Сущность информационных систем менеджмента.

Информационная система (ИС) — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Структура информационной системы:

¾ информационное обеспечение - своевременное формирование и выдача достоверной информации;

¾ техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы;

¾ математическое программное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников между собой в процессе разработки эксплуатации информационной системы;

¾ правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус, функционирование информационной системы. Главная цель - укрепление законности (указы, законы, постановления государственной власти);

¾ программное обеспечение - специальные программы, рассчитанные на выполнение определенных задач.

Информационную систему менеджмента (ИСМ) некоторые понимают как синоним ИС, другие - как четко регламентированную систему поставки стандартных отчетов.

В современной системе знаний о менеджменте и об ИС термин "информационная система менеджмента" понимается расширенно - как круг разнообразных ИС, которые обеспечивают менеджерам эффективное принятие решений относительно развития управляемого объекта.

Целью ИСМ является эффективное принятие решений менеджерами относительно развития управляемого объекта.

ИСМ - это более мобильная система, которая позволяет менеджерам свободно и оперативно, на своем рабочем месте, использовать, в зависимости от ситуации, специальные средства проектирования альтернатив решения.

Особый статус ИС в менеджменте был осознан в 1970 годах, в связи с возникновением концепции систем поддержки принятия решений (СППР),

Информационные системы менеджмента создаются на основе изучения технологии принятия решений с использованием методологии системного подхода. Концептуальным фундаментом здесь служит модель принятия решений Г. Саймона.

Процесс принятия решений по Г. Саймону имеет три стадии: информационную, проектную, а также стадию выбора.

ü На информационной стадии исследуется среда, определяются события и условия, требующие принятия решений.

ü На проектной стадии разрабатываются и оцениваются возможные направления деятельности (альтернативы).

ü На стадии выбора обосновывают и отбирают определенную альтернативу, организуя слежение (мониторинг) за ее реализацией.

Отдельные стадии процесса могут многократно повторяться, если менеджер не будет удовлетворен собранной информацией или результатами ее обработки.

Информационные системы менеджмента (ИСМ) — это компьютерные системы,

обеспечивающие необходимую информацию и поддержку принятия управленчес­ких

решений. Так же как операционные ИС, они включают в себя программное и аппаратное обеспечение плюс человеческие ресурсы. Когда менеджеру отдела про­изводства необходимо принять решение о производственном графике, ему, к при­меру, требуются данные об ожидаемом количестве заказов. Прогноз составляется на анализе тенденции развития рынка, уровне запасов, численности сотрудников различных специальностей. Все эти данные призвана обеспечить ИСМ.

Распрост­раненной формой такой системы являются информационные системы

отчетности, обеспечивающие менеджеров и участвующих в управлении сотрудников необхо­димыми для принятия повседневных решений отчетами.

Системы поддержки принятия решений — это интерактивные компьютерные ИС, в которых используются различные модели принятия решений и специализирован­ные

базы данных, обеспечивающие деятельность ответственных за принятие решений сотрудников. Программное обеспечение таких систем позволяет пользователям

опре­деленным образом ставить ряд вопросов типа «что, если», получая в

интерактивном режиме соответствующие рассматриваемой ситуации варианты

действий.

Информационные системы исполнительного руководства облегчают принятие стратегических решений на высшем уровне управления. Используемое в них

про­граммное обеспечение обеспечивает доступ пользователей к большим массивам комплексных данных, предоставляет возможности их анализа и представления. Та­кие системы предоставляют высшему менеджменту возможность быстрого доступа к

необходимой внутренней и внешней информации, способствуют идентификации

проблем и рассмотрению возникающих в связи с ними ситуаций.


Наши рекомендации