Методы обучения и преподавания: дискуссия
ГОсударственный медицинский университет г.семей
Методические рекомендации
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Специальность: 5B130100 «Общая медицина»
Дисциплина: ИКТ
Кафедра: Современная история Казахстана и ООД
Курс 1
Темы 26 «Электронное правительство: концепция, архитектура, сервисы. Форматы реализации электронного правительства в РК»
Составитель: преподаватель Букатаева АБ.
Семей-2016г
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 2016_ г.
Завуч ____________________Буланова Р.К
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________
________
________
________
________
Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)
ученая степень, ученое звание
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________
________
________
________
________
Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)
ученая степень, ученое звание
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.
Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________
________
________
________
________
Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)
ученая степень, ученое звание
1. Тема 27: «Электронное правительство: концепция, архитектура, сервисы. Форматы реализации электронного правительства в РК»
2. Цель занятия: Ознакомление студентов с целями и задачами Программы формирования «Электронного правительства» в РК, анализом современного состояния информатизации в государственных органах, основными направлениями и механизмами реализации программы.
3. Задачи обучения:Введение понятия «Электронное правительство», основных терминов и механизмов реализации программы развития электронного правительства.
Студент должен знать: Государственную политику информатизации, знать , что такое «Электронное правительство»
Студент должен уметь: работать в портале www.e.gov.kz, должны иметь вожможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность.
4. Основные вопросы темы:
1. Понятие информационно-коммуникационных технологий.
2. ИКТ и эффективность государственного управления.
3. Определение электронного правительства (ЭП).
4. Возникновение концепции развития электронного правительства.
5. Цели и задачи Государственной программы формирования ЭП в Республике Казахстан 2005-2013 годы.
6. Основные направления и механизмы реализации государственной программы формирования «Электронного правительства».
7. Нормативно-правовые основы для внедрения и функционирования систем ИКТ в государственном управлении в Казахстане. Совершенствование законодательной базы.
8.Инфраструктура «Электронного правительства».
Методы обучения и преподавания: дискуссия
6.Литература:
1. Концепция электронного правительства РК
2. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 годы
3. Программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы
4. Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 217-III «Об информатизации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2010 г.)
5. Закон Республики Казахстан от 15.07.2010 N 337-lV по вопросам развития "электронного правительства"
6. "Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007–2009 годы". Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 г. № 995. Интернет сайт Агентства РК по информатизации и связи – www.aic.gov.kz.
7. Интернет портал электронного правительства Республики Казахстан – www.e.gov.kz.
8. ttp://refleader.ru/jgeujgrnayfsyfs.html
Глобализация и развитие «информационного общества» стремительно меняют облик современного мира. Можно отметить, что в целом его сущность определяют ряд взаимосвязанных процессов:
* информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического развития;
· формируется рынок информации и знаний как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала.
* стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации.
· развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортная инфраструктура.
· развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
Одним из неотъемлемых фрагментов «информационного общества» является «электронное правительство», работающее на базе информационной инфраструктуры органов государственной власти, обеспечивающее эффективную реализацию большинства функций государственного управления и в первую очередь, ориентированную на взаимодействие государственного аппарата с гражданами и бизнес-структурами на основе новых информационных технологий.
Для осуществления правильной стратегии и тактики на каждом из этапов формирования инфраструктуры ЭП, рациональной организации, координации и взаимодействия всех участников процесса – исполнительной, законодательной и судебной властей всех уровней, частного сектора, университетов, общественных организаций и граждан необходима соответствующая концепция. Переход на электронное взаимодействие в масштабе страны фактически означает трансформацию всех основных форм деятельности правительственных учреждений и является сложным процессом, требующим значительных финансовых затрат и решения целого комплекса взаимосвязанных политических, правовых, административных и технологических вопросов. Данная концепция определяет организационные, методические и технологические принципы и национальные стандарты использования информационных технологий в деятельности государственных органов и является инструментом обеспечения административной реформы и модернизации системы государственного управления.
История создания электронных правительств идет параллельно с развитием информационных технологий. «Электронное правительство» подразумевает использование информационных технологий, в частности Интернета, как наиболее доступного средства электронного взаимодействия между государственными органами, гражданами страны и частным бизнесом.
Термин «Электронное правительство» - e-Government подразумевает собой организацию государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации и предоставление услуг органов всех ветвей власти всем категориям граждан и частного сектора электронными средствами (Интернет, телефон, факс, центры доступа, беспроводные устройства и другие коммуникационные системы.)
«Электронное правительство» — это новая система внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов.
Инфраструктурой электронного правительства являются интегрированные государственные информационные ресурсы в сочетании с развитой системой информационных служб, обеспечивающей гражданам регламентируемый доступ к этим ресурсам.
Реализация концепции электронного правительства предполагает решение следующих основных задач.
Создание официальных сайтов в Интернете и их наполнение актуальной официальной информацией. К обязательной информации относится (судя по содержанию подобных сайтов других стран) общая, справочная и контактная информация государственных учреждений, статистика, сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные отчеты, содержимое государственных архивов. На сайте могут быть также расположены:
♦ документы или ссылки на документы вышестоящих учреждений;
♦ актуальные материалы, публикуемые учреждением в соответствии с его функциями;
♦ рекомендации физическим или юридическим лицам по решению их типичных проблем (так называемые типовые «сценарии»).
Создание интерактивных служб, позволяющих упростить процедуры взаимодействия государства с гражданами, обеспечить максимально комфортные условия для обращения в государственные учреждения. Среди таких служб, развиваемых во многих странах, можно выделить составление и подачу налоговых деклараций, оплату счетов, подачу заявлений, электронные торговые площадки для проведения государственных закупок.
Возможна также реализация следующих служб:
♦ предоставление доступа к шаблонам документов, необходимых в различных ситуациях, возникающих при взаимодействии граждан и предприятий с органами государственного управления;
♦ уплата штрафов;
♦ определение прав на социальные льготы;
♦ поиск вакансий в государственных организациях;
♦ получение и продление лицензий на ведение профессиональной деятельности;
♦ выдача сертификатов и разрешении;
♦ запись на прием к врачу;
♦ предоставление услуг дистанционного образования;
♦ регистрация избирателей.
Создание эффективной системы обратной связи с гражданами.
Это так называемые электронные почтовые ящики для обращений граждан, открытые и закрытые интернет-форумы, системы голосования и социологических опросов.
Для реализации концепции электронного правительства необходимо соблюдение ряда принципов:
ü высокое качество информации, размещенной в Интернете, в сочетании с ее доступностью для любых категорий граждан;
ü высокий уровень компьютерной подготовки государственных служащих;
тесное взаимодействие между органами государственного управления, предпринимателями в сочетании с простотой его правил. Поэтому должны быть созданы общенациональные стандарты межведомственного взаимодействия и информационного обмена.
Информационно- коммуникационные технологии (ИКТ) — Information and Communication Technologies (ICT)- совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее именуются - ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.
Как полагают эксперты, введение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственное управление позволит ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств, расширить возможности населения в формировании гражданского общества за счет улучшения доступа к различного рода информации, создания более прозрачной работы государственных служб, ослабления бюрократических барьеров.
Концепция государственного управления, характерная для информационного общества, базируется на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Характеризуется направленностью на потребности граждан, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы. Один из наиболее действенных способов борьбы с коррупцией и бюрократией, а также обеспечения прозрачности официальных структур.
Эффективность функционирования системы государственного управления может быть определена по следующим направлениям:
· взаимодействие с гражданами и предприятиями;
· внутренняя работа учреждения;
· взаимодействия органов власти между собой.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органами государственной власти. Достоверная, оперативная, полная актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданами процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок.
Кроме того, граждане и организации должны иметь вожможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживать состояние запросов.
На основе ИКТ возможно реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с оргами власти всех уровней.
Прямой экономический эффект от внедрения ИКТ связан:
· с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов;
· с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с документами;
· с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов государственного управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами).
Большое значение имеет и косвенный эффект о внедрения, включающий:
· улучшение качества принимаемых решений;
· повышение доверия граждан к власти;
· снижение косвенных общественных издержек на содержание органов власти.
Современные информационно-коммуникационные технологии обеспечивают возможность создания электронного правительства, ориентированного на интересы граждан.
Портал Электронного Правительства (Портал ЭП)– web-сайт через который физические и юридические лица получают доступ к электронным услугам ЭП.
Рисунок 19. Структура Единой системы электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан (ЕСЭДО).
Протокол приложений для беспроводной связи Wireless Application Protocol (WAP) –Протокол, который обеспечивает доступ в Интернет с мобильного телефона.
Удостоверяющий центр– юридическое лицо, удостоверяющее соответствие открытого ключа электронной цифровой подписи закрытому ключу электронной цифровой подписи, а также подтверждающее достоверность регистрационного свидетельства (закон РК от 7 января 2003 года №370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»).
Электронная цифровая подпись (ЭЦП)- набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания (закон РК от 7 января 2003 года №370-II «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»).
Электронные услуги– предоставление правительственной информации, программ, услуг гражданам, бизнес-структурам с использованием, как правило, сетей общего пользования (например, Интернет).
Web-служба– приложение, которое получает запросы от других систем, используя для этого коммуникационные Интернет технологии, независимые от платформы и поставщика, служит для обмена данными между системами.