Наказать непослушный язык (про тесто).

Грибок

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать широкий язык всей плоскостью к небу.

( Язык будет напоминать тонкую «шляпку грибка», а растянутая подъязычная связка его «ножку».) Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз).

Методические указания

1. Губы должны быть в положение «улыбка».

2. Боковые края языка должны быть плотно прижаты,

ни один из боковых краев не должен опускаться.

3. При каждом последующем повторении упражнения необходимо шире открывать рот.

Вкусное варение.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки, которое он понимает при произнесение звука «ш».

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык на верх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются краев рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «наказать непослушный язык».

Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка.

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку)

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка0, губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.

1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были не подвижны.

2. Открывать и закрывать рот удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю по середине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так , чтобы боковые края его были прижаты а по середине языка был желобок, и сдуть ватку положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была не подвижна.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; по середине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Загнать мяч в ворота.

Цель. Вырабатывать длительную направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами

2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык (про тесто).

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его губами, произносить звук «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении приоткрытом рте под счет от одного до 5-10.

Методические указания.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет откланяться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. Испечем блин

Цель: Удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном положении.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10 повторить 5-10 раз.

Методические указания:

1. Следить за удержанием губ в улыбке;

2. Следить за достаточно приоткрытым ртом;

3. Следить чтобы язык лежал широким и спокойным как «блин».

Сделать язык широким (лопаточка)

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «наказать непослушный язык».

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы дети произносили звук «ф», а не звук «х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы.

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Забор.

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук «и») Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Трубочка.

Цель. Выработать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложить ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ).

Барабанщики.

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д»: д-д-д. Сначала звук «д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания.

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара – не был хлопающим

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она не будет откланяться.

Качели.

Цель. Способствовать выработке быстрого перехода кончика языка из нижнего положения, характерного для произнесения свистящих звуков, в верхнее, характерное для произнесения шипящих звуков.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Качели.

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «л» с гласными «а», «ы», «о», «у».

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Насос.

Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука «с». (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная.)

Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук «с» (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса). Обратите внимание на то, что при произнесение звука «с» язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.

Индюк.

Цель. Вырабатываем подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким переднем краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Пощелкать кончиком языка.

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх .

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

1. упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. если у ребенка пощелкивать не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку»а потом вернуть к этому упражнению.

4. следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Маляр.

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Часики

Цель. Укреплять боковые края языка.

Описание. Приоткрыть рот улыбнуться высунуть язык вперед и выполнить им движение от левого угла рта к правому и наоборот, соблюдая ритм маятника (тик-так).

Методические указания.

1. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Язык должен касаться углов рта.

3. Язык должен двигаться над верхней губой, не касаясь ее и нижних зубов, а так же, не уходя в глубь рта.

Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка, отработать подъем языка вверх.

Описание. Положить широкой кончик языка на нижнюю губу, на самый край языка положить тонкий кусочек ириски. Приклеить кусочек конфетки к небу за верхние зубы.

Методические указания.

1. Работает только язык.

2. Нижняя челюсть не подвижна.

3. Рот открыт не шире чем 1,5-2 см.

4. Если нижняя челюсть участвует в выполнение движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка с боку между коренными зубами.

5. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Пароход гудит

Цель. Выработать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произнести звук «ы» (как гудит пароход).

Методические указания.

1. Следить, чтобы корень языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Наши рекомендации