА-М, 2006.
9. Курилович Б. Информатика в задачах, примерах, алгоритмах. – М.: Солон-пресс. 2005.
Тема 8. Применение сетевых информационных технологий в юридической деятельности
Лекция №8.
Цель занятия: ознакомить студентов с назначением и основными характеристиками сетевых информационных технологий в юридической деятельности.
Учебные вопросы:
- Понятие, назначение и основные характеристики сетевых информационных технологий, применяемых в юридической деятельности.
2. Компьютерные сети. Типы компьютерных сетей.
3. Локальные вычислительные сети. Топология локальных сетей.
4. Глобальные сети. Интернет. Роль сети Интернет в юриспруденции.
Продолжительность занятия: 2 часа.
Вопросы для самоконтроля:
- Типы и виды сетей. Принципы построения локальных сетей.
- Принципы организации сети INTERNET, адресация ресурсов.
- Службы HTTP, FTP, SMTP, применяемые при работе в сетях.
- Понятие информационных сайтов, порталов, форумов, поисковых систем.
- Поиск юридической информации в сети.
- Передача данных по ftp-протоколу.
· Принципы функционирования электронной почты
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2007. – 655 с.
2. Информатика и информационные технологии. Конспект лекций: учебное пособие / Ю. Д. Романова, И. Г. Лесничая – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Эксмо,2009. – 320 с.
3. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича – СПб.: Питер, 2011. – 640 с.
4. Информационные технологии: Учебник. / О. Л. Голицина, И. И. Попов и др. – М.:2008. – 608 с.
5. Информационные технологии: учебное пособие / Под ред. проф. Л. Г. Гага-риной. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.
6. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М., 2007. – 800 с.
7. Лесничая И. Г., Миссинг И.В. Информатика и информационные технологии, - Москва, «Эксмо», 2008.
8. Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. - М.: АВР, 2008.
9. Информатика и математика для юристов: Учебник для студентов вузов. / Под ред. С. Я. Казанцева, Н. М. Дубининой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 560 с.