Использование технологий дополненной реальности в преподавании истории в школе
Юдин Г.А., Аверина Н. В.
Стремительное развитие информационных технологий способствует глобальным изменениям во всех сферах общества. Информатизация и виртуализация стали новым вектором развития общечеловеческой цивилизации. Изменения не могли не затронуть и сферу образования. Множество разнообразных технических и технологических решений по организации процесса обучения сегодня объединяются понятием e-learning – электронное обучения. Электронное обучение – новое явление в образовании, стремительно завоевывающее ведущие позиции. К e-learning относятся такие популярные на сегодняшний день образовательные технологии, как дистанционное обучение, MOOC, мобильное и асинхронное обучение.
Одним из перспективных направлений развития электронного образования является применение в образовательном процессе технологий дополненной реальности.
Дополненная реальность - термин, относящийся ко всем проектам, направленным на дополнение реальности любыми виртуальными элементами[1].
Бурное развитие мобильных технологий и сегмента носимой электроники дает возможность реализовать огромный образовательный потенциал технологии дополненной реальности. Внедрение элементов дополненной реальности в учебные, учебно-методические и наглядные пособия позволяет сделать их более информативными, обеспечить белое высокий уровень интерактивности. Использование технологии дополненной реальности на уроке и в самостоятельной работе учащихся позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в рамках реализации деятельностного подхода к обучению, заложенному в федеральные образовательные стандарты второго поколения. Данные положения обуславливаю актуальность предлагаемого проекта.
Целью данной работы является внедрение технологии дополненной реальности в обучение истории в школе, для стимулирования диалога в обучении и привлечения детей к процессу изучения истории.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты по данной теме проекта.
2) Обосновать и апробировать данную технологию в общеобразовательных учреждениях.
3) Усовершенствовать знания учащихся по истории при помощи технологии дополненной реальности
Целевая группа: учителя, учащиеся образовательных учреждений
Этапы разработки проекта
На подготовительном этапе мы определяли тему, цели и задачи нашего проекта. Бала проработана литература по проблематике проекта. Определены перспективы его реализации. Было разработано проектное задание на разработку форм и методов использования технологий дополненной реальности в процессе обучения истории в средней школе.
На этапе планирования была разработан примерный план-график работы над проектом. Сформулирована гипотеза исследования, определен состав рабочей группы по разработке и реализации проекта. Разработаны программы научно-методических и экспериментальных исследований.
На третьем - поисковом этапе нами была проведена работа по анализу отечественного и зарубежного опыта использования технологий дополненной реальности в образовании и смежных отраслях (музейном и библиотечном деле, просветительской деятельности, социальных проектах и т.д.). На основании полученных данных нами было разработано несколько вариантов применения технологий дополненной реальности в процессе обучения.
Параллельно проводились изыскания в области методики обучения истории в школе. Был изучен и обобщен опыт использования Интернет-технологий учителями истории и обществознания г. Ишима. На основе полученной информации был подготовлен рейтинг наиболее востребованных web-технологий. Данный рейтинг позволил проследить наиболее перспективные направления внедрения web-технологий в процесс обучения.
На основе проведенных исследований была разработана теоретическая модель использования технологий дополненной реальности в процессе обучения истории в школе. Данная модель включает в себя блоки технических и методических требований, обеспечивающих наиболее эффективное применение дополненной реальности в процессе обучения.
На этапе моделирования были проведены работы по разработке эффективной системы применения технологии дополненной реальности на уроках истории в школе. В качестве базовой технологии для проекта была выбрана технология QR-кодов. Данная технология отличается простотой использования, высокой надежностью и гибкостью. QR-коды нашли широкое применение в изданиях компьютерной тематики и в рекламе. Таким образом, с использованием QR-кодов хорошо знакомы как учителя, так и ученики.
Важной задачей был выбор форм-фактора. На поисковом этапе было выявлено несколько вариантов предъявления QR-кодов, применяющихся в образовательном процессе:
- Внетекстовой элемент учебника. Данная форма предъявления QR-кодов используется в ряде зарубежных разработок.
- Стикер (наклейка). Используется при проведении «живых» и «городских» квестов и в музейных экспозициях
- QR-коды как дополнительный элемент наглядных средств обучения (плакатов, карт, стендов).
Все эти варианты отличаются статичностью. Они не дают учителю свободу деятельности. Вместе с тем, использование ИКТ-технологий требует от учителя творческого подхода. Поэтому, учителю нужен инструмент максимально гибкий, допускающий множество вариантов использования. Именно поэтому, было принято решение в качестве форм-фактора для QR-кодов использовать двухсторонние карточки. На одной карточке располагается QR-код, на другой – информация о его содержании (в виде миниатюры карты, картины, условный знак для видео и интерактивных заданий). Таким образом, карточки могут использоваться как для организации работы с web- ресурсами, так и в качестве классического раздаточного материала для самостоятельной работы учащихся. Так же, предусмотрена возможность крепления карточек на доске с помощью магнитов. В данном варианте карточки могут быть использованы в качестве аппликаций для «оживления» карты или при составлении опорного конспекта.
В дальнейшем планируется создание специального сайта поддержки, который будет содержать весь необходимый медиаконтент по всем разделам школьного курса Истории России.
Этап апробации проекта запланирован на февраль-март 2015 года. На данном этапе планируется проведение эксперимента по использованию карточек с элементами дополненной реальности в обучении истории на базе6 классов МАУ СОШ №8 г. Ишима. По результатам эксперимента планируется разработка методических рекомендаций для учителей по применению технологий дополненной реальности.
В дальнейшем планируется разработка комплектов карточек дополненной реальности для уроков истории и обществознания в 5-11 классах и их внедрение в практику.
Технологии реализации проекта. В рамках реализации проекта «Использование технологий дополненной реальности в обучении истории в школе» было проведено анкетирование учителей истории и обществознания школ г. Ишима с целью выявления востребованности Интернет-ресурсов в процессе обучения истории в школе. На основе полученных данных был составлен рейтинг медиконтента, используемого на уроках истории:
Гипертекст. Справочный материал о исторических событиях, явлениях, процессах, биографии выдающихся исторических личностей, исторические источники.
Видео и анимация. Учебные и научно-популярные видеофильмы исторической тематики. В своей работе учителя отдают предпочтения бесплатным видеохостингам, таким как YouTube. К этой же категории относятся и анимированные исторические карты и схемы, так же находящие применение в процессе обучения.
Векторная графика (карты, исторические картины и др.)
Онлайн тесты, викторины, кроссворды.
Аудиоматериалы.
Статистические данные.
Инфографика.
На основе полученных данных было сформулировано задание для разработки содержания комплекта карточек дополненной реальности по курсу «История России с древнейших времен до XVI века» к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. Был проведен отбор готового медиаконтента отвечающего содержанию и образовательным задачам данного курса. Ряд интерактивных компонентов (ленты времени, викторины, кроссворды, тесты, контрольные задания) были специально разработаны для данного проекта. Ведется работа над созданием сайта поддержки проекта, на котором будут размещены все необходимые материалы.
Была разработана общая концепция оформления учебных карточек, отработана технология их предпечатной подготовки и печати.
Планируется проведение апробации разработанного комплекта карточек на базе МАУ СОШ №8 г. Ишима. По результатам апробации будут разработаны методические рекомендации для учителей и учащихся по использованию комплекта карточек с элементами дополненной реальности в образовательном процессе.
Ожидаемые результаты проекта. Внедрение в образовательную практику школы разработанных в рамках проекта технологий и методов использования дополненной реальности позволит повысить качество подготовки учеников школ по дисциплинам «История России» и «История зарубежных стран», улучшить условия для реализации на уроках истории деятельностного и практико-ориентированного подходов.