Эффективность информационных систем: где правда, а где иллюзии?
Сейчас многие задаются вопросом: Само по себе внедрение новых корпоративных ИС конкурентное преимущество сегодня не обеспечит: у большинства фирм они уже есть. Результат может дать только их эффективное использование. А вот с этим как раз на большинстве российских предприятий серьезные проблемы
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали неотъемлемым атрибутом деятельности каждого человека. Жизнь без компьютеров и телекоммуникационных сетей кажется уже странной и невозможной. ИКТ используются и частными лицами, и на предприятиях. В настоящий момент Россия движется по общей со всем развитым миром траектории, хотя и с некоторым отставанием. Важно понять, насколько это отставание велико.
В 2005 году Институт развития информационного общества (ИРИО) провел в Москве исследование, целью которого было определение уровня развития информационных технологий. Имеется информация и из регионов России. При сопоставлении этих данных с данными о положении в Европейском союзе можно составить представление о масштабах нашего отставания и его причинах.
КОМПЬЮТЕР ВКЛЮЧИЛИ?
В результате проведенного ИРИО исследования стало ясно, что в Москве на 55% предприятий большая часть персонала пользуется компьютерами и на 26% имеет доступ в интернет. Среднероссийские показатели составляют соответственно 33,8 и 5,8% (см. рис. 1 и рис. 2). В ЕС персональные компьютеры используют в среднем 49% сотрудников компаний.
Рисунок 1. Доля организаций, в которых свыше 50% работников использовали персональные компьютеры (% от общего числа обследованных российских средних и крупных организаций), на начало 2005 г.
Рисунок 2. Доля организаций, в которых свыше 50% работников использовали интернет (% от общего числа обследованных российских средних и крупных организаций), на начало 2005 г.
Источник: Итоги единовременного обследования Росстата по форме № 3 ИНФОРМ,
2004 г.
Приведенные выше показатели свидетельствуют о том, что основными элементами информационно-коммуникационных технологий (компьютеры на рабочих местах, файловый сервер, электронная почта, выход в интернет) предприятия располагают. Однако их применение не дает принципиально новых возможностей по сравнению с традиционными методами работы. Успешные же компании обычно внедряют и используют не просто информационные технологии, а информационные системы. Как же с ними обстоят дела в Москве?
К сожалению, более или менее полной статистики по использованию российскими компаниями информационных систем масштаба предприятия пока не существует. В качестве индикатора, например, можно взять системы управления заказами. Это не столь всеобъемлющие по сравнению с системами класса ERP информационно-технологические комплексы, которые, однако, решают одну из наиболее важных для компании задач - обеспечение взаимодействия с потребителями товаров и услуг. Поскольку такие системы обслуживают лишь одну, хотя и очень важную, функцию предприятия и автоматизируют только ограниченный набор бизнес-процессов, они проще во внедрении и более доступны для приобретения, чем ERP-системы.
В Москве системы управления заказами имеются всего на 4,7% предприятий. Для сравнения, в Европейском союзе в 2004 году такие системы были внедрены в среднем в 33,8% компаний. При этом среди стран ЕС их доля колебалась от 14,6% в Великобритании до 65,4% в Финляндии, а среди недавно вступивших в ЕС стран Восточной Европы - от 6,6% в Болгарии до 57% в Румынии. Таким образом, даже Москва отстает от самой по этому показателю страны Восточной Европы почти в полтора раза! Что же говорить об остальной России? Сложившееся положение подтверждают и данные, получаемые в процессе управленческого консультирования отечественных компаний.
В целом можно сделать довольно неприятный вывод: на большинстве российских предприятий информационно-коммуникационные технологии имеются, но не используются (если не считать применение ИС для примитивной механизации офисного труда в качестве модернизированной пишущей машинки и калькуляторов). На многих предприятиях информационных систем просто нет. Как максимум имеется бухгалтерская система, решающая ровно одну задачу - составление отчетности для налоговой инспекции.
СИСТЕМОЙ - ПО КОНКУРЕНТУ?
Примерно последние пять лет эксперты в развитых странах констатируют, что внедрение информационных систем на предприятии не повышает его конкурентоспособность. С чем это связано? Ответ очень прост: информационные системы есть уже у всех. Поэтому при внедрении такой системы предприниматель не получает преимущества перед другими предприятиями. По крайней мере принципиального преимущества.
У нас ситуация иная. Информационные системы масштаба предприятия (класса ERP), обеспечивающие управление ресурсами компании в целом, внедрены далеко не во всех российских компаниях. Да и там, где это было проведено, результаты не всегда соответствуют желаемым. Поэтому у нас эффективное и методологически правильно проведенное (что важно) внедрение информационной системы еще может повысить конкурентоспособность предприятия, но только в сравнении с российскими компаниями, пока не имеющими таких систем. Что же мешает нашим компаниям успешно использовать информационно-коммуникационные системы для повышения своей конкурентоспособности? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем еще некоторые данные из исследования ИРИО.
В таблице 1 приведены сравнительные показатели доли сотрудников информационно-технологической службы предприятий разного масштаба по отношению к общей численности персонала в Москве и странах Европейского союза. Из таблицы видно, что даже в Москве отечественные компании абсолютно всех категорий отстают по этому показателю, причем на предприятиях малого бизнеса эта разница наиболее драматична - более чем в четыре раза! На малых российских предприятиях IT-персонал чаще всего отсутствует или имеется в лице одного низкооплачиваемого или вообще приходящего сотрудника, в то время как в аналогичной компании в Европе работают, как правило, два таких специалиста.
Таблица 1. Доля IT-специалистов в численности персонала предприятий в Москве (2005 г.) и странах ЕС (2003 г.), %Категория предприятий Москва Страны ЕС
Все 6,24 10,6
Численностью до 10 чел. 4,31 18,6
Численностью 10-49 чел. 6,63 10
Численностью 50-249 чел. 3,56 4
Численностью 250 и более чел. 1,44 2
В таблице 2 приведены сравнительные данные о предприятиях Москвы и Европейского союза, вкладывающих деньги в обучение персонала в сфере информационно-коммуникационных технологий. Как видно, даже в Москве компании в среднем в три раза меньше, чем в Европейском союзе, финансируют повышение квалификации своих кадров в области ИКТ! А если сравнить показатели по крупным предприятиям, то бросается в глаза, что в Европе инвестициями в подготовку кадров в области ИКТ занимаются практически все предприятия этого масштаба, в то время как в Москве - менее 40%.
Таблица 2. Доля предприятий, финансирующих обучение персонала в IT-сфере в Москве (2005 г.) и странах ЕС (2003 г.), %Категория предприятий Финансирование обучения сотрудников (в любой форме)
Москва Европейский союз
Все 25,6 74
Численностью 250 и более чел. 38,7 93
Стоит ли удивляться нашему отставанию в эффективности использования ИКТ? Персонал, не прошедший соответствующую подготовку, просто не в состоянии правильно их использовать. Он не знает их возможностей и ограничений, совершает ошибки. Хуже всего то, что адекватной подготовки не имеют и владельцы предприятий, и топ-менеджмент. Вследствие этого они не могут понять, что именно предприятие и они лично получат от использования ИКТ, не могут спланировать свои потребности в информационных системах и оценить решения, предлагаемые поставщиками. Нежелание руководителей предприятий финансировать обучение персонала ИКТ свидетельствует о том, что они не понимают значения ИКТ и информационных систем в современном бизнесе.Когда конкурентоспособность повышается
В конце ХХ века было принято считать, что внедрение информационных систем на предприятии повышает его конкурентоспособность. В известной степени это было верно, так как классическая схема такого внедрения (в развитых странах) выглядела следующим образом:
первый этап: обследование предприятия, документирование имеющихся бизнес-процессов - составление образа предприятия ;
второй этап: реорганизация бизнес-процессов, составление образа предприятия ;
третий этап: разработка или доработка информационной системы масштаба предприятия под образ ;
четвертый этап: внедрение информационной системы с одновременной перестройкой бизнес-процессов.
Таким образом, в те годы внедрение информационных систем в компании включало в себя существенную реорганизацию предприятия с перестройкой всех его бизнес-процессов. Собственно, именно тогда в связи с внедрением информационных систем и появился термин . Изменение организационной структуры предприятия приводило к повышению эффективности, соответственно повышалась и конкурентоспособность.
Между прочим, в СССР к информатизации относились аналогичным образом. Многие наверное еще помнят период моды на АСУ, когда было разработано значительное количество очень действенных принципов, вполне актуальных и по сей день. Частично они вошли в состав ГОСТов и других руководящих документов по АСУ.
ЧТО МОГУТ И ЧТО НЕ МОГУТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
В современном мире трудно представить себе сколько-нибудь серьезную компанию, которая не использует информационные технологии. То, что они нужны, не вызывает сейчас сомнений, пожалуй, ни у одного из думающих топ-менеджеров. Однако когда задается вопрос , ответить на него оказывается не так просто, как можно было бы представить.
Часто руководители или владельцы предприятий спрашивают своих : Правильные ответы: и . Особенно остро проблема проявляется, когда компания начинает использовать систему, а эффект оказывается далеко не таким значительным, как обещали поставщики. Значит ли это, что поставщики обманывают? Вовсе не обязательно. На самом деле гораздо важнее ответить не на вопрос , а на вопросы , а также .
Информационные технологии - это только инструмент. А инструмент без людей не работает. Сама по себе информационная система экономического эффекта не дает. Единственный реальный результат от использования информационно-коммуникационных технологий, который есть всегда, - это снижение транзакционных издержек в процессах информационного обмена и анализа информации. Да и тот не может быть получен автоматически. Чтобы добиться нужного эффекта, необходимо наличие оптимальной информационной системы и умение рационально ее использовать.
Многие поставщики информационных систем утверждают, что использование ИС . Это также не соответствует действительности. Качество управления зависит исключительно от уровня подготовки и, если хотите, таланта людей, которые занимаются управлением. Никакая информационная система не спасет предприятие, руководитель которого склонен принимать опрометчивые хозяйственные решения. И тем более если предприятие не имеет определенной стратегии и мечется от одного направления к другому.
Так зачем нужны информационные системы, если их внедрение, как правило, не приводит к повышению конкурентоспособности, снижению издержек и увеличению прибыли? Какой бы то ни было эффект от информационных систем возможен только тогда, когда к их использованию относятся не как к технологической, а как к организационной задаче. Иными словами, эффект можно получить, только если соответствующим образом реорганизовать компанию. Без этого сколь бы совершенной ни была информационная система, какие бы современные информационные технологии в ней не использовались, толку не будет
http://www.logistpro.ru/282