Принципы построения логистических информационных систем
В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.
С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня:
1. Рабочее место, на котором осуществляется логистическая
операция с материальным потоком, т.к. передвигается, разгружается,
упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой др. элемент
материального потока;
2. Участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки
грузов, размещаются рабочие места;
3. Система транспортирования и перемещения в целом,
охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент
отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении
готовых изделий в конечное потребление.
В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи "сбыт-производство-снабжение", что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы "ввязывают" логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.
Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
В соответствии с концепцией логистики информационных систем, относящихся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию:
А. Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.
Б. Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.
В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:
- возрастает скорость обмена информацией;
- уменьшается кол-во ошибок в учете;
- уменьшается объем непроизводственной "бумажной работы";
- совмещаются ранее разорванные информационные блоки.
При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы:
1. Принцип использования аппаратных и программных модулей.
Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:
-обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;
-повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;
-снизить их стоимость;
-ускорить их построение.
2. Принцип возможности поэтапного создания системы.
Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и др. автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т.е. выбор первоначальных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логической информационной системы и на эффективность ее функционирования.
3. Принцип четкого установления мест стыка.
В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение планового преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.
4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических
требований конкретного применения.
5. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога "человек-машина".