Образовать форму р.п. мн.ч.

Практическая работа № 9.

Речевые ошибки при формообразовании слов

Норма времени: 2 часа.

Цели занятия: научить исправлять и предупреждать грамматические ошибки в письменной и устной речи студентов, связанные с формообразованием имен существительного и числительного; сформировать навыки грамотной речи, отвечающей требованиям культуры речи; сформировать умения применять полученные знания на практике; развить самостоятельность при выполнении заданий по освоению материала; приобрести навыки пользования орфоэпическими и орфографическими словарями; продолжитьпривитиепотребности пользования словарями; привести студентов к осознанию необходимости соблюдения языковых норм.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Студент должен уметь:

- анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

- выявлять ошибки и недочёты в речи в формообразовании имен существительного и числительного.

Оснащение рабочего места: словари; комплект инструкционно-технологических карт; посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Средства обучения:папка для практических работ;справочные материалы «Склонение имен существительных», «Склонение имен числительных»,«Грамматические ошибки»; словари русского языка.

  1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.- 6-е изд., испр. и доп. – М.: Рус. яз., 1987.
  2. Словари.Ру http://www.slovari.ru

Техника безопасности:С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.

Задания:

1. Вставить окончания имен прилагательных, над несклоняемыми существительными подписать род:

Превосходн... мокко; установленн… эмбарго; остроумн…конферансье; точн... пенальти; крепк... алоэ; высок... цунами; профессиональн... регби; свеж... салями; военн... атташе; маленьк... колибри; умн… протеже цветущ... Сочи; ведущ… МГУ, весел…шимпанзе, многолюдн… Токио, широк.. диван-кровать, известн… музей-библиотека, ярк… выставка-стенд

2. Образовать форму И.п. мн. ч.:

Договор, джемпер, вымпел, профессор, директор, тренер, паспорт, отпуск, торт, повар, клапан, почерк, вензель, токарь, слесарь., офицер, шофер, ректор, конструктор, возраст, борт, клапан, дно.

Образовать форму Р.п. мн.ч.

Несколько (кухни, блюдца, полотенца, кружева, зеркала, захолустья, побережья, комментарии); десять (гектары, граммы, килограммы); без (ботинки, сапоги, чулки, носки); несколько (армяне, казахи, цыгане, болгары, таджики, узбеки, молдоване), форма (глаза, ноги, руки), несколько (вольты, амперы, ватты, герцы), отряд (солдаты, партизаны, гусары, саперы, минеры), килограмм (апельсины, помидоры, мандарины, баклажаны).

4. Записать данные числительные прописью:

Нет 568 рублей; 712 работниками; к 2791 году; от 1457 причала; 98,2%

5. Исправить грамматические ошибки в данных предложениях:

1. Похождения итальянского авантюриста XVIII в. Казанова послужили
сюжетом для романа.

2. Я съел очень вкусный пирожок с повидлой.

3. Меня с детства учили играть на пианине.

4. Я заканчиваю обучение в колледже в двух тысячном двадцать первому году.

5. Прибыл поезд с двести тридцатью экскурсантами.

6. Я люблю слушать песни Булата Окуджава.

7. Обои подруги вышли гулять.

8. Двое машин стояли у обеих ворот.

9. Два медвежонка играли в лесу.

10. Трое студенток дежурили в классе.

Контрольные вопросы (письменно):

1. В чем трудность определения имен существительных по роду и с чем это связано?

2. Особенности употребления собирательных числительных.

3. Особенности словоизменения фамилий.

Наши рекомендации