Проверочный расчет передачи

Расчет цилиндрической зубчатой передачи

Исходные данные

Тип зуба –

Крутящий момент на шестерне Т1 = Н•м

Частота вращения шестерни n1= мин-1

Передаточное число u=

Режим нагружения –

Коэффициент использования передачи:

в течение года – Kг =

в течение суток – Kс =

Cрок службы передачи в годах – L =

Продолжительность включения – ПВ = %

Выбор материалов зубчатых колес

Материалы выбираем по табл. 1.1 [1]

Шестерня

Материал

Термическая обработка

Твердость поверхности зуба

Колесо

Материал

Термическая обработка

Твердость поверхности зуба

Определение допускаемых напряжений

Допускаемые контактные напряжения

HPj =

где j=1 для шестерни, j=2 для колеса;

sHlim j - предел контактной выносливости (табл. 2.1 [1]),

sHlim1 =

sHlim2=

SHj - коэффициент безопасности (табл. 2.1 [1]),

SH1= SH2=

KHLj - коэффициент долговечности;

KHLj = 1,

здесь NH0j – базовое число циклов при действии контактных напряжений (табл. 1.1 [1]),

NH01= NH02 =

Коэффициент эквивалентности при действии контактных напряжений определим по табл. 3.1 [1] в зависимости от режима нагружения: h =

Суммарное время работы передачи в часах

th = 365L24KгКсПВ =

Суммарное число циклов нагружения

NSj = 60 nj c th,

где с – число зацеплений колеса за один оборот, с = ;

nj – частота вращения j-го колеса, n1= мин-1, n2= мин-1;

NS1= NS2=

Эквивалентное число циклов контактных напряжений, NHE j= h NΣj;

NHE1= NHE2=

Коэффициенты долговечности

KHL1= KHL2=

Допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса

sHP1= sHP2=

Для прямозубых передач sHP=sHP2, для косозубых и шевронных передач

sHP=0.45 (sHP1+sHP2) 1.23 sHP2.

Допускаемые контактные напряжения передачи:

sHP=

Допускаемые напряжения изгиба

FPj= ,

где sF limj - предел выносливости зубьев при изгибе (табл. 4.1 [1]),

sF lim 1 = sF lim 2 =

SFj - коэффициент безопасности при изгибе (табл. 4.1 [1]), SF1= , SF2=

KFCj - коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки, (табл. 4.1 [1]) KFC1= , KFC2=

KFLj - коэффициент долговечности при изгибе:

KFL j= 1.

здесь qj - показатели степени кривой усталости: q1 = , q2 = (табл. 3.1 [1]);

NF0 – базовое число циклов при изгибе; NF0 = 4•106.

NFEj – эквивалентное число циклов напряжений при изгибе; NFE j= Fj NΣj.

Коэффициент эквивалентности при действии напряжений изгиба определяется по табл. 3.1 [1] в зависимости от режима нагружения и способа термообработки

F1 = , F2 = ,

NFE1 = , NFE2 =

KFL1 = , KFL2 =

Допускаемые напряжения изгиба:

FP1=

FP2=

Проектный расчет передачи

Межосевое расстояние определяем из условия контактной прочности:

aw = (u + 1) ,

где - коэффициент вида передачи, =

KН - коэффициент контактной нагрузки, предварительно примем KН =1.2.

Коэффициент ширины зубчатого венца = (ряд на с. 11 [1]).

Расчетное межосевое расстояние aw =

Округлим aw до ближайшего большего стандартного значения (табл. 6.1 [1]). Модуль выберем из диапазона (для непрямозубых передач стандартизован нормальный модуль mn)

m = (0.01…0.02) aw =

Округлим m до стандартного значения (табл. 5.1 [1]): m =

Суммарное число зубьев

Z = ,

где β1=0° для прямозубых передач, β1=12° для косозубых передач и β1=30° для шевронных передач.

Z =

Значение Z округлим до ближайшего целого числа Z =

Уточним для косозубых и шевронных передач делительный угол наклона зуба β = arccos .

Число зубьев шестерни

Z1= =

Число зубьев колеса

Z2= Z – Z1=

Фактическое передаточное число

uф = =

Значение uф не должно отличаться от номинального более чем на 2.5 % при u 4.5 и более чем на 4 % при u > 4.5.

u = 100 =

Коэффициенты смещения шестерни и колеса: x1= x2=

Ширинa венца колеса

bw2= =

Округлим bw2 до ближайшего числа из ряда на с. 14 [1].

Ширину венца шестерни bw1 примем на 5 мм больше чем bw2:

bw1=

Определим диаметры окружностей зубчатых колес, принимая далее для непрямозубых колес m = mn.

Диаметры делительных окружностей прямозубых колес dj = mZj,

то же, для косозубых колес :

d1 = d2 =

Диаметры окружностей вершин при x = 0: daj = dj + 2m(1 + xj):

da1 = da2=

Диаметры окружностей впадин dfj = dj – 2m(1.25 – xj):

df1 = df2 =

Вычислим окружную скорость в зацеплении

V = =

Степень точности передачи выбираем по табл. 8.1 [1] в зависимости от окружной скорости в зацеплении: nст=

Проверочный расчет передачи

Условие контактной прочности передачи имеет вид .

Контактные напряжения равны

= ,

где Zσ- коэффициент вида передачи, Zσ =

KН - коэффициент контактной нагрузки,

KН = KHα KHβ KНV.

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями

KHα =1+ A (nст – 5) Kw =

где А = 0.06 для прямозубых и А = 0.15 для косозубых и шевронных передач;

Kw - коэффициент, учитывающий приработку зубьев.

При НВ2 < 350

Kw = 0.002НВ2 + 0.036(V – 9)=

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса

KHβ =1+ (K – 1) Kw,

где K - коэффициент распределения нагрузки в начальный период работы, определяемый по табл. 9.1 [1] в зависимости от коэффициента ширины венца по диаметру.

= 0.5 (u + 1)=

K = KHβ =

Динамический коэффициент определим по табл. 10.1 [1]

KНV=

Окончательно получим

KH=

Расчетные контактные напряжения

σH =

Допускается перегрузка по контактным напряжениям не более 5%, рекомендуемая недогрузка до 15%. Расчет перегрузки или недогрузки выполним по формуле

σH =100 =

Условия изгибной прочности передачи имеют вид sFj sFPj.

Напряжение изгиба в зубьях шестерни

,

где YF1 - коэффициент формы зуба;

KF - коэффициент нагрузки при изгибе;

Yb - коэффициент, учитывающий влияние угла наклона зуба на его прочность: Yb = 1 - =

Yε - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев: Yε = =

Здесь εα – коэффициент торцевого перекрытия, который для нулевых передач приближенно определяют по формуле

εα = [1.88 – 3.2( + )] cos β =

Для прямозубых передач принимают Yb = Yε = 1.

Напряжение изгиба в зубьях колеса

.

Коэффициенты формы зуба

YFj=3.47 + + 0.092 ,

где ZVj - эквивалентное число зубьев, для прямозубых передач ZVj = Zj, для непрямозубых передач ZVj = .

ZV1 = = ZV2 = =

YF1 = YF2 =

Коэффициент нагрузки при изгибе

KF = KFα KFβ KFV.

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями

KFα =

Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса

KFβ = 0.18 + 0.82K =

Динамический коэффициент при НВ2 < 350

KFV = 1+ 1.5(KHV – 1)=

Напряжения изгиба

sF1=

sF2=

Допускается перегрузка по напряжениям изгиба не более 5 %, недогрузка не регламентируется.

Условия изгибной прочности передачи выполняются, поскольку sF1 sFP1 и sF2 sFP2.

Силы в зацеплении

Окружная сила Ft = =

Распорная сила Fr = Ft =

Осевая сила в косозубых передачах Fа = Ft tg =

Наши рекомендации