Тема: Когнитивные и дистанционные технологии обучения

План:

1. Развитие когнитивных способностей человека

2. Когнитивные образовательные технологии

3. Технология дистанционного обучения

1. Когнитивные образовательные технологии: 1) технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека, когнитивные технологии развивают воображение и ассоциативное мышление человека; 2)технологии, описывающие основные мыслительные процессы человека; 3) методы воздействия на то, как люди получают и хранят знания.

Когнитивная образовательная технология является общепедагогической предметно независимой индивидуально ориентированной образовательной технологией, обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе.

Цели применения Когнитивной образовательной технологии

Основной задачей Когнитивной технологии является создание условий для понимания каждым учеником воспринимаемой информации.

Приоритетными целями этой технологии являются:

1. Когнитивное развитие учащихся (целью является развитие перечисленных ниже при описании модели учащегося когнитивных способностей на уровне не ниже статистической нормы);

2. Присвоение знаний и формирование способов деятельности в соответствии с требованиями стандарта обучения (технология индифферентна по отношению к содержанию, поэтому её легко настроить на любой стандарт);

3. Формирование информационной компетентности учащихся, под которой понимается совокупность умений использовать информацию, поступающую из различных источников, для рефлексивного контроля и адаптивного изменения собственного поведения. Она включает:

способность воспринимать информацию, поступающую из различных источников;

умение конспектировать (излагать собственные мысли в соответствии с нормами языка и правилами логики);

умение аннотировать (осуществлять краткую структурированную запись содержания книг, статей, устных выступлений, теле, видео и других материалов с извлечением релевантной информации и её критическим анализом);

умение осуществлять сбор информации по заданной проблеме;

умение осуществлять сопоставление информации, полученной из различных источников, по заданным критериям;

умение формулировать критерии для сопоставления информации, поступающей из разных источников;

умение обнаруживать проблемы и противоречия в воспринимаемой информации;

умение использовать технические средства получения информации;

умение использовать программные средства получения информации;

умение планировать и проводить наблюдение для сбора информации;

умение планировать и проводить эксперимент для получения информации и проверки гипотез;

устойчивую познавательную мотивацию;

умение различать аффективные и когнитивные компоненты информации.

4. Формирование критического мышления:

умение проводить различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями;

умение проводить различия между фактами и предположениями;

умение выделять логические виды связи;

умение выделять специфические предметные виды связей;

умение обнаруживать фактические и логические ошибки в рассуждениях;

умение отличать существенные доводы от не относящихся к делу;

умение разграничивать обоснованные и необоснованные оценки;

умение формулировать обоснованные заключения на основе полученной информации;

умение выделять предпосылки, обосновывающие справедливость выводов.

Достижение большинства из перечисленных выше целей можно диагностировать с помощью существующих нормативно и критериально ориентированных тестов, что является обязательным свойством технологии.

Наши рекомендации