Основы зимнего бетонирования

СБОРНИК

КОНТРОЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ПО ОСНОВАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Методические разработки для студентов выпускных курсов

всех направлений и специальностей

Нижний Новгород 2013

Составители: А.О. Велижанина, Н.Н. Кириллова, Е.С. Савенкова,

В.В. Филатова, Л.Г. Шарина

ББК 81.2 Рус-5

Сборник контрольно-тренировочных упражнений по основам информационной культуры:методические разработки для студентов выпускных курсов всех направлений и специальностей / НГТУ; сост. А.О. Ве-лижанина, Н.Н. Кириллова, Е.С. Савенкова, В.В. Филатова, Л.Г. Шарина; Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2013. – 40 с.

Данный сборник упражнений, ориентированный на содержание методического пособия «Основы информационной культуры. Конспект лекций», содержит тексты упражнений и задания к ним, способствующие осмыслению специфики научного стиля. Сборник призван помочь студенту-выпускнику в написании, композиционно-речевом оформлении и саморедактировании текста дипломной работы (дипломного проекта).

Научный редактор В.В. Филатова

Редактор Э.Б. Абросимова

Подп. к печ. 05.12.2011. Формат 60х84 1/16.

Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,5.

Уч.-изд. л. 2,0. Тираж 400 экз. Заказ 106.

Нижегородский государственный технический университет.

Типография НГТУ, 603950, ГСП-41, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24.

© Нижегородский государственный технический университет

им. Р.Е. Алексеева, 2013

© Велижанина А.О., Кириллова Н.Н., Савенкова Е.С.,

Филатова В.В., Шарина Л.Г.

Упражнение № 1

Задания:

1. Вставьте вместо многоточия предлоги с соответствующим каузативным значением.

2. Используйте там, где это возможно, для выражения каузативных значений вместо предлогов глаголы или существительные.

Пример: В своем первоначальном прогнозе Мур указал, что удвоение числа элементов в интегральных схемах будет происходить ….…. трех факторов: — на 50 % — ….….увеличения разрешающей способности литографии; — на 25 % — ….…. увеличения размера кристалла благодаря улучшению производствен­ных процессов и литографии; — и на остающиеся 25 % — ….….разного рода инноваций

Комментарий: Каузативными значениями называют семантику причины, следствия, условия, обусловленности, основания, цели и т.д. Языковыми средствами выражения каузативных значений в научном тексте являются предлоги, союзы, глаголы, существительные, устойчивые выражения и др. Типичные для научного текста каузативные средства представлены в § 2.2 методического пособия «Основы информационной культуры. Конспект лекций».

Вариант правки: В своем прогнозе Мур указал, что на удвоение числа элементов в интегральных схемах будут влиять три фактора. Оно осуществляется:— на 50 % вследствиеувеличения разрешающей способности литографии; — на 25 % по причине увеличения размера кристалла благодаря улучшению производствен­ных процессов и литографии; — на 25 % в результате разного рода инноваций.

1. Нагревание тела при сжатии происходит … перехода энергии деформации в тепло … внутреннего трения элементов среды. 2. Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов, недопо­лучение доходов или произведение дополнительных расходов … проведения финансовых операций. Риски появляются … несоответ­ствия прогнозов реально развивающимся событиям. 3. … исследованиям в области негатроники разработаны самые мощные СВЧ-при-боры — лавинно-пролетные диоды. 4. … раздражающего действия на почки применение настоя, отвара и настойки березовых почек как мочегонного средства допустимо под контролем врача. 5. Представление о свойствах эфира планомерно формируется … результатов экспериментов. 6. На современных аккумуляторах, где пластины помещены в конверты-сепараторы, короткое замыкание практически исключено, но от значитель­ного снижения емкости … высыпания активной массы не застрахова­ны и они. 7. Синдром недостаточности пищеварения — это проявления нарушений переваривания пищевых веществ … дефицита пищеварительных ферментов. 8. Классическая философия естествознания во многом должна быть пересмотрена … большого числа гносеологических ошибок. 9. Предприятие сокращает свою численность … естественной убыли, т. е. ухода работников на пенсию и естественной текучести кадров.

Упражнение № 2

Задания: 1. Прокомментируйте способы взаимодействия текстов, используемые в данных фрагментах. Какие из них наиболее уместны в дипломной работе? 2. При необходимости отредактируйте предложения.

Пример: Таким образом, высказанное Орбели (19; 356) положение, что процесс взаимодействия афферентных систем играет большую роль в функции аппарата болевого ощущения, подтверждается многими современными исследованиями.

Комментарий 1. Характеристика способов представления чужого текста (взаимодействия текстов) в дипломном сочинении дана в §§ 3.2, 3.3 и 3.4 методического пособия «Основы информационной культуры. Конспект лекций».

Комментарий 2: Типичными для научной речи способами взаимодействия текстов являются следующие: цитирование, ссылка, косвенная речь, референция. В данном предложении используется косвенная речь и ссылка. Некорректным является использование фамилии учёного, на которого ссылается автор, без инициалов; ссылку на конкретный научный труд учёного целесообразнее оформить не после его фамилии, а в конце косвенной речи и заключить в квадратные скобки. Кроме того, существительное положение требует употребления в качестве средства связи соотносительного слова о том.

Вариант правки: Таким образом, высказанное К.И. Орбели положение о том, что процесс взаимодействия афферентных систем играет большую роль в функции аппарата болевого ощущения [19, с. 356], подтверждается многими современными исследованиями.

1. Все психологические и психофизические аспекты изучения боли основываются на данных, полученных на человеке. По Анохину [95, с.6], «боль — своеобраз­ное психическое состояние человека, определяющееся совокупностью физио­логических процессов центральной нервной системы, вызванных к жизни ка­ким-либо сверхсильным или разрушительным раздражением» (стр. 74). Возникновение боли связывалось с гиперсинхронностью разрядов центральных нейронов (Hebb, 1949; Gerard, 1951). 2. Д.С. Саркисов считает, что «... правомочность подобных нововведе­ний (рассматривать социальный фактор как критерий для выделения опреде­ленных нозологических форм) вызывает сомнения вследствие слабой научной обоснованности». 3. Этологический анализ динамики ноцицептивной реакции под влиянием нейротропных средств был выполнен в нашей лаборатории Поливаловым (1973в, 1974). 4. Показано [Wall, Sweet], что стимуляция сенсорного нерва у челове­ка при интенсивности стимулов, вызывающих покалывания, подавляет перцеп­цию боли на ноцицептивные раздражения кожной поверхности, иннервируемой этим нервом. 5. Известный американский социолог О. Toffler, который писал о том, что человек уже исчерпал свои возможности приспособления к непомерно высо­ким темпам развития цивилизации и находится на пороге «... шока от столкно­вения с будущим», тем не менее считает, что мы не можем повернуть вспять. 6. В.И. Кузнецов (1973) отметил, что химики, имея своей самой общей за­дачей получение веществ с заранее заданными свойствами, решают ее на четы­рех концептуальных уровнях. На первом уровне желаемых свойств веществ добиваются путем изменения состава. На втором концептуальном уровне хи­мики добиваются нужных свойств синтезируемого вещества, варьируя его структуру. В конечном счете все физико-механические и физико-химические свойства полимеров определяются их составом и строением. Однако обусло­вить определенное строение — одно из многих возможных — сложная задача, решаемая на третьем концептуальном уровне — на уровне регулируемого хи­мического процесса. В.И. Кузнецов рассматривает четвертый концептуальный уровень, когда решение задачи получения вещества с заданными свойствами достигается на уровне рассмотрения химической организации и самоорганиза­ции системы, т.е. на уровне поведения сложных систем. 7. Существует целый ряд других новых композиционных материалов, со­стоящих из нескольких металлов или других материалов [11, 13]. 8. В качестве заключения к разделу хочу привести слова И.В. Давыдов­ского о значении социального фактора в патологии и нозологии. В «Общей патологии человека» он пишет: «Социальный фактор своеобразно расцвечивает многие стороны патологии человека: ведь человек является не просто «воспринимателем», а «деятелем» (И.М. Сеченов); эта деятельность, внося существен­ные особенности в экологию человека, тем самым придает совершенно новые черты его образу жизни, его физиологии, психологии, а следовательно, патоло­гии и нозологии.

Упражнение № 3

Задания:

1. Объясните, с какой целью используются сноски в предложенных ниже фрагментах текста.

2. Оцените уместность их использования в каждом конкретном случае.

3. При необходимости отредактируйте предложения.

Пример: Искусственные материалы так же, как и природные, можно разбить на две группы: неорганические и органические1.

____________________________

1 Название «органический» связано с ранней стадией учения о химиче­ском строении организмов растений и животных, в которых были найдены со­единения углерода.

Комментарий: В сноске рассматривается происхождение (внутренняя форма) термина органический. Добавочные сведения подобного рода целесообразны лишь в отдельных научных жанрах (в учебниках, в научно-популярных текстах).

Вариант правки: Искусственные материалы так же, как и природные, можно разбить на две группы: неорганические и органические.

1. Медицинский прогноз — это «предвидение вероятного возникновения заболевания или предсказание характера течения и исхода болезни, основанное на знании закономерностей развития патологических процессов»* __________________________ *БМЭ, 3-е изд. - 1983. - т. 21. - С. 98.

2. Список общепринятых сокращений*:

АСФ — амилоидстимулирующий фактор Аф — амилоидные фибриллы БМЭ — Большая медицинская энциклопедия

___________________________ * Некоторые общепринятые латинские аббревиатуры даны в специаль­ных разделах книги.

3. Технический уровень производства характеризуется долей овеществ­ленного труда, т.е. степенью насыщенности производства устройствами, обес­печивающими протекание технологических процессов без участия или с мини­мальным участием человека1. ___________________________ 1 В этой связи следует отметить, что трудится только человек; машины, оборудование, технические системы — функционируют. И трудовую деятель­ность, и функционирование технических средств обозначают словом «работа», что отражает их совместимость и связанность в производстве.

4. Горное дело, стремящееся на современном этапе развития своей науки, техники и технологии обеспечить добычу и первичную переработку полезных ископаемых (т. е. весь комплекс освоения природных веществ, находящихся в земных недрах) на основе технологии, наиболее совершенной и щадящей по отношению к природе, превращается в геотехнологию1. ______________________ 1 Такое понимание геотехнологии близко к трактовке этого термина В.Ж. Аренсом. [1].

5. Наиболее характерными, специфическими и перспективными из них (электротехнологий) являются; технологии выращивания монокристаллов, технологии изготовления пластин, технологии нанесения пленок, технологии изготовления сверхбольших интегральных систем (СБИС), технологии с исполь­зованием ионных пучков (вместо электронных лучей), технологии литографии и др.1

_____________________

1 Рассмотрение специфических электронных технологий не входит в зада­чу данной главы, так как они весьма своеобразны и более всего свойственны приборостроению, вычислительной технике и радиоэлектронике, которые рас­сматриваются в соответствующих главах данного раздела.

6. В психологической литературе воспроизведение объекта в образе рассматривается как познавательное отношение, а сам образ синонимизируется терминами копия, снимок, уподобление (объекту), информационный эквивалент (объекта)18. _________________

18 Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга.

Упражнение № 4

Задания: 1. Опираясь на ключевые слова и опорные предложения, составьте конспект текста вступления к дипломному проекту. 2. Постройте текст вступления более логично и кратко (максимум 10 предложений).

Комментарий 1: Краткую характеристику конспекта как вторичного научного текста см. в § 3.1 методического пособия «Основы информационной культуры. Конспект лекций». Конспектированиетекста основано на раскрытии смысловой и композиционной структуры текста первоисточника и выделении в нем основной информации. При этом используются следующие приемы:

– внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и опорных предложений;

– обобщение содержания нескольких предложений и создание на их основе одной конструкции (рекомендуется применять слова-заместители типа эти исследования, данная проблема, в зависимости от этого и др.);

– для выявления позиций автора по отношению к первоисточнику, подчеркивания последовательности, иерархии информативных блоков используются специальные клише типа следует согласиться с утверждением Х, из этого следует, кроме того и т. д.

Комментарий 2: Ключевые слова — это слова и выражения, наиболее отчётливо выражающие предмет (тему) речи. В данном тексте ключевыми словами являются следующие: метод искусственного кровообращения, аппарат искусственного кровообращения (ИК), фундаментальные исследования, перфузия. Опорные (этапные) предложения — это предложения (или их фрагменты), передающие последовательность в изложении информативного содержания текста.

(1) Искусственное кровообращение (ИК) – значительное явление в медицине ХХ века. (2) Общепринятый в кардиохирургии и сравнительно простой (в настоящее время) метод ИК имел революционное значение в период клинического освоения. (3) Он радикально изменил мировоззрение практических врачей, открыл совершенно новые области хирургии и интенсивной терапии.

(4) Искусственное кровообращение - это метод, позволяющий отвести венозную кровь от сердца, удалить углекислый газ, насытить кровь кислородом и вернуть в крупную артерию (обычно в аорту). (5) При ИК полностью прекращается кровоток в сердце и большая часть кровотока через легкие. (6) Аппарат искусственного кровообращения (АИК) последовательно соединен с системным кровообращением и обеспечивает газообмен и перфузию.

(7) Концепция о возможности ИК была впервые выдвинута в начале ХIХ века Le Gallois, который утверждал, что жизнь может быть сохранена путем перфузии любой части организма, даже если эту часть отделить от тела. (8) За этим утверждением последовали эксперименты.

(9) Первый примитивный аппарат для ИК, который включал механические устройства для оксигенации и нагнетания крови, был предложен Фреем и Грубером в 1885 году. (10) В этом аппарате для обмена газов кровь, распределенная в виде тонкой пленки по внутренней стенке вращающегося цилиндра, подвергалась соприкосновению с кислородом.

(11) Большим вкладом в развитие ИК были фундаментальные исследования С.С. Брюхоненко и его последователей: С.И. Чечулина, Н.Н.Теребинского и В.Д. Янковского. (12) Эти исследования, начатые в начале 20-х годов ХХ века, явились основополагающими в решении проблем ИК, связанных с конструированием аппарата «сердце – легкие», разработкой способов стабилизации свертывающей системы крови, а также использованием ИК для целей оживления целого организма и кардиохирургии. (13) Созданный С.С. Брюхоненко и С.И. Чечулиным прибор, названный ими «автожектор», и его дальнейшие модификации фактически были первыми аппаратами, пригодными для осуществления полного ИК в эксперименте на животных.

(14) Некоторое время Метод ИК ограничивался рамками чисто физиологического эксперимента. (15) Новым этапом в истории развития этого метода стали первые попытки проведения в эксперименте хирургических вмешательств на выключенном из кровообращения сердце. (16) Первые операции на открытом сердце с применением ИК в эксперименте были осуществлены Н.Н. Тербинским в 1930 году. (17) Лишь к началу 50-х годов ХХ века сложились реальные условия для перенесения метода ИК в клинику. (18) Первые операции на открытом сердце с применением ИК были осуществлены в 1953 году Гиббоном в США. (19) К 1955 году накопился уже определенный клинический опыт применения ИК при лечении некоторых врожденных пороков сердца. (20) Параллельно с этим расширился круг исследований, посвященных этой проблеме.

(21) Применению ИК в Нижнем Новгороде предшествовало экспериментальное усвоение этого метода. (22) Первая операция в клинике была выполнена Б.А.Королевым в 1963 году у больного с дефектом межжелудочной перегородки.

(23) В настоящее время ИК – это различные способы поддержания кровообращения и обмена веществ в организме на оптимальном уровне путем перфузии (пропускание крови или кровозамещающей жидкости), осуществляемой специальным аппаратом (АИК). (24) В зависимости от показаний ИК проводится в различных вариантах. (25) Общая перфузия – полное выключение сердца и легких из кровообращения с временной заменой их аппаратом – применяется при некоторых операциях на сердце и крупных сосудах. (26) Вспомогательной перфузией пользуются при необходимости временного облегчения работы сердца и легких механическими средствами, например, при сердечной или легочной недостаточности, при выведении организма из состояния клинической смерти (реанимация). (27) Еще один вид перфузии – регионарная или изолированная, при которой механически перфузируется лишь часть организма или отдельные органы, временно лишенные нормального притока крови. (28) Такая перфузия проводится при лечении некоторых заболеваний и повреждений, например, при лечении опухолей. (29) Регионарная перфузия предусматривает одновременное обеспечение сердцем и легкими адекватной циркуляции для остальной части организма. (30) Таким образом, актуальность создания данного аппарата очевидна.

Упражнение № 5

Задания: 1. Укажите, какими языковыми средствами воплощаются в тексте стилеобразующие черты, свойственные научному стилю. 2. Выпишите термины, использованные в данном фрагменте учебника. Какие из них выполняют роль ключевых слов? Ответ аргументируйте. 3. Каким терминам даны дефиниции? Укажите прямые и косвенные дефиниции. Какие термины используются без дефиниций? Почему? 4. Укажите, какими языковыми средствами выражаются в тексте каузативные значения. 5. Совпадает ли количество абзацев в тексте с числом этапных предложений, передающих динамику изложения информации? 6. Назовите способ взаимодействия текстов, используемый в данном фрагменте, и оцените, насколько удачно он применён.

Комментарий 1:Стилеобразующие черты, свойственные научному стилю, см. в методическом пособии «Основы информационной культуры. Конспект лекций», §§ 1.4;

характеристику терминов и способы оформления дефиниций – там же, §§ 1.2 и 1.5;

перечень языковых средств выражения каузативных отношений – там же, § 2.2;

характеристику способов взаимодействия текстов – там же, § 3.2.

§ 66. Свойства жидкостей[*]

(1)Жидкость является агрегатным состоянием вещества, промежуточным между газообразным и твердым, поэтому она обладает свойствами как газообразных, так и твердых веществ. Жидкости, подобно твердым телам, имеют определенный объем, а подобно газам, принимают форму сосуда, в котором они находятся (см. § 28). Молекулы газа практически не связаны между собой силами межмолекулярного взаимодействия, и в данном случае средняя энергия теплового движения молекул газа гораздо больше средней потенциальной энергии, обусловленной силами притяжения между ними (см. § 60), поэтому молекулы газа разлетаются в разные стороны и газ занимает предоставленный ему объем.
(2)В твердых и жидких телах силы притяжения между молекулами уже существенны и удерживают молекулы на определенном расстоянии друг от друга. В этом случае средняя энергия хаотического (теплового) движения молекул меньше средней потенциальной энергии, обусловленной силами межмолекулярного взаимодействия, и ее недостаточно для преодоления сил притяжения между молекулами, поэтому твердые тела и жидкости имеют определенный объем.

(3)Рентгеноструктурный анализ жидкостей показал, что характер расположения частиц жидкости промежуточен между газом и твердым телом. В газах молекулы движутся хаотично, поэтому нет никакой закономерности в их взаимном расположении. Для твердых тел наблюдается так называемый дальний порядок в расположении частиц, т. е. их упорядоченное расположение, повторяющееся на больших расстояниях. В жидкостях имеет место так называемый ближний порядок в расположении частиц, т. е. их упорядоченное расположение, повторяющееся на расстояниях, сравнимых с межатомными.

(4)Теория жидкости до настоящего времени полностью не развита. Разработка ряда проблем в исследовании свойств жидкости принадлежит Я. И. Френкелю (1894—1952). Тепловое движение в жидкости он объяснял тем, что каждая молекула в течение некоторого времени колеблется около определенного положения равновесия, после чего скачком переходит в новое положение, отстоящее от исходного на расстоянии порядка межатомного. Таким образом, молекулы жидкости довольно медленно перемещаются по всей массе жидкости и диффузия происходит гораздо медленнее, чем в газах. С повышением температуры жидкости частота колебательного движения резко увеличивается, возрастает подвижность молекул, что, в свою очередь, является причиной уменьшения вязкости жидкости.

(5)На каждую молекулу жидкости со стороны окружающих молекул действуют силы притяжения, быстро убывающие с расстоянием (см. рис. 90); следовательно, начиная с некоторого минимального расстояния силами притяжения между молекулами можно пренебречь. Это расстояние (порядка 10-9 м) называется радиусом молекулярного действия г, а сфера радиуса г — сферой молекулярного действия.

Упражнение № 6

Задания: 1. Укажите, какими языковыми средствами воплощаются в тексте стилеобразующие черты, свойственные научному стилю. 2. Выпишите термины, использованные в данном фрагменте учебника. Какие из них выполняют роль ключевых слов? Ответ аргументируйте. 3. Укажите, какими языковыми средствами выражаются в тексте каузативные значения.

Комментарий:Стилеобразующие черты, свойственных научному стилю, см. в методическом пособии «Основы информационной культуры. Конспект лекци黧 1.4;

характеристику терминов и способы оформления дефиниций – там же, §§ 1.2 и 1.5;

перечень языковых средств выражения каузативных отношений – там же, § 2.2.

Характеристика ключевых слов содержится в комментарии 2 к упр. 4.

§ 178. Принцип Гюйгенса — Френеля[†]

Дифракцией называется огибание волнами препятствий, встречающихся на их пути, или в более широком смысле — любое отклонение распространения волн вблизи препятст­вий от законов геометрической оптики. Благодаря дифракции волны могут попадать в область геометрической тени, огибать препятствия, проникать через небольшие отверстия в экранах и т. д. Например, звук хорошо слышен за углом дома, т. е. звуковая волна его огибает.

Явление дифракции объясняется с помощью принципа Гюйгенса (см. § 170), соглас­но которому каждая точка, до которой доходит волна, служит центром вторичных волн, а огибающая этих волн задает положение волнового фронта в следующий момент времени.

Пусть плоская волна нормально падает на отверстие в непрозрачном экране (рис. 256). Согласно Гюйгенсу, каждая точка выделяемого отверстием участка волнового фронта служит источником вторичных волн (в однородной изотропной среде они сферические). Построив огибающую вторичных волн для некоторого момента време­ни, видим, что фронт волны заходит в область геометрической тени, т. е. волна огибает края отверстия.

Явление дифракции характерно для волновых процессов. Поэтому если свет являет­ся волновым процессом, то для него должна наблюдаться дифракция, т. е. световая волна, падающая на границу какого-либо непрозрачного тела, должна огибать его (проникать в область геометрической тени). Из опыта, однако, известно, что предметы, освещаемые светом, идущим от точечного источника, дают резкую тень и, следовате­льно, лучи не отклоняются от их прямолинейного распространения. Почему же воз­никает резкая тень, если свет имеет волновую природу? К сожалению, теория Гюйгенса ответить на этот вопрос не могла.

Принцип Гюйгенса решает лишь задачу о направлении распространения волнового фронта, но не затрагивает вопроса об амплитуде, а следовательно, и об интенсивности волн, распространяющихся по разным направлениям. Френель вложил в принцип Гюйгенса физический смысл, дополнив его идеей интерференции вторичных волн.

Согласно принципу Гюйгенса — Френеля, световая волна, возбуждаемая каким-ли­бо источником S, может быть представлена как результат суперпозиции когерентных вторичных волн, «излучаемых» фиктивными источниками. Такими источниками могут служить бесконечно малые элементы любой замкнутой поверхности, охватывающей источник S.

Упражнение № 7

Задания: 1. Назовите ключевые слова и этапные (опорные) предложения текста. 2. Произведите его абзацное членение. Ответ аргументируйте. 3. Укажите способы выражения в тексте каузативных отношений.

4. Укажите языковые черты, характерные для производственно-технического текста.

5. Замените там, где это возможно, глаголы отглагольными существительными.

Пример: (4 зад.) Бетонные работы при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5°С и минимальной суточной температуре 0°С выполняют по специаль­ным правилам...

Комментарий 1: Характеристика ключевых слов и этапных предложений содержится в комментарии 2 к упр.4. Перечень языковых средств выражения каузативных отношений см. в методическом пособии «Основы информационной культуры. Конспект лекций», § 2.2, а характеристику производственно-технического текста – там же, § 1.6.

Комментарий 2: Отглагольными называются существительные с абстрактной семантикой, образованные от глаголов, например: применение (от применять), выход (от выходить). Данные существительные являются характерной чертой научного стиля.

Пример правки: Выполнениебетонных работ при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5°С и минимальной суточной температуре 0°С осуществляется по специаль­ным правилам...

ОСНОВЫ ЗИМНЕГО БЕТОНИРОВАНИЯ

(1) Бетонные работы при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5°С и минимальной суточной температуре 0°С выполняют по специаль­ным правилам, установленным для работ в зимних условиях. (2) В зимних услови­ях основной задачей является не допустить преждевременного замерзания уложенного бетона. (3) Необходимо, чтобы бетон сохранял при укладке и выдер­живании положительную температуру до тех пор, пока его прочность не дос­тигнет определенного значения, называемого «критической прочностью». (4) Для конструкций, подвергающихся сразу после выдерживания попеременному за­мораживанию и оттаиванию, критическая прочность бетона независимо от его класса должна быть не менее 70%, а в преднапряженных конструкциях — не менее 80% проектной прочности. (5) Для конструкций, подвергающихся сразу по окончании выдерживания действию расчетного воздействия воды, а также кон­струкций, к которым предъявляют специальные требования по морозостойко­сти и водонепроницаемости, критическая прочность должна быть не ниже 100%. (6) Для массивных сооружений специального назначения условия и сроки допустимого замерзания бетона устанавливают в проекте. (7) Перечисленные вы­ше требования вызваны тем, что бетон при отрицательной температуре не твердеет, так как вода в нем превращается в лед, и физико-химические процес­сы взаимодействия между цементом и водой практически прекращаются. (8) Од­нако, когда замерзший бетон оттает, процессы твердения возобновляются, и если замерзание произошло не ранее достижения им критической прочности, то бетон впоследствии обретет заданную прочность. (9) Если же дать бетону за­мерзнуть раньше, то произойдет частично безвозвратная потеря прочности. (10) Потеря прочности будет тем больше, чем моложе был бетон к моменту замер­зания. (11) Бетон, замороженный при достижении им указанных значений критиче­ской прочности, необходимо выдерживать после оттаивания в условиях, обес­печивающих получение им проектной прочности до момента загружения кон­струкции проектной нaгрузкой. (12) В зимних условиях для твердения бетона, при­готовленного на обычной воде, необходимо прежде всего, чтобы смесь была уложена в опалубку теплой и все ее составные части имели положительную температуру. (13) Нельзя, например, укладывать опалубку в бетонную смесь, при­готовленную на мерзлом песке и щебне. (14) При обогреве такой смеси после ук­ладки содержащаяся в мерзлом состоянии в песке и щебне влага оттает и зай­мет меньший объем. (15) В результате этого получается рыхлый, пористый, а сле­довательно, и малопрочный бетон. (16) В зимнее время бетонную смесь приготавливают на подогретой воде; заполнители также нагревают или оттаивают до положительной температуры. (17) Исключение может быть допущено для сухого щебня или гравия, не содержащего наледи или смерзшихся комьев. (18) Такой за­полнитель можно загружать в смеситель неотогретым при условии, что по вы­ходе из смесителя бетонная смесь будет иметь заданную положительную тем­пературу. (19) Цемент не подогревают, так как при перемешивании с водой и за­полнителем он быстро принимает положительную температуру. (20) Перевозку и укладку бетонной смеси осуществляют быстро, чтобы ее температура в опа­лубке была положительной.

Упражнение № 8

Задания: 1. Какими языковыми средствами выражены в тексте каузативные отношения? Выявите неудачные средства, прокомментируйте их и замените, более подходящими синонимичными. 2. Укажите и исправьте ошибки в лексико-грамматическом оформлении однородности. Отредактируйте текст.

Пример: Из сравнительного анализа технических характеристик альтернативных ГПА (табл.4.2.1) сделан вывод, что...

Комментарий 1: Перечень языковых средств выражения каузативных отношений см. в методическом пособии «Основы информационной культуры. Конспект лекций», § 2.2, а правила оформления однородности – там же, в приложении 1.

Комментарий 2: Сочетание слов из анализа сделан вывод противоречит нормам лексической сочетаемости.

Варианты правки: На основании сравнительного анализа технических характеристик альтернативных ГПА, приведённых в табл.4.2.1., можно сделать вывод, что...

или Из сравнительного анализа альтернативных ГПА, приведённых в табл.4.2.1., следует, что...

Из сравнительного анализа технических характеристик альтернативных ГПА (табл.4.2.1)сделан вывод, что у сравниваемых агрегатов соответствующие характеристики одинаковы или отличаются незначительно, но, тем не менее, ГПА «Нева-25НК» в целом уступает агрегатам ГПА-Ц-25-НК-Р.С и ГПА-Ц-25-НК-Р.СМ по следующим причинам:

Более высокий расход топливного газа, чем у других ГПА;

Наличие пневмостартера. Это требует прокладки трубопроводов пускового воздуха для данного ГПА;

Данный агрегат имеет более высокие требования к степени очистки топливного, технологического газа, степени очистки воздуха, чем агрегаты ГПА-Ц-25-НК-Р.С и ГПА-Ц-25-НК-Р.СМ (из анализа технических условий на указанные ГПА);

Более низкий политропический КПД компрессора;

Наличие масляной системы смазки нагнетателя, что в сравнении с ГПА-Ц-25-НК-Р.С, имеющего магнитный подвес ротора, также является минусом, так как необходимо прокладывать трубопроводы и этой системы.

Последняя причина является решающей также при выборе агрегата из двух оставшихся вариантов, так как агрегат ГПА-Ц-25-НК-Р.С (с сухими уплотнениями нагнетателя и магнитным подвесом ротора) не имеет масляной системы смазки нагнетателя.

Таким образом, для установки в реконструируемый КЦ-4 более предпочтителен газоперекачивающий агрегат ГПА-Ц-25-НК-Р.С. Тем не менее было проведено сравнение экономической эффективности от установки каждого из двух агрегатов.

Упражнение № 9

Задания:

1.Вставьте пропущенные метатекстовые средства.

2. Укажите роль (назначение) каждого из них в данном тексте.

Комментарий: Разновидности метатекстовых (в том числе и каузативных) языковых средств, используемых в научном тексте, см. в §§ 2.1 и 2.2 методического пособия «Основы информационной культуры. Конспект лекций».

I

Динамическое торможение с самовозбуждением осуществляют отключением цепи якоря и обмотки возбуждения от источника питания и замыканием их на внешнее добавочное сопротивление (…). В момент переключений значение тока, проходящего по обмотке возбуждения, спадает до нуля. …, и поток, образованный этим током, исчезает. … в качестве первоначального возбуждения используется поток остаточного магнетизма ФОСТ. … при пересечении этого потока вращающимися витками обмотки якоря в ней наводится эдс, которая вызывает ток, создающий, …, дополнительный поток.

Для исключения размагничивания машины необходимо, чтобы дополнительный поток от вращения витков якоря имел то же направление, что и ФОСТ. … ток, проходящий в обмотке возбуждения, должен иметь то же направление, что и в двигательном режиме.

II

В большинстве случаев в расчётах рассматриваются однопутные или двухпутные участки с однородной тяговой сетью. Для моделирования такой тяговой сети можно использовать известные аналитические выражения для расчёта мгновенных схем […].

… приходится на каждом шаге системного времени определять количество нагрузок и их месторасположение. …, встречаются более сложные участки тяговой сети. К ним относятся станции большой протяжённости, участки с двухпутными вставками, пересечениями и ответвлениями путей, двухпутные участки с расположением некоторых путей на отдельном полотне.

… для расчёта мгновенных схем удобнее использовать матричные методы.

Матричные методы для расчёта тяговой сети рассмотрены в […]. В них определение дополнительных узлов схемы связано с отрезками пути, проходимыми поездами за шаг дискретизации времени. Такой метод усложняет составление матриц, делает их зависимыми от специализации путей и требует их модификации в случаях её изменения или введения новых типов поездов. … … излагается подход, ранее реализованный в специализированных аналоговых устройствах.

III

Домашнее воспитание молодой дворянки не очень сильно отличалось от воспитания мальчика: из рук крепостной нянюшки (заменявшей в этом случае крепостного дядьку), девочка поступала под надзор гувернантки - … француженки, иногда англичанки. … образование молодой дворянки было, … , более поверхностным и значительно чаще, чем для юношей, домашним. Оно ограничивалось обычно навыком бытового разговора на одном-двух иностранных языках, умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии и словесности. С началом выезда в свет обучение прекращалось.

… , бывали и исключения. Таково, … , обучение пятнадцатилетней Натальи Сергеевны Левашовой, провинциальной дворянской девушки из Москвы, Учитель её, Г.С. Винский свидетельствовал, что она <…> «писала письма со всей исправностию правописания; историю древнюю и новую, географию и мифологию знала также достаточно». <…>

Тип русской образованной женщины, особенно в столицах, стал складываться уже в 30- х годах XVIII века. … Хотя бы о вкладе в культуру Екатерины II и её ревностной союзницы княгини Екатерины Дашковой. … в целом женское образование в России XVIII – начала XIX века не имело ни своего лицея, ни своего Московского или Дерптского университетов.

IV

Анализ формул табл. 21-28 показывает, что использование КОС даёт возможность варьировать в широких пределах значения постоянных времени звеньев следящей системы АСО. Виды КОС не ограничиваются комбинациями, приведёнными в этих таблицах. Принципиально они могут быть сформированыиз любых вариантов обратных связей. … следует помнить, что действие КОС на динамику системы, … , обусловливается элементарными обратными связями, которые образуют их.

… , исключение скачкообразного режима работы в следящих системах может быть осуществлено с помощью введения в систему электрических корректирующих устройств. <…>

Условия бесскачкообразного режима работы следящих систем, приведённые в табл. с 10 по 28, даны для следящих систем с постоянными параметрами. … в некоторых случаях следует учитывать, что при работе следящей системы на низких скоростях параметры исполнительного двигателя ТДВ и КДВ в зависимости от скорости могут изменяться в широких пределах. … важно выяснить также условия устранения скачкообразного режима в следующей системе при неограниченном возрастании и уменьшении ТДВ и КДВ.

V

Как правильно заметил А.Г. Кузьмин, Десятинная церковь занимала особое положение. … это проявлялось в особенности её функций, в своеобразной их комплексности. …, Это был княжеский храм, поскольку особого (придворного) храма в Киеве у Владимира Святославича не было (рис.2). Назначение Десятинной церкви как княжеского храма вытекает из того, что в ней были похоронены и князь Владимир, и его жена Анна. <…>

Исходя из сходства центральной части десятинной церкви со Спасо-Преображенским собором Чернигова, мы имеем основания считать, что у неё были развитые хоры, считающиеся признаком княжеского храма. … это не совсем точно. Для князя, участвующего по примеру византийского императора в богослужении, хоры были не нужны. Последние … предназначались для женщин, в том числе и из княжеской семьи.

… десятинная церковь была и общегородским собором, хотя, … , понятие «собор» может быть применимо к ней в случае, если она объединяла вокруг себя приходские храмы. Последнее, … , вполне возможно, если учесть, что в Киеве было много деревянных церквей.

Упражнение № 10

Задания:

1. Проанализируйте текст публичного выступления дипломника (I) со следующих позиций: а) находят ли отражение в тексте такие элементы научной речи, как но- визна, цель работы, объект исследования, методология? б) определите основные смысловые блоки (части), указав общую микротему каждого из них; в) какие недостатки в композиционно-речевом оформлении текста вы заметили? 2. Сопоставьте оригинальный текст выступления и отредактированный вариант (II) со следующих позиций: а) как изменилось абзацное членение текста; б) какие этикетно-речевые клише являются характерными для публичного выступления; в) какие метатекстовые средства подчеркивают логику изложения инфор- мативного содержания; г) какими языковыми средствами вводится в текст иллюстративный ма- териал?   Комментарий 1: Актуальностьнаучной работы –свойство сообщаемой автором информации, заключающееся в том, что она значима для других людей и может быть ими востребована в настоящее время. Определить актуальностьтемы исследования – значит показать соответствие темы общественным потребностям, раскрыть состояние ее практического воплощения; определить заинтересованность науки в ее разработке. Новизна исследования – определение вклада исследовательской деятельности в науку. Рефлексируя над качеством проведенного исследования, проводя сравнительный анализ своих данных с уже известными науке, автор определяет ту составляющую своей работы, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имеющиеся научные данные. Определение научной новизны своей работы является самоэкспертизой исследования. Комментарий 2: Языковые средства, типичные для устного научного сообщения, выделены в тексте (II) курсивом

I

(1) Рост уровня автоматизации производства изделий электронной техники приводит к появлению все новых типов спецтехнологического оборудования. (2) В процессе работы оборудования возникает необходимость в поддержании его работоспособности на должном уровне. (3) Эта задача решается в ходе его диагностики. (4) Для ее проведения необходимы соответствующие измерительно-диагностирующие системы.

(5) Большое наличие вращающихся частей в оборудовании, со временем изнашивающихся, требует контроля их параметров. (6) Все более широкое применение находят бесконтактные устройства. (7) К ним относятся и сенсорные датчики. (8) Они контролируют рабочее состояние технологического оборудования и позволяют предотвратить выход из нормального режима работы его отдельные узлы. (9) Это снижает уровень брака в производстве изделий электронной техники.

(10) Из числа известных, определенный интерес представляют собой датчики, построенные на базе эффекта Холла. (11) Они отличаются конструктивной простотой и относительной дешевизной в изготовлении. (12) Однако возникает необходимость в улучшении технических характеристик этих устройств.

(13) В известном цифровом дифференциальном датчике Холла, для измерения параметров вращающего ротора, при смене последнего на другой, с иным расположением зубцов, возникает необходимость в поиске другой ИС 6. (14) Она необходима для усиления слабых сигналов, поступающих с элементов Холла 2,3. (15) В ней должно быть иное расположение (рис.1). (16) Это является недостатком датчика.

(17) С целью его исключения, в данной работе разработан аналогичный по выполняемым функциям датчик, но с вынесенными элементами Холла за пределы корпуса ИС. (18) Их можно оперативно пространственно перемещать в зависимости от расположения зубцов ротора (рис.3).

(19) В датчике Холла ИС 6 устанавливается между магнитом 4,5 и ротором 1.

(20) В процессе анализа. над ячейками Холла 2,3 модулируется магнитная индукция поля. (21) Зуб ротора действует как концентратор поля, который увеличивает величину его магнитной области, тогда как впадина уменьшает его. (22) Ячейки преобразователи 2,3 расположены таким образом, что когда над одной ячейкой середина зуба, то над другой – его середина впадины. (23) В итоге, сигналы ячеек Холла сдвинуты относительно друг друга на 180 (рис.2).

(24) При подаче таких сигналов на входы (инверсный – неинверсный) дифференциального усилителя DA1 ИС4 они взаимно суммируются (рис.2).

(25) На выходе дифференциального усилителя формируется сигнал, удвоенный по амплитуде. (26) С его выхода сигнал поступает на триггер Шмитта, выполненный на ОУ DA2. (27) Здесь происходит его преобразование в прямоугольные импульсы. (28) Частота их следования пропорциональна скорости вращения ротора.

(29) Кроме этого в структурную электрическую схему датчика введен элемент модуляции выходного сигнала, который позволяет отображать информацию параметров вращения ротора на цифровом индикаторе. (30) Он построен на логических элементах DD1, DD2. (31) Работа схемы поясняется временными диаграммами (рис.5).

(32) ИС изготовлялась по тонкопленочной технологии.

(33) Для этого был проведен конструктивно-электрический расчет ее RC-элементов. (34) Параметры резисторов (рис.6) определялись по формулам (2-6). (35) Параметры конденсаторов (рис.7) определялись по формулам (2-7). (Таблица 1) (36) Расчетная топологическая схема ИС представлена на (рис.8).

(37) ИС изготовлялась по тонкопленочной технологии термовакуумным методом (рис.9). (38) Здесь нашел метод нанесения слоев через отдельные маски. (39) На заключительной стадии поверхность пластины селективно пассировалась SiO.

(40) Параметры напыления тонкопленочных слоев определялись по формулам (13-16). (41) На данном этапе заканчивалось формирование топологии RC-элементов ГИС.

(42) После завершения процесса напыления слоев масочным методом начинается этап формирования контактных площадок ГИС (рис. 9, е-и). (43) Это происходило локальным удалением нанесенного сплошного слоя 9 SiO. (44) Метод формирования – фотолитографический.

(45) После проведения указанных мероприятий пластина 13 закрепляется на координатном столике 14 установки разделения пластин на кристаллы – ГИСы (рис. 9, к л).

(46) После засыхания клея ГИС поступает на установку УЗ разварки выводов операционных усилителей, транзисторов, диодов ЛОИС типа И – НЕ 19 и выводов кристалла 21 на выводы основания 23 корпуса (рис. 9, м). (47) Вслед за операцией УЗ-сварки и микропайки следует операция герметизации ГИС. (48) Герметизация корпуса ГИС осуществляется контактной конденсаторной сваркой.

(49) Далее готовая ГИС монтируется на монтажной плате и устанавливается на магнит, который входит в конструкцию датчика.

Выводы

1. Размещение элементов Холла за пределами ИС позволило оперативно изменять расстояния между ними, в случае замены ротора с одним числом зубьев на ротор с их другим числом и избежать дополнительного поиска и замены на другую ИС с иным расположением этих элементов в ее корпусе.

2. Введение в электрическую схему ИС датчика блока модуляции выходного сигнала позволило выделять временной интервал следования импульсов для последующего отображения информации о скорости вращения ротора на цифровом индикаторе.

3. Выполнение Гис по широко используемой тонкопленочной технологии не привело к существенному ее удорожанию относительно базового варианта.

4. Эффективность разработки устройства подтверждается его экономическими расчетами.

II

Наши рекомендации