Соединение изгнаний и возрождение мертвых
68)[54] Он сидел, охваченный горем. Сказал: «Страх и великий ужас охватили меня». Поскольку вижу я, что указывали товарищи, мудрецы Мишны, над которыми пребывает дух святых. Они указали, что в шестом тысячелетии будет избавление. Это прекрасно. Но я вижу дополнительное замедление для тех, кто пребывает во прахе: что ко времени четыреста и восемь лет от шестого тысячелетия будут дожидаться возрождения из мертвых все пребывающие во прахе при существовании своем.
Он назвал пребывающих во прахе сыновей Хэта, поскольку Хэт косвенно указывает на то, что пробудятся к возрождению из мертвых в четыреста восьмом году. И как сказано: «В этот (а-зот) юбилейный год возвратитесь каждый во владения свои». Когда закончится «а-зот», и это пять тысяч и четыреста восемь. Потому что «хэй» в слове «а-зот» указывает на пять тысяч. «Зот» в гематрии четыреста восемь. «Возвратитесь каждый во владения свои» – т.е. тело (гуф) вернется к душе своей, которая является уделом его и наследием его.
69) Мы изучали, что есть три подразделения: законченных праведников, законченных грешников и средних. Законченные праведники возродятся к жизни из умерших в земле Израиля, которые будут раньше на несколько лет, чем наступление четыреста восьмого года, на сороковом году после стечения изгнаний. А последние возродятся все ко времени «четыреста восьмой год шестого тысячелетия». Кто тогда удостоится этой задержки? Кто будет придерживаться своей религии в это время? Об этом я сам сожалею.
70) Мы изучали, что будет свет. Свет – это избавление. А слово «свет» (ор – 207) в гематрии «намек» (ра"з – 207), означающий «тайну» (сод). И когда Писание говорит: «Да будет свет», оно намекает этим, что время избавления будет тайной. И не будет известно ни одному человеку.
В раскаянии все приблизятся к тому, чтобы возродиться к жизни. Если не рассказать об этом, то не дается тем самым откровения уст надеющимся на избавление каждый день. Как сказано: «Сокровище спасения»[55] – это указывает на тех, кто ожидает спасения каждый день. А если избавление связано с назначенным сроком, как же можно надеяться каждый день? Но, конечно же, это зависит от раскаяния. И тогда, когда совершат раскаяние, будут избавлены. И на сороковом году после стечения изгнаний будет возрождение мертвых.
71) Зависит от раскаяния. И сказано: «И пробудятся многие из спящих во прахе земном»[56]. «Из спящих»: только часть восстанет – праведники, которые раскаялись еще при жизни своей, которые достигают своего возрождения преждевременно. Таким образом, благодаря раскаянию продвигаются.
На сколько лет опережают праведники остальных людей? На двести четырнадцать лет опережают праведники всех остальных людей. Мера опережения зависит от того, в какой мере поглощен прахом. Когда каждое тело (гуф), которое раньше поглощено прахом, раньше возрождается. Есть много видов возрождения, потому что у каждого тела особое возрождение, в соответствии с мерой стремительности поглощения прахом. Но все возрождения произойдут в одно время.
«И выросли отроки»[57]– «ибо охота на устах его»[58]
73)Сторона Авраама, правая сторона, хасадим, заставляла их расти. И чистота его поддерживала их, ибо он обучал их заповедям, как сказано: «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим (эт банав)»[59]. «Эт» включает Яакова и Эсава, которые тоже относятся к его сыновьям. И потому «выросли отроки»57, и росли они в святости, но потом отвратился Эсав.
«И выросли отроки, и стал Эсав…»57 Каждый пошел своим путем: один – в сторону святости, другой – в сторону идолопоклонства.
74) И так было еще в утробе Ривки – каждый тянулся в свою сторону. Ибо когда она занималась добрыми делами или проходила близко к месту, благоприятному для выполнения заповедей Торы – Яаков радовался и толкался, чтобы выйти. А когда приближалась к месту идолопоклонства – то и грешник толкался, чтобы выйти. Поэтому, когда они сформировались и вышли в мир, каждый из них отделялся все более, тяготея к тому месту, которому соответствовал. И потому сказано: «Выросли отроки, и стал Эсав человеком, сведущим в охоте»57. «Сведущим в охоте» – это значит, что он вводил людей в заблуждение, чтобы восставать против Творца.
«Ибо охота на устах его»58
75) «Человек, сведущий в охоте, человек поля»57 – он был искусным охотником, т.е. охотился на умы людей и вводил их в заблуждение, чтобы восставали против Творца. «Человек поля» – стремился грабить людей и убивать их. Но сам Эсав говорил, будто он находится в поле, чтобы молиться, – как Ицхак, о котором сказано: «Вышел Ицхак молиться в поле»[60]. Но сам охотился, вводя Ицхака в обман устами своими. «Человек поля» – потому что удел наследия его не в месте заселения, а в месте разрушения, в пустыне, в поле.
76) Как мог не знать Ицхак всех дурных дел Эсава? Ведь Шхина была с ним, и он должен был знать это благодаря духу святости. Ибо если бы не было с ним Шхины, то как бы мог он благословить Яакова в час, когда благословил его? Однако же, разумеется, Шхина пребывала с ним всегда, но Шхина не известила его – для того, чтобы Яаков был благословлен не с его ведома, а по ведому Творца. Ибо в тот час, когда предстал Яаков пред отцом, пришла с ним Шхина, и тогда увидел Ицхак, своим разумом, что тот достоин благословения и будет благословлен по ведому Шхины.
Ибо Яаков – это покрытые хасадим, и он всегда тянется к правой линии. А Эсав целиком и полностью исходит от левой линии. Рош его исходит от левой линии святости, а гуф (тело) его исходит от ступеней скверны. И потому, если бы Ицхак знал о дурных делах Эсава, то совсем бы отстранил его и благословил бы Яакова вместо него. Таким образом, он поддерживал бы только свечение правой линии и устранил бы свечение левой линии – тогда как Творец желал, чтобы он притянул к Яакову всё свечение левой линии, которое предназначалось Эсаву. Ибо тогда станет Яаков совершенным со всех сторон.
Поэтому Шхина не извещала его о дурных делах Эсава, чтобы он благословил Яакова не по своему усмотрению, как сказано: «И не узнал он его»[61] – так как думал, что благословляет Эсава, но в результате продолжил для Яакова благословение Эсава. И сказал затем: «Пришел брат твой с обманом и взял твое благословение»[62]. Но так пожелал Творец, чтобы был он совершенен также и от свечения левой линии. Ибо тогда, в силу соединения с ним Шхины, узнал Ицхак, что тот достоин благословения левой линии и получит эти благословения по ведому Шхины. Ибо свечение Шхины от левой линии (происходит), когда Зеир Анпин – это правая линия, а Нуква – это левая линия.
«И сварил Яаков похлебку»63
77) Почему Яаков не хотел дать Эсаву чечевичную похлебку, пока тот не продал ему свое первородство?[63] Как может быть, чтобы Яаков обманул Эсава?
78) Писание свидетельствует: «Яаков – человек кроткий»57, не умеющий обманывать. Сказано об этом: «Ты дашь истину Яакову»[64]. Однако еще до того Эсав ненавидел первородство и просил Яакова, чтобы тот взял его даже без денег. Сказано: «Он ел и пил, и встал, и пошел. И пренебрег Эсав первородством»63.
Первородство – это мохин, относящиеся к свéту хохма и происходящие от свечения левой линии. А поскольку свет хохма лишен облачения хасадим, низшие не могут его получить, и он вызывает на них суровые суды.
«И пришел Эсав с поля усталый… Ведь я хожу на смерть, на что же мне первородство?»63 Ибо поле – это место свечения левой линии, где он привлек мохин, относящиеся к первородству, и из-за них устал до смерти, поскольку они лишены хасадим.
Чечевичная похлебка – это мохин, привлекаемые от средней линии, которая зовется Яаков, т.е. свет хохма, облаченный в хасадим. И светят они во всем совершенстве, однако недостает им ГАР дэ-ГАР, т.е. первородства. Ибо из-за привлечения средней линии на экран хирик, чтобы облачить хохму в хасадим, уменьшаются ГАР дэ-ГАР, лишаясь мохин.
«И пришел Эсав с поля усталый»63 – потому что притянул там мохин, относящиеся к первородству и лишенные облачения хасадим. И устал он до смерти. И было это еще до того, как он пришел к Яакову, чтобы просить у него похлебку из чечевицы, – вследствие суровых судов, которые притянулись к нему из-за нее. Таким образом, не ради чечевичной похлебки передал он ему первородство, а из-за страха смерти. А после того как уже пренебрег первородством, желая, чтобы (Яаков) взял его даже без денег, тогда оживил его Яаков чечевичной похлебкой, желая, чтобы он поклялся ему о продаже первородства, – дабы раз и навсегда подчинить левую линию правой.
79) «И сварил Яаков похлебку»63 – как знак скорби по Аврааму, так как в тот день умер Авраам. И сварил Яаков семена чечевицы, круглые и без выемки (пэ), что намекает на скорбящих, у которых сомкнуты уста (пэ). Но разве не Ицхак должен был сварить похлебку? Ведь скорбел óн, а не Яаков. Но поскольку Яаков знал корень Эсава в той стороне, к которой прилепился, то делал красные кушанья, так как это кушанье сокрушает силу красной крови. Их посредством он мог сокрушить мощь и силу Эсава, представлявшего красную кровь, как сказано: «Вышел первый, красноватый»[65].
Пэ (уста) – это ГАР, как сказано: «Ибо охота на устах его»[66]. Однако у зерен чечевичной похлебки нет выемки (пэ), так как они лишены ГАР. И вместе с тем они были красны, так как красный оттенок намекает на Бину, на левую линию, исходящую от нее. Оттуда питался Эсав мохин, относящимися к первородству.
А если бы они не были красны, не принял бы их Эсав, так как он может получать только от свечения левой линии, а это – красный оттенок. И тогда не смог бы (Яаков) подчинить его. Но так как они были красны благодаря хохме свечения левой линии, то, хотя и представляли собой только ВАК дэ-ГАР, принял их Эсав. Посредством этого получения он пренебрег первородством и подчинился Яакову.
80) Ради этого блюда продал Эсав себя в рабство и продал свое первородство Яакову. В тот час узнал Яаков, что благодаря тому козлу, которого Исраэль принесут в жертву в День искупления к ступени его, в пустыню к Азазелю[67], т.е. к Сáмэлю, покровителю Эсава, – он превратится в раба сыновей его, и станет им заступником, и не будет обвинять их. Ради этой ступени хохма, относящейся к Эсаву, в каждом месте поступал Яаков с Эсавом мудро, и потому не мог Эсав властвовать над ним и смирился. И Яаков не осквернился им, и тот будет защищать его.
82) Так же должно было быть и с Лаваном, поскольку он был чародеем. Поэтому и с ним прибег Яаков к обману, хотя и был человеком кротким. Поскольку он был кротким и совершенным – поступал милосердно с тем, к кому нужно было проявить милосердие, и прибегал к суровому суду и обману, с кем требовалось. Так как было в нем две части: милосердие и суд, ибо Яаков – это срединный столп, включающий две линии: Хесед и Гвуру. Сказано о нем: «С милостивым поступаешь ты милостиво… а строптивого скручиваешь»[68] тяжким судом.
И был голод в той земле
83) «Творец испытывает праведника, а нечестивого и любящего разбой ненавидит душа Его»[69]. Насколько исправлены и прямы деяния Творца. Всё, что Он делает, вершится по суду и по истине, как сказано: «Он твердыня, совершенно деяние Его»[70].
84) Творец не осудил Первого человека (Адам Ришон), пока не заповедал ему ради его же блага, чтобы не склонилось его сердце и желание к другому пути, чтобы не отведал он от Древа познания и не осквернился. Но тот не уберегся и преступил заповедь своего Владыки, отведав от Древа познания. И после этого осудил его Творец судом.
85) Но вместе с тем не осудил его Творец надлежащим образом, как сказано: «В день, когда вкусишь от него, смертию умрешь»[71]. Но сдержал Творец Свой гнев, и остался он в живых на один день. А день Творца длится тысячу лет, как сказано: «Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний, когда минул он»[72]. За вычетом тех семидесяти лет, которые он отдал царю Давиду, у которого не было собственной жизни вовсе. И потому прожил он 930 лет: тысячу лет минус семьдесят.
86) Творец не судит человека по дурным делам, которые он совершает всегда. Ибо если бы Он делал так, мир не смог бы существовать. Но Творец сдерживает Свой гнев с праведниками и с грешниками. Причем с грешниками Он сдерживает гнев еще больше, чем с праведниками, чтобы вернулись они к полному раскаянию и существовали в этом мире и в мире будущем. «Лишь возвращения нечестивого с пути его (желаю) – и будет жить»[73] в этом мире и в мире будущем. Поэтому сдерживает Творец Свой гнев на них всегда. Или же потому, что произойдет от них в мире доброе потомство, как произошел Авраам от Тераха, который пустил побег и прочный корень в мире.
87) Однако Творец всегда требователен к праведникам во всех деяниях, которые они совершают, – так как знает, что не отклонятся они вправо или влево, и потому испытывает их. Не ради Себя Творец испытывает их, поскольку знает их природу и силу их веры, и не нужно Ему испытывать их. А испытывает Он их, дабы возносить их голову благодаря этим испытаниям.
88) Таким же образом поступил Творец с Авраамом. Сказано: «Бог испытал Авраама»[74]. Испытал (нисá) – значит превознес (букв. поднял стяг – нэс). Он поднял Свое знамя во всем мире. Словно для испытания, при связывании (Ицхака) Творец превознес Авраама пред всеми. Сказано: «испытал Авраама». Только затем, чтобы превознести праведников, Он испытывает их, дабы вознести их голову во всем мире.
89) «Испытывает праведника» – что это значит? Дело в том, что Творец желает праведников, Он хочет душу, а не тело. Ибо душа подобна высшей душе, Шхине, а тело недостойно объединяться наверху со Шхиной. Хотя форма тела имеет высший корень и происходит от Шхины, т.е. Малхут, – все равно оно недостойно объединяться с нею.
90) В час, когда Творец желает душу человека, дабы осветить ее, – Он бьет тело, чтобы властвовала душа. Ибо пока душа с телом равны, душа не может властвовать. Когда же тело сокрушается – душа властвует. «Испытывает праведника» – это значит: укрепляет его.
91) «А нечестивого и любящего разбой ненавидит душа Его»[75]. Ступень, от которой зависят все души, т.е. Малхут, «ненавидит» душу этого нечестивца, так как не желает он ее, чтобы слиться с нею в этом мире, и не желает он ее в мире будущем.
Душа Творца ненавидит нечестивого и любящего разбой, и потому Он «испытывает праведника», ибо полюбил его.
92) Когда сотворил Творец Адама, заповедал Он ему не есть от Древа познания – дабы благотворить ему. Дал ему Творец мудрость, и поднялся он по своим ступеням наверх, к Творцу. Когда же опустился вниз – увидел вожделение злого начала и прилепился к нему, и забыл всё, на что взирал в высшей славе своего Владыки.
93) Пришел Ноах. Вначале сказано о нем: «Ноах – человек праведный, непорочный»[76]. А потом спустился он вниз и увидел крепкое однодневное вино, непрозрачное, полное дрожжей, «выпил его, опьянел и обнажил себя»[77].
94) Пришел Авраам, возвысился в мудрости и созерцал славу своего Владыки. А потом «был голод в той земле, и сошел он в Египет»[78], и поднялся Аврам из Египта[79], и взошел на свою первую ступень, на которой был вначале. Вошел с миром и вышел с миром.
95) Пришел Ицхак, и был голод в той земле[80], и пошел Ицхак в Грар[81], и поднялся оттуда с миром. И так все праведники: всех их испытывает Творец, чтобы вознести их голову в этом мире и в мире будущем.
«Она сестра моя»
96)«Она сестра моя»[82]. (И) Авраам называл сестрою Шхину. Ибо Шхина была с Ицхаком и с его женой. Сказано об этом: «Скажи мудрости: "Ты сестра моя"»[83]. Поэтому укрепился он в Шхине и сказал: «Она сестра моя». Авраам и Ицхак были достойны сказать: «Сестра моя, подруга моя, голубка моя, чистая моя»[84], так как Авраам и Ицхак были меркавой (строением) для Зеир Анпина. Потому и укрепились эти праведники в Творце, что стали меркавой (строением) для Него.
97) «И было: когда минули дни… со своей женой Ривкой (эт Ривка)»[85]. «Эт» намекает на Шхину, которая была с Ривкой, так как «эт» – имя Шхины. Ицхак вступал в связь на ложе своем днем. Мы знаем, что Исраэль святы и не вступают в связь на ложе своем днем. Как же Ицхак, будучи святым, мог вступать в связь на ложе своем днем?
98) Но, конечно же, Авимэлэх был умен и всматривался, используя предсказание по звездам, называемое окном. И увидел он там, что не был Ицхак тем, кем назвался, а, конечно же, он развлекался с ней, и она – жена его. И тогда «призвал Авимэлэх Ицхака»[86].
Мог бы Авимэлэх взять его жену, как поступил он с Авраамом, если бы Творец не вразумил его ранее в случае с Авраамом, сказав ему: «Вот, ты умираешь за женщину»[87].
99) И потому сказал он: «Она сестра моя» – чтобы связать себя со Шхиной. Так как не было в них веры – сказал: «Она сестра моя». Поэтому объяснил: «Ибо думал я – нет страха пред Богом в этом месте»[88]. «Нет страха пред Богом» – речь идет о вере.
100) Поскольку Шхина не пребывает вне святой земли, то «нет страха пред Богом в этом месте». И Ицхак укрепился в вере, т.е. в Шхине, увидев, что Шхина пребывает в его жене.
«И повелел Авимэлэх»[89]
101) Сколько ждал Творец, чтобы взыскать с грешников? Ведь за то благо, которое оказал Авимэлэх первым праотцам, – не властвовали Исраэль над филистимлянами долгое время до последних поколений. Хорошо поступил Авимэлэх, оказав благо Ицхаку, и так же сказал Аврааму: «Вот, земля моя пред тобою. Селись, где тебе нравится»[90]. Ведь это обращение, разумеется, относится также и к потомству Авраама, а потому он выполнил свои слова и с Ицхаком. И он достоин похвалы за то, что он выполнил свое обещание.
102) Горе грешникам, благо которых не совершенно. Эфрон сначала сказал: «Господин мой, послушай меня: поле я отдал тебе»[91]. А затем сказал: «Земля за четыреста…»[92] Тогда: «И отвесил (Авраам серебро), принимаемое торговцами»[93]. Здесь также сначала сказал (Авимэлэх) Аврааму: «Вот, земля моя пред тобою» – включая и Ицхака. А затем сказал Ицхаку: «Уходи от нас, ибо ты стал гораздо сильнее нас»[94]. Это и есть благо, которое он оказал Ицхаку: Авимэлэх не взял у него ничего и отправил со всеми его деньгами и имуществом, а затем пошел за ним, чтобы заключить с ним союз.
103) Хорошо поступил Ицхак, когда, зная тайну мудрости, постарался и выкопал колодец с водой. Он исправил Нукву, называющуюся колодцем с водой, чтобы укрепиться в вере, т.е. в Нукве, как дóлжно. Так и Авраам постарался и выкопал колодец с водой. А Яаков нашел ее (Нукву) уже исправленной и обосновался на ней. Все шли за нею (Нуквой), за этим колодцем, и прилагали усилия в ней, чтобы укрепиться в полной вере, как дóлжно.
104) А теперь Исраэль укрепляются в нем, в кладезе воды, т.е. Нукве, выполняя заповеди Торы. И каждый день укрепляется человек с цицит, так как это – заповедь, и человек облекается в нее. А также с тфилином, который накладывает на голову и на руку, как дóлжно. Ибо они представляют высшую тайну – ведь Творец пребывает над человеком, украшающимся тфилином и облекающимся в цицит. Всё это – основа высшей веры, Нуквы, которая становится исправленной благодаря заповедям, выполняемым человеком.
105) И потому, кто не облекается в цицит и не украшается тфилином, дабы укрепляться каждый день, – не пребывает над ним вера, и лишается он трепета пред его Владыкой, и молитва его – не та молитва, какой она должна быть. Поэтому укреплялись праотцы в высшей вере, так как высший колодец, называемый полной верой, пребывает в ней, (то есть) в исправлении Нуквы.
«И нарек ему имя Реховот»[95]
106) «И будет водить тебя Творец всегда»[96]. В этом высказывании были укреплены обладатели веры, которым обещан будущий мир.
Если сказано: «Будет водить тебя Творец», то зачем еще добавлять: «всегда» (тамид)? Однако здесь содержится намек на постоянную жертву «тамид», приносимую в сумерки, когда человек получает подкрепление, (находясь) под рукою Ицхака, соответственно (послеполуденной) молитве минха, которую установил Ицхак, исходящий от свечения левой линии. И это – удел будущего мира, Нуква, получающая удел хохма от ИШСУТ, которые называются будущим миром.
Откуда мы знаем, что словá «будет водить тебя Творец всегда» означают свечение левой линии? От Давида, как сказано: «Ведет меня путями справедливости ради имени Своего»[97]. «Ведет меня» – это свечение левой линии, так как он говорит о путях справедливости, а это – имя Нуквы, когда она светит слева.
107)«…И насыщать чистотой душу твою»96 – это лучащийся светильник, Зеир Анпин, свечение правой линии, хасадим. Все души наслаждаются, глядя на него и нежась в нем.
«…И кости твои укрепит»96. Если душа праведника насытилась, то что значит «кости твои укрепит»? Неужели он говорит о костях тела? Однако же это – возрождение из мертвых, ибо в будущем Творец оживит мертвых и исправит кости человека, чтобы стали они, как вначале, в совершенном теле. И добавится свет от зеркала, светящего для души. И засветит оно вместе с телом ради совершенного существования, как и должно быть. Таким образом, что и сейчас говорится о душе праведника, которой Творец придаст совершенное тело, дабы облачиться в него навечно.
108) «Сад орошенный»96 – его высшие вóды, изобилие Бины, не прекращаются в нем никогда, во веки веков. И этот орошенный сад, Малхут, пьет от них и орошается от них всегда. «Как источник» – это та река, берущая свое начало и текущая из рая, и вóды ее не иссякают никогда.
«Колодец вод живых»[98]: высший, т.е. Бина, находится в вере, т.е. в Малхут. И тогда она – колодец, в котором есть источник, колодец, наполняющийся от того источника. И представляют они две ступени: мужскую и женскую, составляющие одно целое.
Когда Нуква питается только от левой стороны, прежде чем протянулась к ней средняя линия, экран дэ-хирик, объединяющий правую и левую линии друг с другом, и тогда свечение хохма закрывает ее, поскольку она лишена хасадим – то называется она тогда ямой, как сказано: «Яма пуста, и нет в ней воды»[99].
А после того как протянулась к ней средняя линия, т.е. ступень хасадим, выходящая на экран точки хирик, который объединяет правую и левую линии в ней друг с другом, – тогда хохма, имеющаяся в ее левой стороне, облачается в хасадим в ее правой, и обе они светят в ней во всем совершенстве. И тогда называется она колодцем. Ибо экран дэ-хирик, на который выходит уровень хасадим, называется поэтому источником, и указывает на него буква «алеф» (א) в слове колодец (באר). Таким образом, сама Нуква, происходя лишь от левой линии, является пустой ямой (בור). Когда же пробуждается в ней экран дэ-хирик, обозначаемый буквой «алеф», символизирующей источник воды в ней, – тогда она называется «колодцем вод живых». Ибо вóды – это хасадим, а живые – это хохма, свет хая, облаченный в хасадим, которые называются водами.
Сначала раскрывается экран хирик от неподслащенной Малхут, называющейся замкóм (манула). А затем поднимается экран, и подслащается в Бине, и исправляется экран в свойстве Бины, и называется тогда ключом (мифтеха). Высший, т.е. Бина, находится в Малхут, называющейся верой, а экран дэ-хирик, называющийся источником, привлекается к Малхут и исправляется в ней в свойстве Бины, как ключ (мифтеха). И тогда, после того как экран подслащается от Бины, он становится в ней источником, т.е. источает в ней уровень хасадим, называющихся водами. И тогда наполняется колодец, т.е. Малхут, всеми своими светами посредством того источника: и от света хохма, и от света хасадим.
Однако пока экран не подсластился в Бине, недостоин он наполнять Малхут всеми светами. Ибо над экраном замкá (манула) довлеет Первое сокращение, и не достоин он света хохма. Ибо после того как экран дэ-хирик, являющий собой источник воды в яме, получил исправление от Бины, являются оба они одним целым – яма и источник в ней. Оба они происходят от ключа (мифтеха) и они – захар и некева (мужское и женское начало), так как экран дэ-хирик – это захар, дающий, а яма – это некева, получающая и наполняющаяся от него.
Тем самым разъясняется различие и соотношение между орошаемым садом и источником, вóды которого не иссякают. Орошаемый сад – суть Малхут, яма, наполняющаяся от источника. А источник – это река, вытекающая из рая, экран дэ-хирик, уже исправленный, чтобы стать основой (есодом) Бины. Он называется рекой, вытекающей из рая, – т.е. представляет свойство ключа (мифтеха). Сказано об этом: «вóды его не иссякают».
Однако, пока он не исправился полностью в свойстве ключа (мифтеха), вóды его могут иссякнуть. Когда раскрывается над ним свойство замкá (манула), сразу же уходят светá, по принципу «не удостоился – плохо».
110)[100] Источник и яма – это единое целое. И вместе они называются колодцем, так как источник символизируется буквой алеф (א), а Малхут – ямой (בור). И вместе они – колодец (באר). Ибо этот источник вливается в Малхут и не иссякает для нее никогда. И всякий, кто смотрит на эту яму, т.е. на Малхут, смотрит на высшую тайну веры, т.е. на Бину, потому что Малхут исправилась в свойстве ключа (мифтеха).
Это – признак работы праотцев, которые постарались выкопать колодец с водой в высшей тайне, т.е. в Бине, свойством ключа (мифтеха). И не следует разделять источник, источающий воду, и саму яму, так как всё это едино.
И тогда «нарек ему имя Реховот». И потому распространятся его источники во все стороны: в правую сторону и в левую сторону, т.е. хохма и хасадим. Сказано об этом: «Разольются источники твои наружу по улицам (реховот), потоками вод»[101].
Рытье колодцев. Почему нарек Ицхак колодцу имя Реховот – имя Бины? Ведь этот колодец – средняя линия, выходящая на экран хирик, т.е. масах дэ-ЗОН, уже отделившийся от Бины. Три колодца, выкопанных Ицхаком, – это привлечение трех линий от трех точек – холам, шурук и хирик – к основе (есоду) Нуквы, зовущейся колодцем. И это – три посева, которые называются здесь тремя вскапываниями.
В холаме исчезают ГАР, а буквы ЭЛЕ (אל"ה) падают в ЗОН, а из ЗОН – в миры БЕА. Это – рытье первого колодца. И потому нарек он ему имя Эсек[102], так как спорили[103] с ним, ибо нечистая сторона цепляется за место недостатка.
Отсюда проистекает правая линия, хасадим, рытье второго колодца, второй посев, точка шурук. И хотя свет хохма вернулся и восполнился, все равно он не светит, поскольку лишен хасадим. Сказано: «спорили также и о нем»[104], так как и за него уцепилась нечистая сторона. И потому нарек он ему имя Ситна (вражда). Отсюда проистекает левая линия – хохма без хасадим.
А рытье третьего колодца – это третий посев, хирик, экран дэ-ЗОН, а не от Бины. Однако есть у него сила, чтобы согласовать две линии Бины: правую и левую. Тогда облачаются хохма и хасадим друг в друга, и их свечение восполняется со всех сторон.
Сказано: «И двинулся он оттуда» – он переместился из Бины и пришел на ступень ЗОН, где находится экран точки хирик. И тогда «выкопал колодец иной, и не спорили о нем», так как на этот экран выходит средняя линия, объединяющая две линии друг с другом и восполняющая их обе. Поэтому отделилась нечистая сторона, и не могли больше обвинять его. И потому нарек ему имя Реховот.
Если уж он переместился оттуда, т.е. перешел из двух линий, идущих от Бины, и пришел на ступень ЗОН, то почему назвал (колодец) именем Бины – Реховот?
Источник – это экран дэ-хирик, на который выходит средняя линия. И пока экран этот подобен замкý (манула), он не является источником, так как Первое сокращение довлеет над ним, и не может он получать хохму. И только после того как он составляется из букв ЭЛЕ (אל"ה), которые относятся к Бине и называются рекою, вытекающей из рая, – называется он ключом (мифтеха) и тогда исправляется свойством средней линии и передается Нукве, чтобы объединить в ней две линии – правую и левую, – и восполняет в ней светá со всех сторон.
Если же источник, который источает в ней воду, будет от замкá (манула), тогда произойдет разделение между ним и ямой. Ибо Нуква называется ямой, только когда питается хохмой без хасадим от левой линии. И тогда она обязательно исправлена в келим Бины, которые являются ключом (мифтеха) и без которых она не смогла бы получить свет левой стороны Бины. Поэтому, если источник в ней происходит от замка (манула), когда он недостоин хохмы, то он повредит яму в ней и не будет более пригоден для получения ГАР. Этот источник обязан исправиться сначала как ключ (мифтеха), подобно яме. И тогда источник восполняет ее, чтобы светили в ней хохма и хасадим вместе.
А поскольку третий колодец – это свойство экрана хирик, средняя линия, источник в Нукве, постольку нарек он ему имя Реховот. Ибо он подсластил его и привлек к нему ключ (мифтеха), который происходит от основы (есод) Бины, называющейся Реховот. И нарек он ему имя Реховот, чтобы привлечь в него источник, подслащенный от реки, которая вытекает из рая и называется Реховот. Ибо тогда становится источник достойным объединить правую и левую линии друг с другом.
И нечистая сторона больше не будет обвинять: «и не спорили о нем» больше. Но если бы он не назвал его Реховот, т.е. не привлек бы к нему ключ (мифтеха), а оставался бы по-прежнему замок (манула), то не был бы достоин объединить две линии в нем. Более того, произошло бы разделение между источником и ямой. И тогда нечистая сторона обвиняла бы его еще более, чем за два первых колодца.
112)«Мудрости возглашает снаружи, на улицах (реховот) подает свой голос»[105]. Что значит «мудрости» во множественном числе, а не мудрость (хохма)? Это высшая хохма, хохма Арих Анпина, и малая хохма, низшая хохма, Нуква, включенная в высшую и пребывающая в ней. Об этих двух мудростях (хохма) и говорит Писание во множественном числе.
113) Высшая хохма Арих Анпина, которая более скрыта, чем все скрытое, и непознаваема, и не проявлена. Когда она распространилась, чтобы светить, – она светила в будущем мире, и это ИШСУТ, не включая высшие Аба вэ-Има, называемые «грядущее будущее», в которых не распространяется хохма Арих Анпина, чтобы светить, поскольку они являются «чистым воздухом».
И выясняется, как распространилась хохма Арих Анпина, чтобы светить в ИШСУТ. Будущий мир создан от Арих Анпина. Создан буквой «йуд», и скрылась там эта хохма. В то время, когда Атика Кадиша, Арих Анпин, пожелал раскрыться мирам, он поднял Малхут под скрытую хохму рош Арих Анпина, а Бина и ТУМ вышли вне рош Арих Анпина и стали ВАК без рош. А будущий мир, Бина, ИШСУТ, создан от Арих Анпина и вышел наружу из рош Арих Анпина, и стал ВАК без рош, из «йуд» имени АВАЯ, указывающей на Арих Анпин и Аба вэ-Има. И ИШСУТ вышли наружу из Арих Анпина и Аба вэ-Има, представляющих собой рош и «йуд», и стали ВАК без рош. А хохма, являющаяся рош, была скрыта и исчезла из ИШСУТ.
И они стали одним целым с рош Арих Анпина, в то время, когда украсилось все в состоянии «будущий мир», то есть в то время, когда хохма Арих Анпина вернулась и украсила «будущий мир», то есть ИШСУТ, украшением ГАР. Тогда она светит в радости, и всё это – шепотом, чтобы это не было снаружи услышано миром.
Высшая хохма Арих Анпина распространилась, чтобы светить в ИШСУТ, в «будущем мире». Посредством уменьшения и распространения. Когда, вследствие подъема Малхут в рош Арих Анпина, вышла Бина вне рош Арих Анпина, лишившись ГАР. Потому что остались в ней тогда лишь две буквы МИ от Элоким, а буквы ЭЛЕ ее вышли вне ее и упали в ЗОН. А затем она снова распространилась, достигнув ГАР с помощью нового света от зивуга АБ-САГ, который снова опускает Малхут из рош Арих Анпина и поднимает буквы ЭЛЕ снова в Бину. И также Бина вернулась в рош Арих Анпина, и снова распространилась в ней хохма Арих Анпина.
И в то время, когда украшается все в будущем мире, когда достигают ГАР, называемых украшение, возвращается Бина и становится одним целым с рош Арих Анпина. И буквы ЭЛЕ Бины вернулись к Бине, а Бина вернулась в рош Арих Анпина. И тогда светит в радости именно ГАР в ней, а не ЗАТ, который в ней. Когда Бина возвращается в рош Арих Анпина, она получает там хохма без хасадим, потому рош Арих Анпина – полностью хохма, и поэтому только ГАР ИШСУТ, которые не нуждаются в хасадим, могут светить. Тогда как ЗАТ, основой строения которых является свет хасадим, не могут получать хохма без хасадим, и они остаются пока что закрытыми. И это то, что называется «речь без голоса». Потому что «голос» – свет хасадим, а «речь» – свет хохма, а когда хохма без хасадим, она называется «речью без голоса».
114) И хотел распространиться еще, чтобы светить также ЗАТ, который нуждается в облачении хохма в хасадим, и вышли из ИШСУТ огонь (эш), вода (маим), и ветер (руах). И стали одним голосом, и вышли наружу, и стали слышимы. И тогда, оттуда и далее, стали вне ИШСУТа гуф (телом), ВАК. Ибо внутри он в скрытии, без голоса, чтобы не быть слышимым миру. А теперь, когда услышана тайна, стал внешним. Отсюда и далее должен исправиться человек в деяниях своих, и просить, молиться и поднимать МАН, для того чтобы притянуть хохма, и это, как в сказанном: «Просить дождей»[106].
Ибо, чтобы светили также и ЗАТ Бины свечением хохма, поднимается Зеир Анпин в МАН к Бине в виде экрана дэ-хирик, который слит с ним, являясь экраном первой стадии, убавляющим от левой линии ГАР дэ-ГАР. И тогда он подчиняется правой линии, и они включаются друг в друга. И эта хохма облачается в хасадим. И тогда она светит также в ЗАТ Бины, и выходят там три линии: Хохма, Бина, Даат. И поскольку Зеир Анпин вызвал выход трех линий ХАБАД в Бине, он тоже удостаивается этих трех линий, называемых у него маим, эш, руах (вода, огонь, ветер).
Хотел распространиться и светить хохмой также и в ЗАТ. Зеир Анпин поднялся в МАН при помощи экрана дэ-хирик, имеющегося в нем, и вызвал выход трех линий ХАБАД в Бине. И засветила в ней хохма также и в ЗАТ. И в силу этого вышли три линии, маим, эш, руах, в Зеир Анпине, и три эти линии сделались одним парцуфом, и это Зеир Анпин, называемый «коль» (голос), который вышел наружу и стал слышен. То есть вышел из свойства ГАР, внутренней сути, в свойство ВАК, называющееся «внешним», потому что экран дэ-хирик, делает его ВАК, а это – «внешнее». И называется, что вышел наружу. И тогда он слышим, поскольку передает свечение хохма. Но когда он находится во внутренней сути, прежде чем внес согласие с Зеир Анпином, с помощью экрана дэ-хирик, находящегося в нем, являющегося внешним свойством, находился он в скрытии – «речь без голоса», хохма без хасадим, и поэтому не был слышен, поскольку не раскрывалась от него никакая отдача.
«Мудрости возглашает снаружи». Это две хохмы (мудрости), высшая хохма и нижняя хохма, которые светят вместе. Возглашает вовне с помощью подъема Зеир Анпина в МАН, который является внешним, и тогда они передаются и слышимы.
Несмотря на то, что Зеир Анпин поднялся и извлек три линии ХАБАД, в Зеир Анпине называются «внешним». Поскольку никакой экран не может произвести уменьшение выше своего местонахождения, и поэтому считается Зеир Анпин, который стал средней линией в Бине, свойством «внутренний голос» (коль), который не слышен, поскольку его экран ничего не уменьшает там. И не слышен, поскольку место раскрытия хохма находится только в зивуге ЗОН в качестве голоса и речи, но не выше их.
115) «На улицах»105 – это небосвод, на котором светят все звезды, Есод Бины. От него зависят все мохин дэ-ЗОН и дýши, называющиеся звездами. Он – источник, вóды которого не иссякают, подобно реке, вытекающей из рая, чтобы орошать сад. Там «подает свой голос» высшая (мудрость), т.е. Бина, и низшая, т.е. Малхут. И всё едино.
«На улицах (реховот) подает свой голос»105. Нуква Зеир Анпина подает свой голос, т.е. экран, на улицах, т.е. в Есоде Бины. А ее собственный голос не слышен, так как Нуква подает свой голос в Есоде Бины, когда Бина с Нуквой становятся единым целым. Это объясняет, почему назвал (Ицхак) третий колодец Реховот, хотя и передвинулся наружу из Бины. Ибо Ицхак исправил экран дэ-хирик, чтобы он подсластился в свойстве реховот. Таким образом, словá «двинулся оттуда» означают, что «мудрости возглашает снаружи»105, т.е. они передвинулись изнутри наружу. «И нарек ему имя Реховот» – это значит: «На улицах (реховот) подает свой голос»105. То есть голос Нуквы становится единым целым с голосом Бины, которая называется Реховот.
116) «Возглашает снаружи»: хохма раскрывается только после того, как передвигается изнутри наружу с помощью экрана дэ-хирик, что в Зеир Анпине. Ибо от Зеир Анпина, называющегося внешней категорией, готова исправиться работа, т.е. Нуква. И находится это под вопросом: поднимать ли МАН, чтобы раскрыть свечение хохма? «Ибо спроси о временах прежних»[107]. Ведь только в Зеир Анпине, называющемся небесами, есть этот вопрос, как сказано: «от края неба до края неба».
117) «Приготовь их себе на поле»[108]. Нуква называется полем, которое благословил Творец. (Речь идет о том), чтобы он привлек свечение хохма к Нукве. А когда познáет тайну хохмы и исправит себя в ней – сказано: «затем и строй дом свой». Дом – это душа человека, которую он исправит тогда в своем теле и станет совершенным человеком.
Поэтому когда вырыл Ицхак и сделал колодец с миром (שלום), т.е. подсластил его в Бине, благодаря чему в нем нет зацепки для клипот, – тогда «не спорили о нем». И этот мир, т.е. подслащение Биной, назвал он Реховот. И всё исправилось как дóлжно. Счастливы праведники, деяния которых пред Творцом призваны обеспечивать мир (עולם), т.е. выстраивать и обеспечивать Нукву, называющуюся миром.
«И притупилось зрение глаз его»[109]
118) «И назвал Бог свет днем, а тьму назвал Он ночью»[110]. Все деяния Творца вершатся истинно, и все происходит по законам высшего мира, то есть все это – мохин, нисходящие из Бины. И все речения Торы – это речения веры, Нуквы, и высшее сокровение светит в ней.
119) Ицхак не удостоился того, что (удостоился) Авраам, у которого глаза не ослепли и не ослабли. Но содержится здесь то, что называется верой. Как мы уже изучали: «И назвал Бог свет днем»110 – это Авраам, являющийся светом дня, правой линией, и свет его все время светит и усиливается в дневном исправлении, и это – свет хасадим. Поэтому сказано: «И Авраам стар, достиг преклонных дней»[111] – то есть светов хасадим, которые светят. И он «стар», как сказано: «Светит все более, до полного дня»[112]. Поэтому, о нем сказано: «И назвал Бог свет днем».
120) «А тьму назвал Он ночью»110. Это Ицхак, являющийся тьмой, и он все более меркнет, чтобы принять эту «ночь» в себя. Поэтому, когда он состарился, сказано: «И было, когда Ицхак состарился, и притупилось зрение глаз его», потому что угасло совсем. И это безусловно так: он должен полностью померкнуть, и слиться со своей ступенью как должно.
«День» – это Зеир Анпин, а «ночь» – это Нуква. В корне своем, Зеир Анпин состоит целиком из правой линии, а Нуква состоит целиком из левой линии. И известно, что левая линия – это хохма без хасадим, и она не может светить без включения в себя хасадим. Тогда она называется «тьмой». И левая линия находится также в разладе с правой линией, и не желает ни в коем случае включать в себя хасадим, пока не приходит средняя линия, и это – ступень хасадим, выходящая на экран дэ-хирик, уменьшающая левую линию. И тогда она согласовывает между ними. И хохма облачается в хасадим. Тогда она светит в совершенстве. И Зеир Анпин состоит из правой линии, включившей в себя левую, а Нуква – из левой линии, включившей в себя правую. И они соединяются между собой, как сказано: «И был вечер и было утро: день один»110.
«А тьму назвал Он ночью»110 – это Ицхак. Ведь поскольку он представляет собой левую линию, являющуюся хохмой без хасадим, то называется «тьмой». Поскольку хохма не может светить без включения в нее хасадим. И он темнеет все больше, пока не вберет в себя Нукву. И он исправляет ее на ступени «ночь», пока она не станет пригодной к зивугу с Зеир Анпином, называемым «день». Поскольку прежде, чем окончательно затемняется, не желает левая линия соединяться с правой, являющейся хасадим. И поэтому все больше затемняется, пока не затемнится полностью в преклонную пору, ибо тогда соединяется с хасадим, получая свое совершенство, и тогда может светить.
121) Авраам светит со стороны своей ступени, Ицхак затемняется со стороны своей ступени. Яаков затемняется, как сказано: «А глаза Исраэля отяжелели от старости»[113]. «Отяжелели», а не «притупились», как у Ицхака. «От старости», но не его старости. «От старости» означает – от старости Ицхака, поскольку он включал в себя как Авраама, так и Ицхака. И поэтому, именно со стороны Ицхака «отяжелели глаза его». Он не может видеть, но не притупились его глаза окончательно. А у Ицхака глаза притупились уже от всего, и наступила тьма, поскольку тогда содержится в нем ночь, Нуква, и тогда свершилось: «А тьму назвал Он ночью»110.
«Призвал – не знаю я дня моей смерти»109
122) «Призвал он Эсава»109 – то есть включил в себя суровый суд, являющийся свойством Эсава. «И сказал он: "Вот и состарился, не знаю дня смерти моей"». «Счастлив человек, сила которого в Тебе»[114]. Счастлив человек, находящий силу свою в Творце, и в Нем – вся уверенность его.
123) Можно истолковать эту уверенность как в случае с Хананией, Мишаэлем и Азарией, сказавшими о своей уверенности в том, что Творец спасет их от горнила огненного. Но если не спасет Он их и особо не проявится над ними Творец, то тогда не благословится Имя Его перед очами всех? Однако после того, как узнали они, что говорили они не так, как следовало, то поправились: «Будет ли Ему угодно спасти нас или же нет, пусть станет известно Тебе, что не поклонимся мы идолу»[115].
Сообщил им Йехезкель, и они услышали и поверили ему, что особо не проявится над ними Творец, и не спасет их. И сказал им это, чтобы, пожертвовав душой своей, смогли получить награду.
124) Но не должен уповать человек, говоря: «Творец спасет меня или Творец сделает мне так-то и так-то». Но возложит надежду на Творца, что Тот поможет ему как это необходимо, если он будет старателен в заповедях Торы и пытаться идти путем истины. И поскольку человек пришел очиститься, конечно же, помогают ему. И в этом пусть уповает на Творца, чтобы помог Он ему. И чтобы полагался на Него, а не на кого-то другого, кроме Него.
И приведет в должный вид сердце свое, чтобы не появилась в нем посторонняя мысль. Но чтобы стало оно подобно пути проложенному, чтобы пройти по нему в любое место, куда необходимо: как направо, так и налево. И таким пусть будет сердце его. То есть, что бы не сделал ему Творец, благо или наоборот, будет сердце его готово и исправлено, чтобы не думать плохо о Творце никогда, ни в коем случае.
125) «Господь даст силу народу Своему»[116] – то есть Тору. «Сила его в Тебе»114 – означает, что человек должен заниматься Торой во имя Творца. Шхина называется «Имя». Ибо каждый, кто занимается Торой, и не старается во имя нее, – лучше бы ему не родиться.
«Пролагающие путь в сердце своем»114. «Славьте Восседающего на небесах, Того, чье имя Господь»[117]. Превозносите «Восседающего на небесах». Чтобы в занятиях той Торой, которой он занимается, было намерением его – превозносить Творца и делать Его самым важным и великим в мире.
Становится ясным, что истинный смысл Торы «лишма», то есть проложить «путь в сердце своем», заключается в том, чтобы направить сердце свое так, чтобы в занятиях Торой Его, вызвать обильный поток этого знания на себя и на весь мир, чтобы возвеличилось имя Творца в мире, как сказано: «Ибо полна будет земля знанием Творца». И тогда сбудется: «И воцарится Господь повсюду на земле».
126) Яаков, все его действия были во имя Творца. И поэтому был Творец с ним всегда, и не отстранялась от него Шхина. Потому что в час, когда призвал Ицхак Эсава, сына своего, не было там Яакова, и тогда Шхина сообщила Ривке, а Ривка сообщила Яакову.
127) Если бы, не ровен час, был благословлен в это время Эсав, то никогда бы Яаков больше не властвовал. И оставался бы, чего доброго, всегда в изгнании. Но от Творца исходило (желание), чтобы благословился Яаков. И все встало на свои места, как полагалось.
А Ривка любила Яакова. И потому послала за Яаковом и сказала ему: «Вот слышала я…»
128) Это было накануне Песаха, и злое начало должно было исчезнуть из мира, а луна должна была войти в силу – вера, Нуква. И потому приготовила она два кушанья. Намек на то, что сыновья Яакова должны будут принести в жертву в День Искупления двух козлов: одного – Творцу, а другого – Азазелю. И потому зарезала Ривка двух козлят: одного – для более высокой ступени, а другого – для покорения ступени Эсава, чтобы тот не властвовал над Яаковом. И оба их отведал Ицхак и съел.
Ибо совершенство мохин – взаимопроникновение правой и левой линий с помощью средней линии. И тогда хасадим, находящиеся в правой, включаются в свечение хохма, имеющееся в левой, а свечение хохмы в левой содержит хасадим из правой линии. И это – два кушанья, хохма и хасадим. И различие между теми двумя, что находятся в правой, и двумя, находящимися в левой, очень большое. Потому что в правой оба они находятся в кдуша (святости), и это пасхальная жертва и праздничная жертва, приносимые в Песах, и это – правая линия. Когда даже свечение левой, пасхальной жертвы, тоже находится в святости. Но в левой (линии) только хасадим из правой находятся в святости. Однако свечение левой отдается Ситра Ахра, и тем самым смиряют Ситра Ахра, и это – два козла, в грехоискупительную жертву и для Азазеля, приносимые в День Искупления, когда только хасадим, имеющиеся в правой, а это – козел в грехоискупительную жертву, находятся в святости. Но свечение левой не находится в святости, и это – козел для Азазеля.
Говорится, что два козленка, которых приготовила Ривка, – это два кушанья, правое и левое, находящиеся в правой линии, и тогда исправляются эти два кушанья, правое и левое, оба – святостью. Одно – тем, что злое начало исчезает из мира в силу свечения хохма в левой, соответствующей жерве Песаха, ибо свечение хохма уничтожает и истребляет Ситру Ахра из мира. Другое – чтобы дать войти в силу луне, в качестве веры, силой свечения хасадим, находящихся в правой (линии), соответствующей праздничной жертве, и после того, как Шхина, называемая луна и вера, достигает хасадим из правой, есть у нее сила, чтобы властвовать в мире.
Также говорится, что два козленка, которых приготовила Ривка, были двумя свойствами, правой и левой (линии), находящихся в правой линии. Правое и левое, находящееся в левой, когда левое отдается Ситра Ахра, Азазелю, и тем самым он смиряется, для того, чтобы притянуть высшие хасадим, находящиеся в Бине, которые соответствуют грехоискупительной жертве. А соответственно козлу для Азазеля, смирить Ситра Ахра. Вместе с тем, свечение левой линии, которое здесь, не было отдано Ситра Ахра, как Азазелю, даже от козленка свечения левой линии, и это по той причине, что святость Ицхака очень возвышенна. И вернул он даже левую, имеющуюся в левой ступени святости.
130) «И принес ему вина, и он пил». Свечение левой называется вином. И до согласования левой линии, когда свечение ее притягивается сверху вниз, называется пьянящим вином, от которого происходят все суды (диним). Но после выхода средней линии, объединяющей правую и левую друг с другом, называется оно вином, радующим Творца и людей.
Средняя линия называется далекой, поскольку обладает экраном хирика, выводящим ступень ВАК. И она далека от ГАР. Когда он принес вино, после выхода средней линии на экран дэ-хирик, то называется далеким местом, и тогда улучшается с помощью него вино, становясь радующим Творца и людей. И нет боязни присутствия судов (диним).
Вино, радующее Творца и людей, чтобы порадовать Ицхака, которому необходима радость, как необходима радость, чтобы радовать сторону левитов, левую сторону. Ведь, поскольку суды находятся в левой стороне, поэтому царит в ней печаль. И необходимо радовать всех, кто исходит от нее, а это левиты, и также Ицхак. И потому: «И принес ему вина, и он пил».
Любимая одежда Эсава
131)«И взяла Ривка одежду Эсава»[118] – это одеяния, которые Эсав добыл у Нимрода. То были дорогие одеяния от Первого человека (Адам Ришон), попавшие в руки Нимроду. В них Нимрод охотился, как сказано: «Он был силен в охоте пред Творцом»[119]. Ибо когда он одевал их, собирались к нему все животные, звери и птицы – и падали перед ним. А Эсав вышел в поле, повел войну с Нимродом, убил его и взял у него эти одеяния. Сказано об этом: «И пришел Эсав с поля усталый»[120].
132) Эсав скрывал эти одеяния у Ривки. В них он выходил и охотился. А в тот день, когда отправил его Ицхак, чтобы он получил благословения, он не взял одеяния и вышел в поле и потому задержался там. Ибо поскольку он не облачился в эти одеяния, не собрались к нему звери, и он должен был гнаться за ними. И потому опоздал, и было время у Яакова взять благословения.
Когда одевал их Эсав, они совершенно не возносили запаха. Когда же одел их Яаков, тогда вернулась пропажа на свое место, т.е. вернулись они к категории Адам Ришон, ибо красота Яакова была красотою Адама, и потому вернулись они в тот час на свое место и вознесли запахи[121].
133) Как такое может быть, что красота Яакова была подобна красоте Адама? Пятка Адама затмевала солнечный свет. Неужели и Яаков был таким?
Разумеется, так было вначале, пока не согрешил Адам Ришон. Ни одно творение не могло тогда взглянуть на его красоту. Но после того как он согрешил, изменилась его красота, и уменьшилась его высота, и оказался он на высоте ста локтей. Однако до прегрешения была его высота от земли до небосвода. Красота же Яакова была подобна красоте Адама после прегрешения.
Красота Адама заключалась в том, что высшая вера, Бина, зависела от этой красоты. Иными словами, он удостоился света Бины и оттуда обрел красоту. Поэтому сказано: «Да пребудет краса Господа Бога нашего на нас»[122], ибо свет Бины называется красою. И сказано: «Созерцать красу Творца»[123] – это красота Яакова, который тоже удостоился света Бины, подобно Адаму.
134) «И обонял запах одежд его, и благословил его». Это сказано о Зеир Анпине, представляющем среднюю линию, которая ограничивает свечение хохма, дабы светило оно тайной запаха – снизу вверх. И потому «запах одежд его» (возносится), после того как их одел Яаков, т.е. средняя линия. А до того как он одел их, они не возносили запаха.
Когда одел их Яаков, в тот час они вознесли запахи. И пока Ицхак не почуял запах этих одеяний, не благословил его, так как (лишь) тогда, когда они вознесли запах, он узнал, что достоин он благословения. Ибо если бы он не был достоин благословения, то не поднялись бы с ним все эти святые запахи. Сказано об этом: «И обонял запах одежд его, и благословил его».
135) «Как запах поля, которое благословил Творец». Что это за поле? Яблочное поле, Нуква, называющаяся полем святых яблок, которое высшие праотцы, ХаГаТ Зеир Анпина, поддерживают и исправляют. Когда Нуква получает от ХаГаТа Зеир Анпина, которые называются цветами яблока: белым, красным и зеленым, – она зовется яблочным полем, ибо тогда она пребывает в свечении хохма. А поскольку свечение хохма в ней светит только снизу вверх, она называется запахом, так как запах принимается снизу вверх: от хотэма к мохин[124]. И не передается он сверху вниз. Сказано об этом: «Как запах поля, которое благословил Творец» – т.е. как свечение хохма в Нукве, что светит в свойстве запаха.