Расчет зубчатых колес редуктора
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками: для шестерни сталь 45, термическая обработка − улучшение, твердость НВ 230; для колеса − сталь 45, термическая обработка − улучшение, но твердость на 30 единиц ниже − НВ 200.
Допускаемые контактные напряжения
где — предел контактной выносливости при базовом числе циклов.
По табл. 3.2 [1, гл III] для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением) = 2НВ + 70;
KHL − коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают KHL = 1.
− коэффициент безопасности, =1,1.
Для шестерни
для колеса
Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение вычислим по формуле (3.10) [1, гл. III]
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение
= 0,45 (482 + 428) = 410 МПа.
Требуемое условие 1,23 выполнено.
Коэффициент Кнβ, несмотря на симметричное расположение колес относительно опор, примем выше рекомендуемого для этого случая, так как со стороны ременной передачи действуют силы, вызывающие дополнительную деформацию ведомого вала и ухудшающие контакт зубьев. Принимаем предварительно по табл. 3.1 [1], как в случае несимметричного расположения колес, значение Кнβ = 1,25.
Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев по формуле (3.7) [1, гл. III]
где для косозубых колес Кa = 43.
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 аw = 125 мм.
Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
mn = (0,01 ÷ 0,02) aw = (0,01 ÷ 0,02)∙125 = 1,25 ÷ 2,5 мм;
принимаем по ГОСТ 9563-60* mn = 2 мм.
Примем предварительно угол наклона зубьев β = 10° и определим числа зубьев шестерни и колеса по формуле (3.16) [1]:
Принимаем z1 = 31; тогда z2 = z1 ∙ u = 31 · 4 = 124.
Уточненное значение угла наклона зубьев
Тогда угол β = 14°.
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
Проверка:
диаметры вершин зубьев:
da1=d1+2mn=50+2·2=54мм;
da2=d2+2mn=200+2·2=204мм;
ширина колеса ;
ширина шестерни .
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Окружная скорость колес и степень точности передачи
При такой скорости для косозубых колес следует принять 8-ю степень точности по ГОСТ 1643−81.
Коэффициент нагрузки KH = KHβ KHα KHυ
Значения КНβ определяем по табл. 3.5 [1]; при = 1,06, твердости НВ ≤ 350 и несимметричном расположении колес относительно опор с учетом изгиба ведомого вала от натяжения ременной передачи КНβ 1.
По табл. 3.4 [1] при υ = и 8-й степени точности КНα 1,06.
По табл. 3.6 [1] для косозубых колес при υ ≤ 5 м/с имеем Kнυ = 1. Таким образом, КH = 1 ·1,06 · 1 = 1,06.
Проверка контактных напряжений по формуле:
= 410 Мпа;
Силы, действующие в зацеплении, определяем по формулам:
Окружная
радиальная
осевая .
нагрузка на ведущий вал, создаваемая клиноременной передачей: