Структура учебной практики

Учебная практика

(практика по получению первичных профессиональных

Умений и навыков)

Методические указания для студентов по направлению подготовки:

23.03.03 - "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов"

очной и заочной форм обучения

Чебоксары 2016

УДК 621.86

Составитель: Иванов М.Ю.

Рецензенты:

Тончева Н.Н., зав. кафедрой «Машиноведение» ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет»

Васильев С.А., к.т.н., доцент кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ФГБОУ ВО «ЧГСХА»


Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков): методические указания для студентов по направлению подготовки 23.03.03 - "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов" очной и заочной форм обучения / Сост. Иванов М.Ю. 2016. – 26 с.

Одобрено к изданию учебно-методическим советом ФГБОУ ВО ВФ МАДИ

© Иванов М.Ю., 2016

© ВФ МАДИ, 2016

Содержание

Введение
1. Объекты практики
2. Структура учебной практики
3. Содержание занятий на объектах практики
4. Структура отчета по практике
5. Вопросы теоретической части отчета по практике
6. Задания для выполнения практической части отчета по практике
7. Критерии оценки отчета по учебной практике
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2

Введение

Целью учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) является ознакомление студентов строительных специальностей с составом машинных парков и структурой эксплуатационных предприятий, изучение основ технической эксплуатации строительных и дорожных машин, а также закрепление знаний, полученных при прохождении лекционных и практических курсов

Студенты знакомятся с примерами использования машин в различных эксплуатационных условиях, основами диагностики, технического обслуживания и текущего ремонта.

Практике предшествует организационное собрание, на котором сту­дентов знакомят с программой и графиком прохождения учебной практики, проводится инструктаж по правилам проведения и обеспечения безопасно­сти на объектах.

Объекты практики

Местами практики являются:

• дорожно-строительные объекты;

• объекты строительства или реконструкции мостов и путепроводов, строи­тельства или реконструкции взлетной полосы;

• цементобетонные заводы либо заводы для изготовления железобетонных изделий;

• асфальтобетонные заводы;

• управления механизации земляных работ;

• управления механизации работ по содержанию и ремонту дорожных покрытий

• учебно - производственная база Волжского филиала МАДИ

Структура учебной практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, 2 недели.

№ п/п Виды учебной деятельности на практике по разделам (этапам), включая самостоятельную работу студентов 2 семестр
Трудо-емкость (в часах) Формы текущего контроля
  Подготовительный этап    
1. вводная лекция Собеседование
2. инструктаж по технике безопасности Запись в журнале
3. индивидуальное собеседование 1,25 Собеседование
  Основной этап    
1. выполнение возложенных функциональных обязанностей Собеседование
2. заполнение дневника практики 2,5 Собеседование
  Заключительный этап    
2. написание отчета Собеседование
3. защита отчета по практике 0,25 зачет
  Всего часов зачет

Прохождение учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций:

Таблица 1 – Компетенции, регламентированные ФГОС ВО и ОПОП ВО

Код Содержание
  Профессиональные компетенции
ПК-7 готовностью к участию в составе коллектива исполнителей к разработке транспортных и транспортно-технологических процессов, их элементов и технологической документации (ПК-7);
ПК-11 способностью выполнять работы в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю (ПК-11);
ПК-17 готовностью выполнять работы по одной или нескольким рабочим профессиям по профилю производственного подразделения (ПК-17);

Содержание занятий на объектах практики

Изучение эксплуатационных свойств и оценка качества топлива двига­телей внутреннего сгорания дорожных машин в эксплуатационных условиях включает следующие работы:

• определение типа и оценка качества топлива по внешним признакам (по цвету определяют принадлежность топлива к определенному типу, изме­нение цвета топлива вызывается наличием смол и других нефтепродук­тов);

• определение содержания воды в топливе;

• выявление содержания механических примесей;

• определение наличия смол в топливе;

• определение вязкости топлива.

При определении вязкости топлива обращается внимание на степень влияния этого параметра на эффективность процесса сгорания топлива.

Изучение эксплуатационных качеств масел и их оценка проходят в следующей последовательности. Вначале преподаватель дает, пояснения по процессам износа деталей в период их эксплуатации, о назначении и роли смазки. Студенты знакомятся с основными типами, марками и эксплуатаци­онными свойствами масел, используемых в узлах, механизмах и системах дорожных и строительных машин.

Далее студенты выполняют следующие работы:

• оценка состояния масла по внешним признакам;

• оценка уровня загрязненности масла;

• оценка в полевых условиях вязкости масла;

• определение эксплуатационных свойств масел.

Работа, связанная с определением эксплуатационных свойств масел, включает этапы:

• определение кинематической вязкости масла;

• определение содержания воды в масле;

• определение весового состава механических примесей в масле;

• определение дисперсионного состава механических примесей;

• определение щелочных и кислотных чисел.

Студентов знакомят с методом спектрального анализа масел, устрой­ством и принципом действия фотоэлектрической установки МФС-5. Для от­дельных проб масла на установке МФС-5 оценивается состояние масла ме­тодом спектрального анализа.

Техническое обслуживание автомобильной техники проходит через изучение основ системы планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин- (ППР) и оборудования для проведения ТО.

Для поддержания автомобильной техники в исправном и работоспособном состоянии принята система ППР, включающая в себя ежедневное обслуживание (ЕО), периодическое (плановое) техническое обслуживание (ТО), сезонное обслу­живание (СО), текущий и капитальный ремонты (Т и К).

При проведении ЕО производят очистку и мойку машины, осмотровые и крепежные работы, при необходимости, дозаправку машины топливом, смазочными материалами, рабочей жидкостью, водой, воздухом и т.д.

В состав ТО входят уборочно-моечные, диагностические, крепежные, регулировочные и смазочные работы. В зависимости от периодичности и трудоемкости ТО подразделяется на ТО-1, ТО-2, ТО-3. Для автогрейдера ус­тановлена следующая периодичность проведения ТО в моточасах: ТО-1-50, ТО-2-250, ТО-3-1000.

Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год, в за­висимости от климатических условий.

Для проведения работ по техническому обслуживанию применяют различные инструменты и приспособления, которые входят в состав поста для проведения ТО.

Студенты выполняют работу в следующем порядке:

• под руководством преподавателя изучить основные мероприятия системы ППР;

• изучить планировку поста технического обслуживания дорожных машин и выполнить его эскиз с указанием установленного оборудования;

• изучить перечень и устройство инструментов и приспособлений для ТО; по указанию преподавателя выполнить эскизы, поясняющие их работу;

• пользуясь картой смазки грузового автомобиля, найти точки смазки непосредст­венно на машине;

• пользуясь инструментами, плакатами, операционно-технологическими картами и инструкцией по техническому обслуживанию грузового автомобиля, по указанию преподавателя провести ЕО, в следующей после­довательности:

по двигателю.

• очистить двигатель;

• проверить комплектность;

• проверить отсутствие подтекания топлива и смазки;

• проверить крепление генератора и стартера;

• проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней ге­нератора;

• проверить уровень масла в картерах двигателя и топливного насоса;

• проверить надежности соединений в топливной системе;

• пустить дизель и убедиться в отсутствии посторонних стуков и шу­мов, проверить показания бортовых приборов;

по основным узлам,

• проверить путем внешнего осмотра комплектность автомобиля, отсут­ствие подтекания масла, топлива, тормозной, охлаждающей и рабочей жидкостей, электролита аккумулятора;

• проверить и при необходимости долить в бак отстоянное и профильтро­ванное топливо;

• проверить и при необходимости долить охлаждающую жидкость;

• проверить состояние шин и при необходимости подкачать их;

• проверить исправность рулевого механизма, колесных тормозов, элек­трооборудования и контрольно-измерительных приборов;

• промерить давление жидкости в подпорной магистрали гидротрансфор­матора и напорной магистрали гидросистемы;

• проверить температуру жидкости на выходе из гидротрансформатора;

• проверить на горизонтальном участке дороги "ведение" фрикционных муфт на нейтрали;

• проверить легкость переключения передач и диапазонов;

• проверить путем внешнею осмотра техническое состояние трубопро­водов и рукавов высокого давления рулевого привода.

Учебно - производственная база Волжского филиала МАДИ.

При прохождении учебной практики на учебно-производственной базе Волжского филиала МАДИ студентам поясняют особенности конструкции автомобильной техники, назначение и технические характеристики основного оборудования и механизмов. В ходе практики студентам выдается индивидуальное задание, согласно которому он должен изготовить учебный стенд или макет агрегата в разрезе. Особое внимание необхо­димо уделить вопросам техники безопасности и охраны труда.

По окончании студенты составляют отчет, который должен содер­жать описание выполненных работ и соответствующие фотографии.


Наши рекомендации