Комплекс методов формирования и развития социально-технологической культуры менеджера 6 страница
Поскольку социальные явления и процессы полифакторные, а информация об управляемом социальном объекте и протекающих в нем и вокруг него общественных процессах не всегда полная, то нередко исследователи ограничивают возможности применения строгих математических методов при принятии управленческих решений. Сложность социальных явлений, как отмечает Ю.Н.Толстова[23], приводит к тому, что удачная формализация любого фрагмента интересующей социолога реальности, как правило, не бывает однозначной. Однако, практически для любого явления оказывается возможной разработка целого ряда моделей, каждая из которых является естественной, но отражает лишь какой-то один его аспект. Стремление изучить явление во всей его «многоцветности» должно быть сопряжено с применением нескольких формальных методов и сравнительным анализом полученных результатов.
«Смягчение» же жестких алгоритмов математического анализа социальной информации достигается за счет реализации некоторых общих правил и методологических принципов использования математики в социологии[24], например: предполагается изначальная неопределенность целевой установки, используются разные подходы, осуществляются их сравнительный анализ, постоянное возвращение к предыдущим этапам, изменяются условия реализации последних и т.д. Математика дает возможность не только четко проанализировать суть используемых содержательных моделей, но и добиться их адекватности.
Учитывая сказанное, построим модель объекта управления, то есть социально-технологической культуры менеджера с точки зрения системной методологии. Объектом управления является социально-технологическая культура будущего или действующего менеджера. Обозначим буквой X (рис.4.6.) воздействие среды на объект (это вход объекта - характеристики свойств личности, определяющие возможность формирования социально-технологической культуры), а буквой Y состояние объекта (это его выход - индикаторы уровня ее сформированное™).
Очевидно, что состояние объекта Y зависит от состояния его среды X, т. е. между ними есть какая-то связь, характер и вид которой пока может быть и неизвестен. С точки зрения управления важно то, что об объекте мы можем говорить содержательно, т. е. описывать их на каком-то удобном нам языке (необязательно формальном как это часто бывает в социальных системах).
Субъект является источником целей Z, реализуемых управлением. Субъект находится в той же среде, что и объект, т. е. воспринимает состояние X среды. Одновременно, и это самое главное, на него влияет состояние У объекта. Если состояние У объекта удовлетворяет потребностям субъекта, взаимодействующим с этим объектом и использующим его для своих целей, то никакого управления ему не нужно.
Если же цели субъекта и цели объекта не совпадают, то субъекту необходимо организовать такое воздействие на объект, которое переведет его в новое состояние, удовлетворяющее субъекта. Это воздействие и есть управление U, для реализации которого необходимы ресурсы (например, финансовые, временные и другие).
В процессе формирования социально-технологической культуры для определения управляющего воздействия U в качестве исходных данных используется информация об объекте и социальной среде. Указанная информация всегда является неполной. Эта неполнота заставляет образовать еще один вход объекта - ненаблюдаемое возмущение Е, под которым подразумеваются все ненаблюдаемые внешние (стихийное воздействие социальной среды) и внутренние факторы объекта (срытые резервы личности, возможные генетические ограничения, препятствующие повышению уровня социально-технологической культуры или способствующие повышению его).
Рис. 4.6. Модель управления формирования социально-технологической культуры менеджера |
Управление U представляет собой совокупность полученных в соответствии алгоритмом управления &(...) стратегий и методов управленческого воздействия обеспечивающих достижение цели Z.
4. Конфигурирование социальных детерминант системы управления формированием и развитием социально- технологической культуры современного менеджера.
Управление по своему происхождению и по той роли, которое оно играет в человеческой деятельности, является социальным феноменом, действующем в определенном социокультурном пространстве. Именно поэтому конфигурирование социокультурного пространства и социальных детерминант системы управления формированием и развитием социально- технологической культуры современного менеджера представляются чрезвычайно важными.
Мезо- и микросоциальные факторы детерминируют формирование социально-технологической культуры современного менеджера. Именно на их конфигурирование должны быть направлены управленческие усилия.
Управление формированием и развитием социально- технологической культуры будущего менеджера происходит в рамках образовательного социального пространства; менеджеров, действующих в рамках социального пространства организации силами служб управления персоналом либо консалтинговых организаций, осуществляющих коучинговые программы на местах.
Процесс управления в данном случае с содержательной стороны может быть определен как конфигурирование социальных переменных, определяющих социальную эффективность системы управления. При этом под конфигурированием понимается целенаправленная управленческая деятельность, позволяющая оптимизировать влияние социальных детерминант на процесс формирования и развития социально- технологической культуры менеджера.
Важнейшими правилами при этом являются правила предварительности, сознательности и планомерности управленческого воздействия; конфигурационного баланса, в соответствии с которым требуется соразмерность и адекватность предпринимаемых усилий, ориентированных на их оптимальное сочетание"'7; тринитаризма, предполагающее, как упоминалось в начале главы, не только вертикальное управленческое воздействие, но и интерактивное взаимодействие, и, более того, воз-
" Фомин В.Н. Конфигурационный подход в методологии социального управления. Автореферат дис ... канд соц. наук. / В.Н.Фомин. - Белгород, 2000. - С. 18.
можность самонастраивания социальных взаимодействий в рамках управляемости и чувствительности к внешнему воздействию.
А.В.Тихонов выдвигает предположение о наличии двух порогов чувствительности процесса совместной деятельности к внешнему вмешательству: первый, когда без внешнего управляющего воздействия не получается достаточно «ассоциированная социация» (Г.Беккер), чтобы достичь запланированных результатов, и второй, когда внешнее вмешательство выполнило свою роль и должно быть прекращено. Если последнее не происходит, начинается процесс диссоциации, то есть разрушения схемы совместной деятельности. Положительное значение управления интеракцией превращается в свою противопо-
ложность .
Конфигурирование организационных социальных детерминант, ориентированных на формирование и развитие социально-технологической культуры менеджера связано с социализацией кадрового состава к новым нормам и отношениям, к ролевым требованиям. Это относится как к формальным (действующим на уровне структуры), так и неформальным (действующим на уровне групп) правилам и нормам, а также к личностному, субъективному восприятию ролевых требований. Строго говоря, в изменении организационной культуры есть три основных шага: ценности или идеологемы - правила - нормы. Социализация членов организации к новым нормам осуществляется в несколько этапов, в которых реализуются указанные шаги.
Этап 1. Появляется согласие с необходимостью введения изменений в организации, которое достигается через пропаганду и демонстрацию новых возможностей.
Этап 2. Осуществляется первоначальное освоение новых ролей и позиций в структурной единице организации на основании их оценки и сравнения с традиционными, уже имеющимися нормами, социальными технологиями и образами поведения.
- С. 406. |
Этап 3. Вырабатываются установки на проведение и поддержку инноваций, технологий формирования и развития социально-технологической культуры менеджера, которые охватывают все большее число сотрудников.
Этап 4. Происходит интернализация (принятие) норм и привыкание к ним на неформальном уровне.
Этап 5. Формируются процедуры следования новым нормам и контроль за их исполнением, налаживаются механизмы передачи новых норм.
Этап 6. Новые нормы и ценностные ориентации полно-
стью замещают старые нормы .
Основной трудностью при преобразовании организационной культуры является не освоение новых ролевых требований и ожиданий (при достаточно высоком профессионализме и наличии социально-технологических навыков у руководителей этот вопрос решается чисто технически), а принятие новых норм и ценностей, осознание того, что новые нормы, организационные перестройки и новые условия деятельности полезны и значимы для достижения целей в данной ситуации. Деловая культура очень инерционна и зачастую продолжает действовать даже тогда, когда объективная почва для нее изменилась.
Феномены группового давления и групповой динамики должны стать основанием конфигурирования социально- групповых детерминант системы управления формирования и развития социально-технологической культуры менеджера. Процесс конфигурирования социально-групповых детерминант системы управления формированием и развитием соци- ально-технологической культуры менеджера будет успешным, если разработаны способы поддержания высокого уровня идентификации в группе и групповой сплоченности; члены групп следуют определенным социальным нормам (не противоречащим неформальным групповым), эти нормы поведения интернализированы членами социальной группы и стали частью личностной структуры членов организации; воспринимают социальный контроль через групповое давление, испытывают чувство идентификации между членами группы, отношения взаимозависимости, влияние лидера группы. При такой культуре поведения члены организации выполняют социальные роли бессознательно, в силу привычек и предпочтений, которые прививаются и культивируются контролирующей системой организации. У членов сплоченной группы развито чувство ин- группы, ингрупповой фаворитизм (поддержка своей группы в любых, даже самых сложных ситуациях), взаимопомощь. Члены сплоченной группы эффективно работают или учатся просто в силу самого членства в данной группе.
Здесь важно выполнение ряда условий:
- усваиваемые нормы, наиболее важные ценности должны быть значимыми, соответствовать их потребностям и желаниям;
- нормы, ценности и правила должны доводиться до сознания менеджеров с помощью авторитетных руководителей, лидеров референтных групп;
- нормы и ценности должны иметь явно положительное содержание.
В результате социальные нормы и правила группы становятся частью личной структуры и нормативное поведение становится технологичным, интернализированные нормы выполняются уверенно и определенно. Итогом этого процесса является внутренний личностный контроль за правильным поведением, менеджер полностью усваивает систему ролевых отношений, экспектакции и ролевые требования, принимает их. Когда сформировалась система ролевых ожиданий, как отмечает сторонник теории социального обмена Дж.Хоманс, вырабатывается ответственность за их соблюдение[25].
Однако слишком сплоченная группа может формировать негативные установки у членов группы по отношению к другим группам или к отдельным представителям других групп. Поэтому важно, чтобы руководитель в период формирования групповых норм поведения, установления отношений власти и подчинения, а также системы группового контроля мог участвовать в формировании основных характеристик группы.
При конфигурировании социально-ролевых детерминант процесса формирования и развития социально-технологической культуры менеджера необходима адекватная последовательная ролевая подготовка к переходу от одной роли к другой. К сожалению, современная система подготовки менеджеров характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в период обучения в вузе, малопригодным для последующей менеджерской деятельности. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли.
Формирование социально-технологической культуры менеджера требует пересмотра социкультурных оснований, структуры и комплекса общеобразовательной и высшей школы профессионального образования в области менеджмента, системы повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров, методики и организации управленческой подготовки, усиления ее социально-технологической составляющей. В основе этих изменений должно лежать повышение значимости гуманитарной составляющей человеческой деятельности, возрастанием роли ее духовно-культурных начал.
Целью социально-технологического образования менеджера в вузе является подготовка субъекта управления устойчивым культурно-технологическим развитием себя (саморазвитие) и среды социальной жизнедеятельности. Такая цель, с одной стороны, согласуется с целями гуманистического, лично- стно-ориентированного образования, а, с другой - акцентирует внимание на направленности менеджера на устойчивое развитие организации, местного сообщества и общества в целом.
Объектом воздействия субъекта являются он сам (самообразование, саморазвитие) и социальная среда, сфера его жизнедеятельности, а средствами воздействия - социальные и образовательные технологии, которые специально для этого разрабатываются.
Наиболее адекватными данному подходу являются следующие образовательные методы: модульное обучение; обучение «case-study», посредством пакета ситуаций для принятия решений; проектное обучение; и образовательные технологии: технология модульного подхода; технология развития критического мышления; технология рефлексивного обучения; технология социально-проектного обучения; технология социолого- педагогического сопровождения. Основой же применения новых технологий обучения является системно-контекстный подход, максимальное развитие талантов будущего менеджера и формирование при этом такой индивидуальной образовательной траектории, двигаясь по которой в полной мере реализуются присущие ему доминантные способности к определенным видам деятельности, в необходимом объеме осваиваются ресурсы средних способностей и в допустимо минимальном объеме способности, не являющиеся специфическими для данной личности. Социально-проектная деятельность в технологическом образовании призвана выработать у будущих менеджеров привычку действовать без отрицательных последствий для человека, общества и природы.
В результате у человека должно быть сформировано целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять профессиональные задачи, взаимодействовать с другими людьми.
Необходима смена образовательной парадигмы в профессиональной подготовке менеджеров со знаниевой на знаково-
контекстную (контекстную), активно разрабатываемую
А.А. Вербицким и его научной школой . В последнее время теория и технологии контекстного обучения становятся все более востребованным образовательной практикой. Их смысл заключается в том, что главной целью студента как будущего специалиста является не усвоение знаний, умений и навыков (они необходимы, но недостаточны), а овладение целостной профессиональной деятельностью специалиста, или, в терминах компетенстностного подхода, системой общих, общекультурных и профессиональных компетенций. Задание предметного и социального (социокультурного) контекстов предстоящей студенту профессиональной деятельности в формах его познавательной деятельности придает учению личностный смысл, порождает интерес к «присвоению» содержания образования. В формах учебной деятельности студентов последовательно моделируется профессиональной деятельность специалистов со стороны ее предметно-технологических (задавая предметный контекст) и социальных (социальный контекст) составляющих. С помощью системы учебных проблем, проблемных ситуаций и задач в контекстном обучении выстраивается сюжетная канва усваиваемой профессиональной деятельности, превращая статичное содержание образования в динамично развертываемое. Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная ситуация, хотя и для привычных информации, задач и заданий есть достаточно места. Овладевая нормами компетентных предметных действий и отношений людей в ходе индивидуального и совместного анализа и разрешения «профессионально-подобных» ситуаций, студент развивается и как специалист, и как член общества[26].
Конфигурирование социальных детерминант является ключевым этапом в социальном алгоритме управления формированием и развитием социально-технологической культуры современного менеджера, поскольку, выступая фоном процесса, обеспечивает принятие и интериоризацию ее ценностей.
5. Адаптивное динамическое программирование траекторий формирования и развития социально-технологической культуры современного менеджера.
При проектировании системы управления формированием и развитием социально-технологической культуры современного менеджера нужно учесть важный момент. А именно то, что необходимо в определенном смысле наилучшее, оптимальное управление. То есть еще на этапе проектирования системы управления закладываются требования оптимальности.
Оптимизация как центральный методологический принцип технологизации предполагает, что целесообразное движение системы осуществляется на основе учета всех ее динамических состояний, анализа возможных средств и путей достижения цели и выбора из этого множества такой траектории, которая позволяет привести систему к наилучшему состоянию.
Сложность социального объекта управления, множественность целевых функций, критериев и технологий управления формированием и развитием социально-технологической культуры менеджера усложняют задачу оптимизации. Кроме того, нахождение оптимального решения путем перебора всех вариантов ее формирования и развития требует значительных затрат времени даже при использовании информационных технологий и высокой социально-технологической компетентности проектировщика.
Одним из гибких методов оптимизации, нашедших широкое применение при решении различных задач упорядочения перебора вариантов, является метод динамического программирования28"1
Метод динамического программирования применяется в тех случаях, когда исследуемая задача может быть представлена как многоэтапная, то есть ее можно разбить на ряд последовательных шагов. Тогда на каждом этапе нужно найти такой вариант, чтобы выбранная последовательность вариантов была наилучшей с точки зрения заданного критерия оценки решения. Решение о выборе варианта на каждом шаге должно приниматься так, чтобы оно приводило к максимальному успеху решения всей задачи с учетом всех последующих шагов. Иными словами, решение на каждом шаге выбирается исходя не из узких интересов этого шага, а из более широких интересоз задачи в целом.
В литературе перечисляются основные требования к задачам, выполнение которых позволяет применить данный подход:
- объектом должна служить управляемая система с заданными допустимыми состояниями и допустимыми управлениями;
- задача должна позволять интерпретацию как многошаговый процесс, каждый шаг которого состоит из принятия решения о выборе одного из допустимых управлений, приводящих к изменению состояния системы;
- задача не должна зависеть от количества шагов и быть определенной на каждом из них;
- состояние системы на каждом шаге должно описываться одинаковым (по составу) набором параметров;
последующее состояние, в котором оказывается система после выбора решения на определенном шаге, зависит только от данного решения и исходного состояния к началу определенного шага. Данное свойство является основным с точки зрения идеологии динамического программирования и называется отсутствием последействия[27]
Задача формирования и развития социально-технологической культуры менеджера отвечает этим условиям, поскольку описаны заданные допустимые состояния - уровни социально-технологической культуры; управление представляет собой пошаговый процесс, направленный на формирование и развитие культуры в целом с акцентами на слабо сформированные подсистемы и элементы посредством выбора соответствующих технологий и методов; разработанная технология диагностики состояния социально-технологической культуры может применяться на каждом этапе управления для реализации принципа адаптивности проектирования траекторий формирования и развития социально-технологической культуры современного менеджера.
Таким образом, набор методов и технологий формирования социально-технологической культуры современного менеджера будет оптимальным, если набор методов и технологий каждого этапа оптимален. В этом и состоит известный принцип оптимальности, предложенный Р. Беллманом - одним из основоположников метода динамического программирования. Таким образом, при применении этого метода на каждом этапе отыскивается условное оптимальное решение (при всех возможных предложениях о результатах предыдущего шага), а затем, когда процесс доведен до исходного состояния, из множества условно оптимальных решений выбирается одно. Следовательно, однократное решение сложной задачи заменяется многократным решением более простой задачи.
В соответствии с этим методом весь процесс достижения цели разбивается на ряд последовательных шагов, что идеологически близко процессу технологизации. Казалось бы, ничего нового в этом нет, именно по такому сценарию и проводится технологизация. Новшество подхода заключается в «точке отсчета» и формировании социально-технологического коридора, определяющего пределы управляемости. Процесс проектирования социальной технологии разворачивается не от начала к концу, а от конечного результата к началу процесса. Для этого необходимо четко определить цель и ожидаемый результат, знать уровень социально-технологического потенциала, соци-
лос
ально-технологическую восприимчивость объекта технологизации, контекстуальные ограничения и требования среды, а также иметь достаточный набор социальных технологий и методов управления, удовлетворяющих выбранным критериям оптимальности.
Последний шаг планируется, исходя из возможных результатов предпоследнего шага, и на этой основе принимается оптимальное решение и набор приемлемых действий. Такая процедура повторяется для всех этапов или шагов. При этом для каждого шага остается определяющим развитость «жизненных сил человека» (С.И.Григорьев), которая связывается с мерой его включенности как субъекта жизнедеятельности в существующие социальные отношения, с мерой его субъектно- сти в социокультурном развитии, задающие указанные параметры социально-технологического коридора. Таким образом, на каждом этапе отыскивается приемлемое решение (при всевозможных предположениях о результатах предыдущего шага и траекториях самоорганизации) и набор социальных технологий и методов управления, а затем, когда процесс проектирования доведен до исходного состояния, из множества условных альтернатив выбирается одно решение.
Подобная процедура оставляет за субъектом свободу выбора, вместе с тем очерчивает «коридор оптимальности», задавая тем самым границы технологизации. Следовательно, однократное социально-технологическое решение сложной задачи заменяется многократным решением более простых задач. Такой подход к позволяет сосуществованию внутри современной социальной технологии взаимодополнительности рационального и нерационального, рутинного и творческого, коллективного и индивидуального, стандартизированного, нормативного и свободного, обеспечивает преодоление социальной энтропии, быстрое и эффективное достижение результатов социально- преобразовательной деятельности людей, в том числе получение синергетического эффекта.
Проектирование системы управления формированием и развитием социально-технологической культуры менеджера включает несколько этапов. Последовательность социального проектирования развернуто представлена в ряде работ отечественных и зарубежных социологов и включает три фазы: изучение осуществимости, предварительное проектирование и детальное проектирование"86. На первом этапе в целом описанном выше в соответствии с разработанной концептуальной моделью социально-технологической культуры менеджера и предложенными показателями и критериями сформированное™, наличием временного, материального, финансового, кадрового и др. ресурсов управления, социальным заказом формируется система общих параметров управления проектируемым объектом. Анализируются потенциально возможные и необходимые условия и потенциально пригодные варианты структуры системы управления формированием и развитием социально- технологической культуры менеджера. Формулируется тот конечный результат, ее формирования и развития, который может быть получен в данных условиях при данных ресурсах и реализуемость вариантов системы управления.
На втором этапе предварительного проектирования процесс управления формированием и развитием социально- технологической культуры менеджера разбивается на этапы и определенные временные интервалы.
Проектирование технологий формирования и развития со- циально-технологической культуры современного менеджера необходимо начинать с определения показателей третьего этапа ее формирования - деятельностного. В каких конкретно формах деятельности проявляется, в каких видах деятельности ее можно формировать. Затем проектируется второй этап - когнитивный. Какие знания, и в каких формах позволят сформировать социально-технологическую культуру, и в каких действиях мы сможем увидеть проявления социально-техноло- гической культуры. Затем - первый этап - мотивационный. Временным интервалом, например, при проектировании системы управления для будущих менеджеров в вузе может выступать семестр или учебный год.
Определяются задачи для каждого этапа и временного интервала, которые образуют своеобразную матрицу, необходимое кадровое и методическое обеспечение. В вузе, например, необходимо выделить виды подготовки, блоки общепрофессиональных и специальных дисциплин, курсов по выбору, менеджерских практикумов, определить место специальной дисциплины «Социально-технологическая культура менеджера», в рамках которых формируются дидактические единицы и компетентности, которые должны быть сформироЖЧ8^ их структуру, укрупненное содержание, оптим®иж% вательность изучения дисциплин в пределах Я™ЙВ% ки с учетом межпредметных связей.
На третьем этапе детального проектировав^1!!'^ управленческий цикл, который на каждом этанфРИц каждом временном интервале повторяется. УрЩ(| цикл включает следующие элементы:
1. Диагностика состояния социально-!»*®^ культуры менеджера по представленной выше ЯШ
2. Построение иерархии подсистем социаИи®% ческой культуры по критерию развитости, otfOP1^ элементов в каждой подсистеме, выбор менее всего развитей,
3. Упорядочивание менеджеров по групп»понаиме^, развитой подсистеме, затем в пределах получе«мР% рядочение по уровню сформированности другюладш^ Таким образом, формируются достаточно однородныеrpyitflt[ для разработки траекторий формирования и рангами^ но-технологической культуры менеджера. А.дитивни5 цип формирования студенческих подгрупп, групп1 позволяющий создавать группы студентов с вжиц, однородным уровнем входных характеристик,ИЮР^ ловия для эффективного применения адаптив«в,!*1!(. ских технологий, используемых как в рамкапши^ подготовки, так и подготовки специалиста в цйИЧ*Р% Ю.В. Шмарион[28]. Чем выше гетерогенной "™ih групп, тем больше управленческих ресурсов
бы достичь заданного уровня социально-тй™®^ культуры.
4. В соответствии с выделенными группаМ«!Р% ным порядком управления формирования и ра®™1'®,:.. но-технологической культуры менеджера, про®!™^. ектории. Траектории формируются исходя из c(®mil% нее развитой подсистемы и ее элементов. По №»ejk систем траекторий может быть пять: лич№™#% рованная, коммуникативная, организационному специально-технологическая, системно-деятелы» 8
выше в соответствии с разработанной концептуальной моделью социально-технологической культуры менеджера и предложенными показателями и критериями сформированное™, наличием временного, материального, финансового, кадрового и др. ресурсов управления, социальным заказом формируется система общих параметров управления проектируемым объектом. Анализируются потенциально возможные и необходимые условия и потенциально пригодные варианты структуры системы управления формированием и развитием социально- технологической культуры менеджера. Формулируется тот конечный результат, ее формирования и развития, который может быть получен в данных условиях при данных ресурсах и реализуемость вариантов системы управления.
На втором этапе предварительного проектирования процесс управления формированием и развитием социально- технологической культуры менеджера разбивается на этапы и определенные временные интервалы.
Проектирование технологий формирования и развития со- циально-техмолог ической культуры современного менеджера необходимо начинать с определения показателей третьего этапа ее формирования - деятельностного. В каких конкретно формах деятельности проявляется, в каких видах деятельности ее можно формировать. Затем проектируется второй этап - когнитивный. Какие знания, и в каких формах позволят сформировать социально-технологическую культуру, и в каких действиях мы сможем увидеть проявления социально-техноло- гической культуры. Затем - первый этап - мотивационный. Временным интервалом, например, при проектировании системы управления для будущих менеджеров в вузе может выступать семестр или учебный год.