ЮГОВА Виктория Анатольевна

ОЧИРОВА Влада Сергеевна

Специальность 070801 -Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КУКЛА КАК ЧАСТЬ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КУКЛЫ «КЫЗЫЧАХ», «ХАС», «ИПЧИ», «КИРИ ИПЧИ»

Научный руководитель - Фитина Наталья Тимофеевна

Актуальность исследования. Всю историю человечества сопровождали людей созданные по образу и подобию человека куклы. Постепенно, продолжая исполнять важную роль в религиозных ритуалах разных народов, куклы обретали функцию детской игрушки, а позже - сувенира. С 90-х годов ХХ века ситуация стала меняться: художники ДПИ обратили свой взор к народной, национальной материальной культуре. Сегодня этнографическая кукла - продукт самовыражения художника. Принципиальное отличие этнографической куклы состоит в том, что она должна быть предельно исторически, этнографически достоверной: по материалу, технологии изготовления одежды, антропологическому типу. Поэтому чтобы изготовить этнографическую куклу, художнику необходимо владеть знаниями в области истории, культурологии, этнографии, антропологии, владеть навыками технологии изготовления куклы и одежды для нее.

Цель исследования: на основе изучения хакасского народного костюма и особенностей этнографической куклы как части культуры народа изготовить комплект кукол в этнографически достоверной национальной одежде.

Объект исследования - этнографическая кукла как часть народной культуры.

Предмет теоретического исследования - технологии проектирования этнографической куклы в хакасском народном женском костюме.

Проектируемое изделие - комплект этнографических кукол в хакасских народных костюмах с отражением возрастных особенностей - «Хызычах», «Хыс», «Ипчи», «Кири Ипчи».

Задачи исследования:

1. Изучить и провести анализ первоисточников - справочной, научной и популярной литературы, также информации в Internet, определить место хакасского народного костюма в национальном искусстве и культуре.

2. Определить выбор народного костюма, который синтезировал бы основные черты одежды хакаски в различных возрастных периодах (девочка, девушка, женщина, пожилая женщина).

3. Разработать проект и изготовить в материале комплект этнографических кукол, наглядно демонстрирующих особенности женского хакасского народного костюма, для этого: 1) познакомиться с творчеством мастеров-кукольников России (музеи, библиотеки, Internet); 2) разработать наиболее оптимальные формы кукол для достижения цели дипломной работы; 3) проанализировать материалы, применяемые для изготовления кукол, выбрать самый подходящий; 4) разработать проект и изготовить этнографическую куклу в хакасской народной одежде.

Новизна исследования заключается в том, что впервые на кафедре ДПИ проведено теоретическое обоснование проектирования этнографических кукол с учетом возрастных особенностей и изготовление кукол женщин-хакасок «Хызычах», «Хыс», «Ипчи», «Кири Ипчи».

Теоретическая значимость работы: собран и систематизирован материал о хакасском женском народном костюме и этнографической кукле.

Практическая значимость: комплект кукол «Хызычах», «Хыс», «Ипчи», «Кири Ипчи» можно использовать для демонстрации хакасского народного костюма, для выставочных экспозиций, как музейные экспонаты.

Методическая значимость работы: материалы могут быть использованы в процессе изучения технологий изготовления куклы и национальной одежды, как учебное наглядное пособие.

ЮГОВА Виктория Анатольевна

Специальность 070801 (052300) - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

ТРАДИЦИИ ВЫШИВКИ СЛАВЯНСКИХ РУШНИКОВ. РУССКИЙ СВАДЕБНЫЙ РУШНИК «ПОДНОЖНИК» (ВЫШИВКА)

Научный руководитель - Фитина Наталья Тимофеевна

Актуальность исследования.В настоящее время возрождается интерес к народной обрядности, в связи с этим - к изучению традиций славянской вышивки, образов и символов, используемых в орнаменте. Рушник- главный оберег человека от рождения до смерти. Традиционно известно использование рушников в свадебном обряде. Менее известным является использование рушника как подножника, который постилали перед новобрачными и на который они становились в церкви во время венчания. Именно о рушнике-подножнике в научной и специальной литературе встречается меньше всего упоминаний, что вызвало интерес к изучению особенностей его изготовления в связи с конкретным обрядным назначением. Актуальность проектирования и выполнения изделия обусловлена также тем, что в коллекции свадебных рушников, представленных в выставочном фонде кафедры ДПИ, отсутствовал «подножник».

Цель исследования - на основе изучения материалов по свадебной обрядности и славянской вышивке разработать проект и изготовить в материале свадебный рушник «Подножник».

Объект исследованияявляется славянская вышивка, ее история и традиции использования в изделиях, связанных со свадебным обрядом

Предмет теоретического исследования- изготовление свадебного рушника «подножника» с сохранением традиций славянской вышивки.

Проектируемое изделие- свадебный рушник «подножник» с использованием славянской вышивки.

Задачи дипломной работы:

1. Изучить литературу по славянской вышивке и свадебной обрядности.

2. Проанализировать сюжеты и мотивы, традиционно применяемые в славянской вышивке.

3. Обосновать выбор материала и технологии при создании данного изделия ДПИ.

4. Разработать проект свадебного рушника «подножника» и изготовить изделие в материале.

Новизна исследованиязаключается в том, что впервые систематизированы и представлены в кафедральный фонд материалов по народной вышивке и художественному текстилю особенности изготовления рушника «подножника».

Теоретическая значимость исследованиясостоит в том, что обобщен материал по славянской вышивке и использованию рушника «Подножник» в свадебных обрядах.

Практическая значимость исследованиясостоит в том, что изготовленный рушник-«подножник» может быть использован как наглядное пособие, как образец для изготовления изделий для проведения свадебных обрядов, а также как выставочная работа.

Методическая значимость разработанных материаловв том, что при изготовлении изделия осуществлялся анализ и отбор технологий обработки ткани, ниток для вышивки. Собран и систематизирован материал о традициях славян, об использовании орнамента в народной вышивке, о ритуальном использовании рушников. Этот материал может быть использован в учебном процессе при обучении студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и «Народное художественное творчество», в просветительской работе со школьниками и молодежью.

Наши рекомендации